ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

tt.bb.86@bk.ru

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа доп. образование52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Муниципальное образование города Братск

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул. 50 лет Октября ,108

Телефон (3953)40-42-17, class="c67 c23">

Рассмотрено Утверждаю

На педагогическом совете И.о. Заведующего МБДОУ «ДСОВ№1»

Протокол № от «__ »______2023г. _____________ Е.И. Спириденко

Приказ № от «__ »_______2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составил воспитатель:

Борисова Татьяна Владимировна

Братск, 2023 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….…………3

2. Рабочая программа……………………………………………………………………… 8

3. Учебный план ……………………………………………………………………………8

4. Календарно - учебный график………………………………………………..…………8

5. Рабочая программа………………………………………………………………………8

Планируемые результаты……………………...…………………………………..… 9

Тематическое содержание программы………………………………………….… 9

#1058;ематический план ………………………………………………………………………10

7. Календарно -тематическое планирование ……………………………………….……11

8. Методы, приемы и формы………………………………………………………………14

9. Оценочный материал……………………………………………………………………15

10. Заключение………..………………………………………………………………..…..16

11. Список литературы…………………………………………………………………….17


  1. Пояснительная записка

«Расскажи – и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – познавательно – исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

Новизна и оригинальность программы: заключается в самом важном условие раскрытия познавательно - исследовательских способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития опытно –экспериментальной деятельности остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Познавательно - исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Новизна: обучение детей опытно – экспериментальной деятельности проводится с четырехлетнего возраста; подобраны приемы опытов и экспериментов; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий область познавательного развития. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

  1. Рабочая программа

Актуальность программы заключается в создании условий для применения приемов и методов опытно - экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, которая позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Обучающие:

#1055;родолжать знакомить детей с различными способами и приемами опытно-экспериментальной деятельностью.

#1060;ормировать умения следовать устным инструкциям.

#1055;родолжать обучать различным приемам и методам при проведении опытов и экспериментов.

#1055;обуждать детей использовать различные материалы.

Развивающие:

Продолжать расширять представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

#1056;азвивать у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов, представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины.

#1057;оздать условия для развития мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательные:

#1055;родолжать воспитывать художественный – эстетический вкус и чувство гармонии.

#1057;пособствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

3. Воспитывать и совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Содержание программы строиться на следующих принципах:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
  • обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
  • возрасту формах работы с детьми;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Материально-техническое обеспечение программы включает:

  • группа, столы, стулья;
  • доска, мольберт, ноутбук;
  • иллюстрации, схемы;
  • микроскоп;
  • различные опытно – экспериментальные материалы: губки, одноразовая посуда, соломинки, трубочки для коктейлей, колбы, пакеты, магниты, пластиковые бутылки, стаканы и др.

Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие исследователи» – 7 месяцев.

Условия вхождения в программу: Кружок посещают дети по запросам родителей (законных представителей).

Основной формой организации образовательной деятельности: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность); опытно -экспериментальная деятельность детей (фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации детей).

Для занятий опытно –экспериментальной деятельностью необходимо заранее подготовить оборудование и материалы.

  1. Учебный план

Возраст детей

4- 5лет

Длительность одного занятия

20 минут

День недели

Среда

Время проведения

16:00

Количество детей, посещающих кружок

В подгруппе не более 10 человек

Продолжительность

С октября по апрель

Место проведения

Группа

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

27

  1. Календарно – учебный график

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года

Продолжительность 7 месяцев (с до )

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

Сроки проведения итогового мониторинга (диагностики) май

5. Рабочая программа

Любое экспериментирование начинается с наблюдения и повторения правил поведения в лаборатории. Вначале, наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. Затем, дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

Все занятия включают в себя 4 этапа проведения, включающие следующий алгоритм реализации технологии детского экспериментирования:

1. Возникновение проблемы.

(Подготовительный этап)

2. Выдвижение гипотез (предположений).

(Этап формулирования цели эксперимента или опыта)

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

(Этап планирования экспериментальной деятельности)

4. Выводы (установление связей).

