проект «Использование сказок в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста»
проект по математике (старшая группа)

Представление о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие  представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Использование сказок в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Сорокина Лариса Анатольевна

Пояснительная записка

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) это

исключительно  важная  часть  интеллектуального  и  личностного  развития

дошкольника. В  соответствии  с  ФГОС  дошкольное образовательное  учреждение  является  первой  образовательной  ступенью, и  детский  сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Что  подразумевается  под  понятием  ФЭМП  у дошкольников - это распознавание  величины предметов и  сравнение  этих  величин;  овладение счетом; развитие

Представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие  представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2.  Повышение  качества  усвоения математических  представлений  и

понятий детьми.

3. Формирование не только математических представлений, но и базовых

математических понятий.

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.

6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у

детей дошкольного возраста.

7. Усвоение детьми математической терминологии.

8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у

дошкольников.

9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

10Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Практические методы  являются  наиболее  действенными  в  процессе ФЭМП у

дошкольников и предполагают

организацию упражнений, в результате которых  ребенок  неоднократно  повторяет  практические  и  умственные действия.  Игра  является  ведущим  методом

формирования  математических представлений у дошкольников.

Наглядные методы ФЭМП - это демонстрация объектов и иллюстраций,

наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы ФЭМП  - это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте

способствует  формированию и совершенствованию  интеллектуальных

способностей: логике  мысли,  рассуждений  и  действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления

Актуальность проблемы:

Тема проекта «Использование сказок в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста» в настоящее время актуальна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А также тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Объектная область исследования - организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Объект исследования - теория и методика элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - методика ознакомления детей с художественной литературой.

Проблема исследования состоит в том, чтобы выяснить, как использовать сказки в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данной проблемы составляет цель проекта.

Исходя из цели, решались следующие задачи проекта:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования

2. Познакомиться с видом сказок.

3. Познакомиться с методикой работы по использованию сказок на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.

4. Изготовить дидактические игры и наглядный материал для занятий

5. Разработать и провести занятия по математике с использованием сказки.

Методы исследования:

-анализ художественной, методической, педагогической литературы

- изучение педагогического опыта по использованию сказок при формировании элементарных математических представлений.

-наблюдение

-беседа

-изучение продуктов детской деятельности.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

• системность;

• наглядность;

• доступность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Участники проекта: Воспитанники и их родители, педагоги.

Вид проекта: образовательно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный. (сентябрь – январь)

Предполагаемый  результат: Предполагается,  что  организованная

работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок.

• самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

• стремятся к достижению поставленной цели.

• умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

Цель: Создать  положительную  мотивацию  к  работе  над темой проекта.

Выявить имеющиеся у детей знания по теме проекта. Совместно с участниками проекта спланировать деятельность по реализации

проекта.

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2.Создание условий для организации и проведения проекта.

3.Первичный мониторинг знаний.

4.Выявление проблемы.

5.Изучение методической литературы по теме.

6.Подбор материалов для реализации проекта.

изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике,

изготовление дидактических игр.

Проблемно–игровых ситуации:

Картотека конспектов занятий по сказкам.

7.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

2 этап. Основной

Цель: Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

 Совместная деятельность с детьми:

Организация и проведения сказки в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста (Приложение 1)

Использование сказок в процессе математической подготовки детей старшей группы на занятиях (Приложение 2)

Конспекты занятий (Приложение 3)

3этап. Заключительный

Цель: Обобщить полученные детьми знания по ФЭМП.

Итоговый мониторинг знаний.

Сбор и обработка методических и практических материалов.

Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Обобщение          материалов          проекта.

Ожидаемый результат:

Положительная  динамика  роста математического  развития  детей  по

результатам итогового мониторинга знаний.

Дети  проявляют  познавательную  активность,  творческую  инициативу,

стараются  преодолевать  трудности  в  совместной  с  воспитателем  и

самостоятельной деятельности.

