Проект подготовки детей дошкольного возраста к школе "Учимся учиться"
проект (подготовительная группа)

Миронова Анастасия Юрьевна

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальных условий и трансформацией личности, который Л.С. Выготский назвал«кризисом семи лет».

Период адаптации к школе занимает от одного до шести лет. Все жизненные ситуации и переживания, связанные со школой, требуют изменения, а иногда и серьезной корректировки сложившегося у ребенка образа мира.

Детям нужна положительная мотивация к учебе. Большинство будущих первоклассников хотят пойти в школу, но у них есть определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый облада­тель портфеля и школьной формы, старатель­ный исполнитель школьных правил, он слуша­ет учителя, поднимает руку и получает оценки.

Поэтому не имеет смысла формировать только положительный или, наоборот, только отрицательный образ школы. Важно адаптировать детей к повседневному труду и внушить им, что они могут все, если очень постараются.

Сегодня школа решает сложные задачи по обучению и воспитанию детей. Успех школьного обучения в немалой степени зависит от степени подготовки детей в дошкольный период.

Психолого- педагогические исследования изучают специальную и общую готовность детей к школьному обучению. По мнению ученых, одним из аспектов психологической готовности  является личностная готовность детей к предстоящему обучению,  которая проявляется в мотивации к обучению, отношении к школе, учителям, школьным обязанностям и позиции ученика, а также в способности сознательно управлять своим поведением. Кроме того, высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда соответствует их личностной готовности.

Неслучайно вопросы, связанные с готовностью детей к обучению школе и непрерывностью трудовой деятельности, являются одними из главных в повестке дня специалистов и практиков дошкольных учреждений и школ.

Для решения этих вопросов предлагаются различные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая, что в последнее время в практике дошкольного образования приоритет отдается методу проектов, представляется наиболее эффективной подготовка детей к школе на основе этого метода, поэтому я считаю актуальным  создание проекта "Учимся учиться", реализация которого рассчитана на учебный год. Участниками проекта стали дети группы, их родители, воспитатель и школа.

 

Цель проекта - воспитание положи­тельного отношения к школе у детей подготовитель­ной группы

 

Задачи:

  • знакомство детей со школой (зданием, школьной библиотекой, спортивным залом) и профессией учителя;
  • создание предметно-развивающей среды для оз­накомления воспитанников со школой (дидакти­ческие и сюжетно-ролевые игры, наглядный ма­териал, альбомы с пословицами и поговорками, художественная литература по теме);
  • разработка сценариев экскурсий с детьми в шко­лу, родительских собраний, семинаров, круглых столов и т. д.
  • выработать у детей 6-7 лет навык  продуктивной учебной деятельности; 
  • развить связную речь у детей;
  • предупредить нарушения письма и чтения у детей;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

Основные идеи проекта:

- интегрировать работу по данному вопросу в систему;

- повысить  компетентность детей в вопросах успешной адаптации к школе;

- различными способами работать с воспитанниками и их родителями для формирования позитивного отношения к школе у детей подготовительной группы.

 В ходе разработки проекта анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали свои мысли о готовности к школе. Речь идет о своевременном развитии у детей способности правильно строить свою жизнь и пробуждении интереса к школе и обучению.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали следующие формы и методы:

1. Экскурсии (в  школу, в  библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).

2. Рассматривание картины «Школа».

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику, сюжетно-ролевая игра «В школу».

 

В проекте представлены основные виды деятельности:

- коррекционно-развивающая;

- просветительско-профилактическая и творческая работа.
По характеру содержания проект включает: педагога и ребёнка; педагога и педагога; педагога и родителей.
 

По количеству участников проект является групповым.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь 2024 г. – май 2025 г.)