(Заключительный этап)

Формы проведения занятий различны: различные опыты и наблюдения, познавательные беседы, экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно технологиями по программе ПРОдетей: «волшебная лупа» - это карточки-макеты луп, у которых вместо стекла определенное изображение-символ:

  • Лупа – глаз: ребенку необходимо рассказать, что он видит;
  • Лупа – рот: ребенку необходимо описать предмет, какой он на вкус;
  • Лупа – ухо: ребенку необходимо выразить, какой звук издает предмет;
  • Лупа – рука: ребенку необходимо описать предмет на ощупь;
  • Лупа – нос: ребенку необходимо рассказать, какой запах чувствует он.

Планируемые результаты

Дети:

1. Самостоятельное выделение и поставки проблемы, которую необходимо решить.

#1044;оказать возможные решения, исходя из данных, делать выводы.

#1042;озникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

#1055;роявление любознательности, наблюдательности и самостоятельности.

5. Способность экспериментировать и фиксировать результаты.

6. Знакомство родителей с различными опытами и экспериментами.

Тематическое содержание программы

Программа дополнительного образования «Маленькие исследователи» направлена на развитие специальных умений и навыков, опытно исследовательская деятельность положительно влияют: на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт увиденному, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

  1. Тематический план

Месяц

Тема занятий

Количество занятий:

теория и практика

Октябрь

1.«Экскурсия детскую лабораторию «Почемучки».

2

#1058;ема:«Вода – растворитель.

Очищение воды».

1

#1058;ема:«Удивительный песок. Песочные часы»

1

Ноябрь

#1058;ема: «Воздух»

1

#1058;ема:«Волшебные стеклышки»

1

#1058;ема:«Что такое масса?»

1

#1058;ема:«Дружба красок»

1

Декабрь

#1058;ема: «Почему не тонут корабли»

1

#1058;ема:«Чем можно измерить длину»

1

#1058;ема:«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

1

#1058;ема:«Все обо всем»

1

Январь

#1058;ема: «Вырастим кристаллы»

1

#1058;ема: «Цветные сигналы»

1

#1058;ема: «Вулкан»

1

Февраль

#1058;ема: «Путешествие капельки»

1

#1058;ема: «Мой веселый звонкий мяч»

1

#1058;ема: «Волшебная пенка»

1

#1058;ема:«Где живет эхо?»

1

Март

#1058;ема: «Плыть надо – плыть нельзя»

1

#1058;ема: «Испытание магнита»

1

#1058;ема: «Радуга в небе»

1

#1058;ема: «Волшебная бумага»

1

Апрель

#1058;ема:«Что такое молния?»

1

#1058;ема: «Плавление парафина»

1

#1058;ема:«Волшебная расческа»

1

#1058;ема: «Забавные фокусы»

1

ВСЕГО

27

7. Календарно - тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Тема 1. «Экскурсия детскую лабораторию «Почемучки».

Тема 2.«Вода – растворитель.

Очищение воды»:

  • Свойства воды;
  • Как достать предмет, не опуская руку в воду;
  • Тонет или не тонет? (опыт с очищенным и неочищенным
  • апельсином;
  • опыт с картофелем в пресной и соленой воде).

Тема 3.«Удивительный песок. Песочные часы»:

  • «Песочная страна»?»;
  • «Рисуем песком»;
  • Опыт «Как сделать песочные часы».

Уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде.

Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.

Ноябрь

Тема1. «Воздух»:Свойства воздуха. Где находится воздух? Воздух внутри нас (игра с соломинкой, опущенной в воду).

Тема2. «Волшебные стеклышки»:

  • «Что сначала, что потом?» ;
  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3.«Что такое масса?»:

  • «Сравни предметы по массе»;
  • Опыты «Узнай вес предмета»;
  • Игра «Что легче, что тяжелее».

Тема4.«Дружба красок»:

  • «Раскрась шарики»;
  • Опыт «Как сделать нужный цвет»;
  • Фиксирование результата

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. Выявить свойство предметов – масса. Познакомить с приборами для измерения массы – чашечными весами. Научить способам их использования. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Декабрь

Тема1.«Почему не тонут корабли?»:

  • Игра «Тонет – не тонет»;
  • Опыты;
  • Фиксация результатов;
  • Игра «Кораблик»

Тема2.«Чем можно измерить длину?»:

  • «Измерь высоту стула»;
  • Опыты «Измерение предметов»;
  • Вывод «Зачем нужны измерительные приборы?».