Развивается  объем  внимания  и  памяти,  воображение,  способность

рассуждать,  мыслить  математическими  символами,  гибкость

мыслительных  процессов,  стремление  к  ясности,  простоте,

экономичности и рациональности решений.

Выработались  умения  целенаправленно  владеть  волевыми  усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение

в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

Повышение  педагогической  грамотности  и заинтересованности

родителей в ФЭМП у детей.

Организация и проведения сказки в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста

Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры.

Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать сказки. Сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Слушая сказки, ребенок часто становится ее действующим лицом, стремится вмешаться в ситуации и изменить их, выполнив определенные задания.

Поэтому цель нашей работы - использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников.

Народные и авторские сказки, которые современные дети знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. Любая из них содержит всевозможные математические ситуации. Например, начать

знакомиться с порядковым счетом дети смогут, проигрывая сказку «Колобок», а запомнить его поможет сказка «Репка».

Дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. При обучении детей элементарным математическим представлениям, используем такую форму совместной деятельности, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся

в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.

В ходе занятий по любой сказке можно изучать математику. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», сказка «Три медведя» помогает усвоить понятие о размере, через сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» - идет закрепление количества и счета и т. д. Используя сказки, можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки и, самое главное, идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.

Познакомившись с геометрическими фигурами, дети с их помощью учатся шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а также закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы:

Кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», я предлагаю детям дать имена гномам. Задаю детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадываю загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

(дни недели)

И мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели. (в каких сказках встречаются 7 героев?)

Таким образом, используя сказку как средство в своей работе по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей возросла мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости.

Целесообразно по ходу чтения сказки дать возможность ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.

Познавательный материал содержит задания по темам: "Количество и счет", "Состав числа из двух меньших чисел", "Сложение и вычитание", "Деление целого на равные части", "Величина", "Ориентировка во времени", "Ориентировка в пространстве".

Предполагается, что чтение сказки будет занимать три - четыре занятия. Некоторые фрагменты или сокращенный вариант сказки можно использовать

при проведении математических досугов, а также для работы с детьми в семье.

В сказках " В гостях у гнома-часовщика" или История как не опоздать в школу в занимательной форме, рассказывает о нескольких видах часов. Без назидательности сказка знакомит детей с определением времени по часам. Ее можно использовать с теми, кто хорошо овладевает математическими представлениями и проявляет интерес к часам. Познавательный материал позволяет уточнить, углубить знания детей. По ходу чтения сказки необходимо обсуждать прочитанное, обращаться к практическому опыту детей, вспоминать какие виды часов встречаются.

Сказку целесообразно читать в два-три приема. После чтения можно предложить нарисовать детям различные виды часов: напольные, настенные, песочные, башенные и т.д. сделать музей часов. Обычно дошкольники проявляют большой интерес к такому роду заданиям и охотно изображают на рисунке содержание сказки. Чтение можно повторить через два-три месяца. Например, сказка как "Топ учился математике" позволяет углубить представление детей о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда, понимание, что последующее число отличается от предыдущего на единицу. Персонажи сказки приглашают слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, дают разные задания. Таким образом, ребенок как бы включается в сказочное действие.

Удивительными, яркими запоминающимися могут, стать обобщающие математические занятия при включении в них сказочного математического сюжета. Особенность сказочных сюжетов, героями которых, являются математические понятия, состоит в том, что все действия этих "героев" строго соответствуют свойствам представляемых математических понятий.

Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания детьми. Создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Там, где находится место математической сказке, там всегда царит хорошее настроение. Творческий процесс, знакомый ребенку с раннего детства, и умение работать, создают условия, так необходимые для успешной учебы в школе. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Ребенку хочется работать еще больше, если он получает похвалу от учителя. Ему нравится создавать, и сочинение собственных историй становится любимым занятием. Творчество становится востребованным, и это тоже рождает состояние успеха. Это позволяет привить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулирует мыслительный процесс.