Первый год обучения в школе связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. Основные проблемы, возникающие в школьной жизни:

- изменение режима дня и ритма питания;

- изменение воздушного ритма (дети проводят в комнате больше времени, чем в дошкольной группе);

- непривычный шум на перемене;

 - увеличение времени, проведенного сидя за столами без движения;

- изменение стиля взаимодействия со взрослыми (учителя часто не опекают, не хвалят и не защищают);

- необходимость полной самодисциплины при одевании и раздевании;

- необходимость организовать свое рабочее место за столом;

 - правильно реагировать на уроки и звонки с уроков, соблюдать правила поведения в классе, сдерживать движения, речь и эмоциональные реакции;

- необходимость устанавливать контакт с незнакомыми сверстниками;

 - возможность неудачи во время занятий;

- повышенная интеллектуальная нагрузка.

 

Таким образом, разработанный мною проект поможет детям, бу­дущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podgotvki_k_shkole.docx84.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми

«Учимся учиться»

  1. Введение.

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальных условий и трансформацией личности, который Л.С. Выготский назвал«кризисом семи лет».

Период адаптации к школе занимает от одного до шести лет. Все жизненные ситуации и переживания, связанные со школой, требуют изменения, а иногда и серьезной корректировки сложившегося у ребенка образа мира.

Детям нужна положительная мотивация к учебе. Большинство будущих первоклассников хотят пойти в школу, но у них есть определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Поэтому не имеет смысла формировать только положительный или, наоборот, только отрицательный образ школы. Важно адаптировать детей к повседневному труду и внушить им, что они могут все, если очень постараются.

Сегодня школа решает сложные задачи по обучению и воспитанию детей. Успех школьного обучения в немалой степени зависит от степени подготовки детей в дошкольный период.

Психолого- педагогические исследования изучают специальную и общую готовность детей к школьному обучению. По мнению ученых, одним из аспектов психологической готовности  является личностная готовность детей к предстоящему обучению,  которая проявляется в мотивации к обучению, отношении к школе, учителям, школьным обязанностям и позиции ученика, а также в способности сознательно управлять своим поведением. Кроме того, высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда соответствует их личностной готовности.

Неслучайно вопросы, связанные с готовностью детей к обучению школе и непрерывностью трудовой деятельности, являются одними из главных в повестке дня специалистов и практиков дошкольных учреждений и школ.

Для решения этих вопросов предлагаются различные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая, что в последнее время в практике дошкольного образования приоритет отдается методу проектов, представляется наиболее эффективной подготовка детей к школе на основе этого метода, поэтому я считаю актуальным  создание проекта "Учимся учиться", реализация которого рассчитана на учебный год. Участниками проекта стали дети группы, их родители, воспитатель и школа.

Цель проекта - воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы

Задачи:

  1. знакомство детей со школой (зданием, школьной библиотекой, спортивным залом) и профессией учителя;
  2. создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы с пословицами и поговорками, художественная литература по теме);
  3. разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров, круглых столов и т. д.
  4. выработать у детей 6-7 лет навык  продуктивной учебной деятельности;  
  5. развить связную речь у детей;
  6. предупредить нарушения письма и чтения у детей;
  7. развитие познавательных и психических процессов;
  8. развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

Основные идеи проекта: 

- интегрировать работу по данному вопросу в систему;

- повысить  компетентность детей в вопросах успешной адаптации к школе;

- различными способами работать с воспитанниками и их родителями для формирования позитивного отношения к школе у детей подготовительной группы.

 В ходе разработки проекта анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали свои мысли о готовности к школе. Речь идет о своевременном развитии у детей способности правильно строить свою жизнь и пробуждении интереса к школе и обучению.

Реализация проекта «Учимся учиться» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

  1. целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
  2. научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игр, труда, образовательной деятельности);
  3. единства содержания форм и методов работы;
  4. личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
  5. сотрудничества детей, педагогов, родителей;
  6.  доступности;
  7. системности и последовательности.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали следующие формы и методы:

1. Экскурсии (в  школу, в  библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).

2. Рассматривание картины «Школа».

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику, сюжетно-ролевая игра «В школу».

В проекте представлены основные виды деятельности:

- коррекционно-развивающая;

- просветительско-профилактическая и творческая работа.
По характеру содержания проект включает: педагога и ребёнка; педагога и педагога; педагога и родителей.