Тема 3. «Твердая вода. Почему не тонет айсберг?»:

  • Загадка «Что такое айсберг?»;
  • Опыт «Почему не тает айсберг?»

Тема4.«Все обо всем»:

  • «Сколько ложек песка в стакане»;
  • «Измерение времени»;
  • «Могучая скорлупа»;
  • «Не просто капля».

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец). Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе.

Январь

Тема1.«Вырастим кристаллы»:

  • Рассматривание картин «Зима»;
  • «Что такое иней?»;
  • Выполнение эксперимента.

Тема2. «Цветные сигналы»:

  • «Как изменить цвет?»
  • Выполнение эксперимента
  • Фиксация результатов

Тема3.«Вулкан»:

  • «Что такое вулкан?»;
  • Сказка о вулкане;
  • «Извержение вулкана».

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. Формировать умение с помощью различных средств изменять цвет сигнала фонарика. Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Февраль

Тема1.«Путешествие капельки»:

  • Свойства воды, льда, снега;
  • Только ли тепло может растопить лед?
  • Изготовление цветных льдинок.

Тема2.«Мой веселый звонкий мяч»:

  • «Из чего сделан предмет?»;
  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3. «Волшебная пенка»:

  • Загадка
  • Опыт «Как сделать мыльные пузыри?»
  • Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше?»

Тема;Где живет эхо?»:

  • Что звучит? Коробочка с секретом;
  • Можно ли увидеть звук?;
  • Где живет эхо?
  • Необычный оркестр.

Продолжить знакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения, сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить детей со свойствами резины(эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны). Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха.

Март

Тема1.«Плыть надо – плыть нельзя»:

  • Опыт «Тонет не тонет»;
  • Д/и «Что можно сделать из дерева?»

Тема2.«Испытание магнита»:

  • Все ли притягивают магниты? Магнитная рыбалка;
  • Действует ли магнит через другие материалы?
  • Может ли магнит притягивать на расстоянии?

Тема3. «Радуга в небе»:

  • Загадка о радуге;
  • Показ картины «Радуга»;
  • «Разложи солнечный луч»;
  • Опыт «Сделаем мыльные пузыри».

Тема4. «Волшебная бумага»:

  • «Нарисуй открытку»;
  • «Как сделать копию открытки»;
  • Выполнение эксперимента.

Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент. Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов. Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Стимулировать активность для разрешения проблемной ситуации.

Апрель

Тема1. «Что такое молния?»:

  • Загадка о молнии;
  • Игры с шариками;
  • Выполнение экспериментов;
  • Вывод.

Тема2. «Плавление парафина»:

  • Для чего нужны свечи?»;
  • Опыты.

Тема3. «Волшебная расческа»:

  • Волшебная расческа. Чудо – прическа;
  • Как увидеть и услышать электричество?
  • (с помощью
  • кусочков ткани);
  • Пробуем бросать предметы;
  • Две пробки.

Тема4.«Забавные фокусы»:

  • Фокус с водой;
  • Фокус с мячиком;
  • Фокус с ложками.

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. Уточнить знания детей о материалах из которых изготавливают свечи, их качествах.

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином. Установить причину статического электричества. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

  1. Методы, приемы и формы:

Технология: игровая.

Методы и приемы проведения:

- наблюдение;

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые;

- право выбора;

-рассуждение;

- фиксирование результата;

-закрепление;

Используемые методы:

  • расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • узнают о химических свойствах веществ;
  • развивают элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнит, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);
  • расширяют знания о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
  • развивают мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение фото - выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов.

  1. Оценочный материал

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября, 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики развития познавательного развития.

Обследование дошкольников проводиться по методикам программы

Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок

«Маленькие исследователи»

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Оценка критериев

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

10. Заключение

Обучение по данной программе способствует развитию у детей познавательной активности, появлению интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

11. Список литературы

  1. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект».
  2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.«Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира».
  3. Рыжова П. «Игры с водой и песком».
  4. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной».
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста».
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  7. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  8. Малашенкова В.Л. «Освоение программы экологических знаний»
  9. Методика диагностирования познавательной активности Юркевича В.С. «Древо желаний» и «Маленький исследователь».

10 Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...