Конечно, сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Придуманная сказка с применением математических понятий позволяет лучше запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны.

Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются дома и в детском саду.

Использование сказок в процессе математической подготовки детей старшей группы на занятиях

Для работы с детьми были выбраны сказки «Айболит», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Золотой ключик».

Для того, чтобы математика стала более понятна, а восприятие сказок более глубоким, был разработан план работы

Цель работы – формирование математических представлений старших дошкольников через сказку, формирование интереса к чтению и любовь к устному народному творчеству.

В ходе работы решались следующие задачи:

Образовательная - уточнить и обогатить знания детей о народных сказках; развивающая - развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

Воспитательная - воспитывать интерес к математике; воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

При работе учитывалась интеграция образовательных областей, а именно «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Был отобран и подготовлен методический материал.

 Взаимодействие с родителями воспитанников. Для родителей были проведены консультации: «Возможности сказок в формировании математических представлений дошкольников», также планируется провести конкурс декоративно прикладного творчества «Любимый сказочный герой с математическим уклоном».

 Проведение непосредственно образовательной деятельности.

 Детям предлагается определенная математическая сказка, которая рассматривается на протяжении 3-х занятий. Последнее занятия итоговое.

Занятие по сказке «Теремок».

 На протяжении трёх занятий дети рассматривают иллюстрации к сказке, отгадывают загадки. В дидактической игре Дидактическая игра «Собери цифру 7» среди множества других цифр дети учаться собирать только цифру 7

Дети учатся рассматривать иллюстрации по сказке, узнавать изображения и силуэты; отгадывать загадки. При организации совместного рассказывания сказки используется дидактическое пособие «Живые картинки». Вовремя рассказывания, ребенок последовательно передвигает всех персонажей сказки по мере их появления и называет каждого героя.

На занятии во время рассказывания сказки рассматриваются сюжетные картинки, где задаются вопросы:

- Из каких геометрических фигур построен теремок?

- Сколько героев в сказке?

- Какой теремок (высокий, низкий, широкий, узкий)?

- Назвать самого маленького и самого большого героя сказки?

-Сколько героев стало жить в теремке, когда пришла лиса?

-А какой был медведь? (маленький или большой)

Предлагается детям отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.

Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

и лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

Развалился….(«Теремок»).

Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Где же вы её найдёте?

 Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

(Лягушка)

Не зверь, не птица — Нос, как спица.

Летит — пищит, Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт.

(Комар)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Зайчик)

Дружбу водит лишь с лисой,

 Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ... (Волк)

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

 Волку серому сестричка,

А зовут её

(Лисичка)

Хозяин лесной.

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Также на занятие предлагается собрать математические пазлы «Теремок». Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку. В ходе этой игры у детей закрепляются навыки счета в пределах 10, развивается память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Отвечают на вопросы викторины по сказке «Айболит»

Викторина:

1.Какие горы высокие или маленькие встали на пути Айболита, когда он добирался до Африки? (высокие)

2. Кто первый пришёл на приём к доктору Айболиту? (лиса)

3.Сколько ночей не ест и не пьёт Айболит, а лечит зверят? (десять)

4. Сколько акул вылечил доктор? (одну)

5. Сколько было разбойников в сказке? (один Бармалей)

6. Одну или две вылечил ножки у зайки Айболит? (две)

7. На маленькой или большой птице летел в Африку Айболит? (на большой)

В дидактической игре «Закончи предложение» дети с удовольствием повторяли понравившиеся фразы из мультфильма.

В ходе занятия формируется у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя; вырабатывались учебные навыки: отвечать на вопросы «сколько?», «кто?», «высокий или низкий?», не перебивать говорящего; воспитывалось положительное качество личности — умение сопереживать.

На занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей используются сюжетные картинки; цветные изображения героев сказки; контурные изображения персонажей сказки; пазлы.