По количеству участников проект является групповым.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь 2024 г. – май 2025 г.)

Первый год обучения в школе связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. Основные проблемы, возникающие в школьной жизни:

- изменение режима дня и ритма питания;

- изменение воздушного ритма (дети проводят в комнате больше времени, чем в дошкольной группе);

- непривычный шум на перемене;

 - увеличение времени, проведенного сидя за столами без движения;

- изменение стиля взаимодействия со взрослыми (учителя часто не опекают, не хвалят и не защищают);

- необходимость полной самодисциплины при одевании и раздевании;

- необходимость организовать свое рабочее место за столом;

 - правильно реагировать на уроки и звонки с уроков, соблюдать правила поведения в классе, сдерживать движения, речь и эмоциональные реакции;

- необходимость устанавливать контакт с незнакомыми сверстниками;

 - возможность неудачи во время занятий;

- повышенная интеллектуальная нагрузка.

Таким образом, разработанный мною проект поможет детям, будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника.

II. Основная часть

Этапы работы

  1. Подготовительный этап.

На данном этапе происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:

- изучение научной и методической литературы по теме проекта;

- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

- комплексный план взаимодействия воспитателя и родителей;

- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

  1. Основной этап.

- Взаимодействие дошкольной группы и школы (совместное мероприятие), а так же детей и родителей;

- ответы на поставленные вопросы;

- обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!»;

-формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.

  1. Заключительный этап.
  • Анализ работы над проектом;
  •  Анализ результативности работы по проекту;
  • Проведение мониторинга эффективности реализации проекта.

I этап - подготовительный

Содержание

Сроки

Результат

  Изучение литературы

Сентябрь

Повышение профессионального  уровня родителей

Проведение анкетирования  родителей на тему «Я  -  родитель  будущего первоклассника»

 Октябрь

Узнать об информированности родителей

Тренинговое занятие с родителями «Идем в школу с радостью»

Октябрь

Развитие коммуникативных навыков родителей, выработка навыков взаимодействия с ребенком.

Разработка сценария экскурсии в школу

Ноябрь

Обогащение знаний  детей о школе, укрепления желания ее посещения.

Беседа о школе

Октябрь

Повышение знаний детей о школе

Посещение школы

В течение    года

Развитие интереса  к школе

Создание предметно - развивающей         среды

В течение    года

Альбом  стихов, сказок, загадок о школе, сюжетные картинки; атрибут для сюжетно-ролевой игры «Школа» (рюкзак, пенал, доска и т.д.)

Подготовка консультации для родителей по темам: «Для родителей будущих первоклассников», «Организация подготовки детей к школе», «Режим дня будущего школьника»

Декабрь

Повышения уровня  информированности родителей

Выступление родителей   о школе  

Апрель

Развитие положительных эмоции к школе

Посещение школьных уроков

Май

Узнать об особенностях адаптации детей к школе

II этап - основной

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

Экскурсия в школу

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Ноябрь

Беседа «Профессия-учитель»

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

периодически

Интеллектуальная игра

«Я знаю все»

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Периодически

Встреча с первоклассниками

Показать дошкольникам разницу между школой и дошкольной группы, их сходство и взаимосвязь

Периодически

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы.

Февраль

Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Периодически

Беседа о школьной библиотеке.

Формировать знания дошкольников о библиотеке  и  ее назначении.

Февраль

Выставка детских работ

«Я рисую школу»

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки

Апрель

Дидактическая игра

«Собери портфель».

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Март

Вечер загадок «Скоро в школу».

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Периодически

Беседа об уроках, переменах и школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Периодически

Игра-соревнование «Как мы готовы к школе».

Развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Апрель

Утренник «Прощай, детский сад.
Здравствуй, школа!»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Май

III этап – заключительный

Подводя итоги работы по разработке проекта «Учимся учиться», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности. У детей сформировано положительное представление о школе, желание учиться в школе, чтобы узнать много нового и уметь учиться.