При рассмотрении цветной сюжетной картинки дети ищут  и показывают сколько изображено на картинке: обезьян, бегемотиков, зайчиков, лис, разбойников и т. д. Также пытаются совместно придумать отрывок из сказки с математическим уклоном (с опорой на предметные картинки).

На занятие по  сказки «Волк и семеро козлят», рассматривают иллюстрации к сказке, закрепляют представление детей о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10, продолжают учить, понимать значение предлогов перед, за. Систематизировать знания о временах года, частях суток, геометрических фигурах, об образовании и составе числа. Продолжают учить, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формируют навык самоконтроля. Используется фольклор для повышения интереса к выполнению математических действий, развивали логическое мышление. Продолжают учить отвечать в краткой и распространённой форме (особое внимание уделять грамматическому строю речи, согласованию числительных с существительными). Воспитывают стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Воспитатель рассказывает сказку «Волк и семеро козлят». По ходу выставляя фигурки героев и декорации на магнитную доску. Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию сказки.

В какое время суток уходила мама коза за молоком?

Сколько козлят было у мамы Козы?

Сколько козлят волк не нашёл?

Сколько проглотил волк козлят?

Сколько всего персонажей было в сказке?

Для развития мышления детей были проведены математические игры:

1. «Отгадай загадку».

Воспитатель. Четыре козлёнка на травке лежали,

Потом два козленка домой убежали.

А, ну, на картинку взгляни поскорей:

Сколько козлят на травке теперь.

(два)

Воспитатель. Давайте запишем и прочитаем решение задачи: 4-2=2 (четыре минус два равняется двум).

2. Правильно поставить знаки больше (>), меньше (<). Прочитать записи.

3 козлёнка меньше 5 козлят, 7 козлят больше 6 козлят.

3.Реши математическую задачу:

Волк проглотил 6 козлят из семерых , сколько козлят спряталось.

Решение: 7- 6=1.

Ответ: 1 козлёнок спрятался

В ходе занятия решаются воспитательные задачи, через беседу с детьми.

Воспитатель.

- Как вы думаете, что значит семья для животных, а для людей? Для вас, что значит ваша семья?

Посмотрите, какая счастливая семья коза с козлятами. Я вам желаю, что б ваши близкие были всегда рядом с вами, и вашей семье всегда торжествовала любовь, здоровье и благополучие.

Для развития зрительного внимания детей проводится игра «Попробуй, найди», где дети должны  на картинке,  найти куда спрятался седьмой козлёнок.

Было предложено ее рассмотреть. (в печке)

Предлагается  детям игра «Закончи фразу», дети должны были закончить фразу, подобрав слово, противоположное по значению».

Коза добрая, а волк — какой? —... (злой). У козы два рога, а у волка — сколько? —... (ноль). Козлята маленькие, а коза — какая? —... (большая). Козлят много, а волков — сколько? —... (один).

 Предлагается рассмотреть детьми мнемокарту и угадать название сказки, далее предлагается назвать изображенные символы и совместно с воспитателем рассказать сказку по сюжету.

Также в совместной деятельности детей и воспитателя, используется игра-лото «Волк и семеро козлят», где ребенок выкладывая карточки, должен с помощью воспитателя рассказывать сказку.

При  использовании  сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» продолжаются  закреплять знания детей о составе чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9,10; о геометрических фигурах ; закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаге в клетку; упражнять в определении множеств, в которых на 1 предмет «больше», «меньше», «равно»; продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел ; активизация словаря: «предыдущее», «последующее» число; совершенствовать умение детей самостоятельно выполнять задания, развитие мышления, сообразительности, смекалку.

 Развитие мышления, сообразительности, смекалки. Предлагается рассмотреть лабиринт с Буратино, Красной Шапочкой, Чиполино и найти героя о котором мы будем говорить (Буратино).

 Используются вопросы:

Из какой сказки наш герой и кто написал эту сказку? (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» )

С какими героями вы еще познакомились в этой сказке? (папа Карло, Мальвина, кот Базилио, лиса Алиса, Карабас-Барабас, Пьеро, пудель Артемон, Дуремар, черепаха Тортила и другие).