Заключение

Подводя итоги работы по разработке проекта «Учимся учиться», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, его мотивационной готовности.

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- поставленная нами цель была достигнута и задачи выполнены;
-  мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как дошкольная группа и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.

 Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.

IV.Список литературы

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
  2. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А доЯ – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
  4. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.
  6.  Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  7. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003
  8.  Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. :Рольф, 2001
  9.  Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004
  10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

Приложение 1

Анкета для родителей будущих первоклассников

Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты, ничего не пропуская.

1.Ф.И.О.ребёнка__________________________________________________________________

2. Дата рождения_____________

3. Ф.И.О. родителей:

МАТЬ: ________________________________________________________________________

Образование____________________

Место работы _____________________________________,

Должность ______________________________________, рабочий телефон_____________

сотовый телефон ________________________

ОТЕЦ:_______________________________________________________________________

Образование____________________

 Место работы_______________________________________

Должность _______________________________________,  рабочий телефон ______________,

сотовый телефон ________________________

4. Адрес прописки:___________________________________________________________________

5. Адрес фактического проживания:_________________________________________________________________

6. Бытовые условия семьи (частный дом, квартира (кол-во комнат________),  комната в общ., съёмное жильё, ________________)

7. Социальное положение (полная/неполная, многодетная, малообеспеченная,  ребенок опекаемый)

8. Получил ли Ваш ребенок предшкольное образование?        а) Да б) Нет

9.Подчеркните, какими знаниями и навыками владеет  

Ваш ребёнок:

знает отдельные буквы,  знает все буквы, читает по слогам, читает целыми словами, знает цифры, умеет считать до ____, решает простые задачи, умеет вычитать и складывать, трудно/легко запоминает стихи.

10. Кто непосредственно занимается воспитанием ребёнка?____________________________

11. Имеется ли компьютер, что на нём делает ребёнок, сколько часов проводит за ним____________________________________________________________________________

12.Занимается ли Ваш ребёнок в кружках, секциях?( да / нет)

Название кружка, секции_______________________________________________________

Местонахождение________________________________________________________________

13.Чем больше всего любит заниматься  Ваш ребенок? _______________________________________________________________________________

 14. Подчеркните, какие виды деятельности ребёнок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, придумывание историй, пересказ сказок, другое_________________________________________________________________________

  15.Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие? ________________________________________________________

16. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?
а)Да  (какие)_____________________________________________ б)Нет в)Затрудняюсь ответить

17. Какие качества ребёнка Вы особенно цените? ________________________________________________________________________________

18. В чем видите его затруднения? (сформулируйте, пожалуйста)____________________________________________________________________

19. Особенности поведения Вашего ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеянный, общительный, замкнутый, аккуратный, другие особенности, которые Вам хотелось бы отметить  _______________________________________________________________________________

20. Как часто ребёнок болеет?__________________________________________________________

Чем?__________________________________________________________________________

21. Подчеркните, какая рука ребёнка является ведущей: правая, левая, в равной степени.

22. На что нужно учителю обратить внимание?______________________________________

23. Можете ли Вы войти в состав родительского комитета и в каких делах оказать помощь (перечислить)? __________________________________________________________________

24.Как   Вы   считаете,   что   можно   было   бы   организовать интересного для Вашего ребенка_________________________________________________________________________

_______-_________________________________________________________________________

Приложение 2

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

«Идём в школу с радостью»

Задачи

  • Развитие коммуникативных умений родителей.
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
  • Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

1.  Упражнение «Имя-качество».

2.  Упражнение «Серьезный момент».

3.   Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4.   Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».

5.   Игра-ассоциация «Школа».

6.   Игровое упражнение «Инструкция».

7.   Упражнение «100 способов похвалы».

8.   Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

9.    Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».

10.  Игра «Школьные объяснялки».

11. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

12.  Итог занятия. Обратная связь.

Оборудование

  • Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.
  • Карточка к игре «Инструкция».
  • Почетное свидетельство самого активного участника.
  • Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».
  • «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу».
  • Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
  • «Школьные объяснялки».
  • «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Содержание

1.  Упражнение «Имя-качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество), которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом двое и т. д.

2.  Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных  непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования:  ребенок должен  быть готов  начать учиться.

4.  Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.

Родители, заполняют анкету (см. Приложение 1 ).

5.  Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т, д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации, делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

6.   Игровое упражнение «Инструкция».

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

7.   Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывают свои варианты, далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.

8.  Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие  - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

•  Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...

•  Когда ребенок оказывается не на высоте, я...

•  Когда моего ребенка хвалят, я...

•  Когда ребенок пойдет в первый класс...

•  Когда он получит двойку или замечание, я...

•  Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни, ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу

9.  Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс — важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

10.  Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение ).

11. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день — 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не  должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет, в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Воспитатель знакомит родителей с «Практическими рекомендациями родителям будущих первоклассников»

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

12. Итог занятия. Обратная связь

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

•  Чем полезно именно для вас было данное занятие?

• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

•  Ваши пожелания на следующую встречу.

Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего занятия выдаются жетоны (счетные палочки). Победитель определяется простым подсчетом общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».

Приложение 3

Формирование мотивационной готовности к школе

1. Экскурсия в школу.

Цель. Сформировать представление о Дне знаний - празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

Ход прогулки

Педагог. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы) Правильно, школа - это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний - первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать   родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями.

После линейки учитель школы спрашивает у детей: понравился ли им праздник - День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену — они смогут поиграть».

Педагог предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры (по выбору детей).

Приложение 4

Беседа о школе

Цель: Формировать мотивационную готовность детей к школе.

Задачи:

Обучающая: способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Развивающая: развивать умения поддерживать беседу, высказывать своё мнение.

Вид беседы: познавательная.

Ход:

Вводная часть.

Чтение стихотворения.

Первоклассник

Ранец в руках,

В нём тетрадки и книжки...

Первый раз в первый класс

Идёт в школу мальчишка!

Глазки ярко горят,

И улыбка сияет!

С школьным, праздничным днём

Все его поздравляют!

Сердце трепетно бьёт,

И волнует счастливо!

В мир познаний идёт,

Школа двери открыла!

Много ждёт тебя здесь

Интересных открытий.

А пока что букварь,

И твой первый учитель!

(Л.Г. Кинцель)

Основная часть.

О чем говорится в стихотворении? Вот мы с вами и поговорим сегодня о школе. Сейчас вы воспитанники подготовительной группы детского сада. Но пройдет совсем немного времени и наступит 1 сентября. Прозвучит первый для вас школьный звонок, и вы сядете за школьные парты. Вы – ученики.

Интересно, а что вы знаете о школе, о школьной жизни?

- Для чего нужно ходить в школу?

Правильно, чтобы быть грамотным человеком, научиться читать, писать, считать. А кто вас будет учить этому? Как мы называем людей, обучающих других грамоте?

Да, это учитель.

- А чему вас еще будут учить в школе?

Правильно, на уроках труда учат быть умелыми, на уроках пения – талантливыми, а на уроках физкультуры - ловкими, сильными.

Давайте немного отдохнем.

Физминутка.

В школу осенью пойдем- ходьба, марш.

Там друзей себе найдем - руки в стороны, к плечам.

И научимся писать - руки к плечам, вверх.

Быстро правильно считать - руки на поясе наклоны влево вправо.

-Школа, ребята, дает детям знания, учит быть трудолюбивыми, честными.

- А как вы думаете, чему еще учат в школе?

Дружбе. Назовите ребят, с которыми вы дружите в детском саду. Вот и в школе у вас будут друзья мальчики и девочки. А называться они будут одним словом – одноклассники.

В садике друзья вместе играют, делятся игрушками, а в школе – помогают друг другу в учебе, вместе ходят заниматься в кружки.

Ребята, к 1 сентября родители купят вам портфель(показ иллюстрации). А что будет в нем лежать? Да, школьные принадлежности. Какие? Попробуйте отгадать!