- Где спрятан золотой ключик? (в пруду где живёт черепаха)

-Сколько монет было у Буратино? (пять)

-Из каких чисел состоит число 5? (0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 4 и 1, 3 и 2). Покажите их цифрами.

-Сколько осталось монет у Буратино, когда он заплатил в харчевне «Трех пескарей» за обед 1 монету? (4). Покажите цифру 4. Из каких чисел состоит число 4? (0 и 4, 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1, 4 и 0). Покажите их цифрами.

Продолжаются закреплять знания геометрических фигур;  задание детям:

Спасаясь от кота Базилио и лисы Алисы, задумавших отобрать у Буратино оставшиеся монеты, он увидел красивую лужайку и посреди нее маленький домик. Кто здесь живет? (Мальвина).

Из каких геометрических фигур состоит этот домик?

(крыша ? , дом (стены) ? , окно ? ). Покажите эти фигуры.

Почему эта фигура называется треугольник? (3 угла, 3 стороны).

 Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, 4 стороны).

 Чем они отличаются? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – 2 стороны короткие, две длинные).

Рассмотреть сюжетную картинку, где Буратино плавает в пруду  и задать вопросы:

1.Попав в глубокий пруд, куда его бросили сыщики, приняв его за преступника, Буратино не утонул. Почему? (потому что он деревянный, а дерево легкое, в воде не тонет).

2.«Стоит над водой, трясет бородой» (Камыш). Сколько камышей росло у пруда? (8).

Из каких чисел состоит число 8? (8 и 0, 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4).

3 «Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются» (Кувшинки или водяные лилии).

Сколько кувшинок росло в пруду? (7). Из каких чисел состоит число 7? (7 и 0, 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3).

Чего больше росло? На сколько? (камышей, на 1). Чего меньше росло? На сколько? (кувшинок, на 1).

В ходе НОД  провести игру с детьми «Где ошибся Буратино?»

Воспитатель: Мальвина хотела научить Буратино писать цифры. Она написала цифры в разных углах листа в клеточку и сказала ему: «Нарисуй точно такой же» (картинка с цифрами). А Буратино все время отвлекался, и он написал неправильно.

Найдите, где у Буратино ошибки и помогите ему их исправить (работа в тетрадях в клетку).

 Физкультминутка:

Буратино встань-ка - раз,

И попрыгай-ка за нас (прыжки).

Раз, два, три, четыре, пять,

Приседай, как мы сейчас (приседание).

Шесть, семь, восемь, девять,

На пол дружно сели.

Головою покрути, Ключик золотой найди.

В сказке, которая имеет математическое содержание, героями могут быть разные цифры, геометрические фигуры, и в том числе герои простейших сказок, в сюжет включают также разные математические понятия.

В основу такой сказки положено приключенье, усложненное разными испытаниями, имеющие математический характер, которые обязан выполнять персонажи вместе с маленькими слушателями. Используя сказки во время процесса обучения математике главный акцент делают не на запоминание учебного материала, а на глубокое его понимание, сознательном и активном усвоении, а на то как не замечая, дети учатся, развиваются, познают, а также запоминают новый материал. Для полноценного развития математических представлений и для развития познавательных интересов детей важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки соединяет в себе и первое и второе. Самим сюжетом, сказочные персонажи влекут ребенка. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. Исследование структуры сказки показывает, что именно благодаря сказке у ребенка развиваются функции особой системы мышления, потому что в ней постоянно происходит разнообразное превращение времени и пространства, которое позволяет детям обнаружить их существование, а также осознание своих взаимоотношений с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнк...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов програ...

Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у  детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...

Использование сказок в процессе математической подготовки детей старшей группы на занятиях

В данной презентации содержится материал по использованию сказок на занятиях по формированию элементарных математических представлений....