Черный Ивашка

Деревянная рубашка

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

(Карандаш)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

(Книга)

Грамоты не знаю, а всю жизнь пишу,

(Ручка)

Уютный дом себе нашли,

все мои карандаши.

(пенал)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам…

(Тетрадь)

-Отлично, Дети каждому ученику надо ходить в школу со своими принадлежностями, не забывать их дома и аккуратно складывать в портфель, чтобы они всегда были чистыми.

Игра «Собери портфель»

-А как себя нужно вести в школе? Почему тебе нравится в школе? Что еще есть в школе кроме классов? ( библиотека, спортзал, столовая) А что делаете на переменах? Должен ли знать ученик о правилах дорожного движения?

Заключительная часть

Вы очень хорошо справились, и про школу узнали. Сейчас я буду передавать мяч, а вы мне расскажете, что нового и интересного узнали.

Приложение 5

Консультация для родителей

«Для родителей будущих первоклассников»

Ваш малыш идет в школу. И казалось совсем недавно вы впервые переступили порог детского сада, пережили период адаптации, а ваш ребенок уже превратился во взрослого и самостоятельного человечка, и вскоре гордо будет называться – первоклассник!

Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые- и очень хорошо, если бы...хотели. Одни дети прямо прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться- вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни "розовой" водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело-с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы предлагаем ряд вот таких рекомендаций:
1. Испытывать уважение к ребенку как к личности.
2. Сохранять доброжелательную эмоциональную сферу в семье.
3. Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
4. Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
5. Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
6. Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
7. Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
8. Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
9. Строго придерживаться режима дня.
10. Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
11. Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу.
12. Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
13. Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило "Успеваек":
Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,
Делом занимайся, а не отвлекайся!
14.Вместе с ребенком как можно чаще выполнять "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для поддержания хорошего настроения.
15. Следить , чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 мин.
16. Обеспечить отход ребенка ко сну не позднее 21.00
17. Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он умный и добрый.

Дорогие родители помните:

Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или неженка - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
Всякое повышение требований начинать с похвалы.
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
Вместо приказаний- просить совета или помощи, как у равного.
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны!
Помогайте своему ребенку, и он скажет вам СПАСИБО! Не ругайте его за неудачи, обязательно находите положительные стороны, вы его крепость и опора! 
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Консультация для родителей

«Организация подготовки детей к школе»

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей.

Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребенок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. А причина чаще всего заключается в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – «…значит быть готовым всему этому научиться…»- считал детский психолог Л. А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка читать, считать и писать. Подготовка к школе – это физическая, психологическая, нравственная, мыслительная готовность ребенка к обучению.

Прежде всего, следует поговорить о воспитании эмоционально-волевой готовности ребенка к учению. Под эмоционально-волевой готовностью понимается желание ребенка учиться в школе, узнавать новое, правильное отношение к товарищам и взрослым; умение управлять своими поступками, преодолевать посильные трудности.

Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят и, самое главное, о знаниях, которыми они овладевают в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

И наоборот заявления типа «Вот пойдешь в школу, будешь получать одни двойки» отбивает у ребенка всякую охоту учиться, вызывает страх перед школой.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста : их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Родителям необходимо научить настойчивости в достижении цели. Для этого давайте детям какие-то обязанности и следите за их выполнением, подбадривайте детей, если они взялись за какое-нибудь сложное для них дело. Неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребенка говорят ему«Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сама сделаю». Ребенок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а поэтому незачем и стараться. Ваша задача – укрепить уверенность ребенка, что все трудные дела выполнимы, надо только приложить усилия. Говорите ребенку«У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».

Еще одно важное качество – самостоятельность. Ребенок должен уметь убирать за собой, содержать вещи в порядке. Делать это сам, не ждать помощи со стороны.

Не менее важное условие подготовленности к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссориться по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Родители должны интересоваться, как ведет себя ребенок в коллективе.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Таким образом, живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучении. Желаем вам успехов!

Консультация для родителей

«Режим дня будущего школьника»

Ещё немного - и Ваш ребёнок станет первоклассником. Совсем скоро они станут настоящими учениками. От того, как пройдёт первый учебный год, зависит многое в дальнейшем обучении вашего ребёнка. Учёба – это первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребёнка внимания, упорства, умения завершить начатое дело.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения.

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим не только организовывает ребёнка, но и стоит на страже его здоровья. Конечно, чтобы режим дня превратился в привычку, потребность, родителям надо не только учить ребёнка этому, но и показывать на собственном примере важность и пользу режима. Помните, что именно в детстве закладываются все те хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребёнку. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Как Вы можете помочь своему ребёнку?

Уже завтра организуйте правильный распорядок дня. Режим дня имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития.

К чему приводит отсутствие режима дня?

К быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижению работоспособности, хроническому переутомлению, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.

1. Режим дня ребенка должен быть максимально приближен к школьному.

Особенность современных детей – быстрая утомляемость. Поэтому ребенок должен соблюдать тот режим дня, который у него будет в школе.

2.Сбалансированное питание:

обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а это неизбежно в период адаптации) организм в большей степени подвержен различным заболеваниям, поэтому правильное питание снизит риск заболеть.

3. Укрепление иммунитета.

Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с педиатром, который даст грамотные советы, возможно, порекомендует витамины. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.

Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим - это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

Рассмотрим подробнее составные части режима.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

Учитывая, что мышцы ребенка 6-7 лет недостаточно развиты, характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. В гимнастику хорошо включать такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.

После гимнастики проводятся водные процедуры.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома.

Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа.

Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

При выполнении домашних заданий, также как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.

При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга, в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют, прежде всего, клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.

Наилучшим активным отдыхом для будущего школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение.

Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Огромное значение в поддержании работоспособное первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна -10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время.

Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.

Приложение 6

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.

Материал. Куклы - персонажи знакомых сказок.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель - учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.

Материал. Предметные картинки, пластилин.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.

Приложение 7

Беседа «Профессия учитель»

Задачи:

 1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

2) расширять знания и представления о профессиях;

3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

 4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ход беседы:

Воспитатель: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)

 Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер... Профессий очень много! О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?

Задача нелёгкая – мастером стать,

Чтоб лик приукрасить Земли.

Намного труднее другим передать

 Уменья и знанья свои.

Веками умельцы свой опыт несли

Иным поколениям в дар,

И люди всегда с благодарностью шли

К наставникам и мастерам,

Учитель бывает придирчив и строг,

 И часто тебя "достаёт",

Но каждый Учитель – немножечко Бог,

Который тебя создаёт.

Учитель.

Спросите у своих мамы и папы, помнят ли они свою первую учительницу? Наверное, они скажут «да» и даже назовут её имя.

В первых классах один и тот же учитель обучает школьников основам разных наук, передаёт им свои знания и умения. Это – учитель начальной школы.

После третьего или четвёртого класса вас будут учить сразу несколько учителей. Учителя русского и иностранного языков, математики, биологии, физики, химии, истории, географии, физкультуры, музыки, труда.

Чтобы получить профессию учителя, нужно окончить педагогическое училище или педагогический институт. Хороший учитель не только сам много знает. Он ещё умеет правильно передавать свои знания детям. Знает, как сделать так, чтобы ученик не отвлекался, чтобы ему было интересно на уроке. И, конечно же, он любит и понимает своих учеников. Работа учителя очень трудная и ответственная. Потому что именно учитель даёт первые знания будущим космонавтам, учёным, капитанам, металлургам, писателям, дрессировщикам, ткачам, водолазам и людям других профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Подготовка детей дошкольного возраста в 2016 г. к школе, согласно ФГОС дошкольного образования.

Диагностика готовности к обучению в школе детей 6–7 лет Практическая значимость определения психологической готовности детей к обучению в школе сохраняет свою актуальность, так как поступление ребенка...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

проект «Использование сказок в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста»

Представление о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие  представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов....

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...