Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
статья по логопедии (старшая группа) на тему

ходус елена владимировна

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podgotovka_k_obucheniyu_gramote.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием к овладению грамотой

        Подготовила учитель-логопед МБДОУ№37 «Сказка»

Ходус Е.В.

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

 Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, ГА. Каше, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова и др.) [24; 13; 25; 53] доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.  Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.

В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка "разведены" звуковая и смысловая стороны слова. "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [52].

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие [24; 18; 23; 42].

Анализ научных исследований показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Следовательно, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой.

Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  к овладению грамотой

Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей [24; 14; 33; 49].

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями поступить в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова [38; 52].

 По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».   К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка [39].

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [7]. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [52].

 Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [7]. И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:  определение порядка слогов и звуков в слове,  установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука» [52].  

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным Бельтюкова В.И. «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить». Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи [3].

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. При чтении у детей наиболее типичны следующие ошибки:

  1. трудности слияния звуков в слоги и слова;
  2. взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
  3. побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
  4. искажение слоговой структуры слов;
  5. слишком медленный темп чтения;
  6. нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

  1. замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  2. пропуски гласных;
  3. пропуски согласных в их стечении;
  4. слияние слов на письме;
  5. раздельное написание частей одного слова;
  6. пропуски, наращения или перестановки слогов;
  7. орфографические ошибки [47].

Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи

 Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух [24].

Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам) и сопровождаются недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), это означает, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такого состояния патологии речи, которое и принято обозначать как фонетико-фонематическое недоразвитие.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов [44].  

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

Состояние звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими особенностями:

  1. замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в];
  2. нестойкое употребление звуков в речи;
  3. искаженное произношение одного или нескольких звуков;
  4. не дифференцированное произнесение пар или групп звуков [42].

Помимо нарушения звукопроизношения у детей с ФФН недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи.

У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук и т.д. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [24].

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е.Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников [24; 33; 13].

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает:

– коррекцию звукопроизношения;

– формирование фонематического восприятия;

– подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает:

– Уточнение, обогащение и активацию лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.

– Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

– Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

В процессе обучения проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы - артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [й], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] - [х], [в] - [б] т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы - дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

 - Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими:

слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа - выделение первого гласного звука из начала слова.

- Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой - слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

- Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа «суп».

- Выделение начальных согласных в словах типа «сок».

- Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».

- Анализ и синтез прямого слога типа [са].

- Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

- Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двухсложных с закрытым слогом типа «кошка», трехсложных типа «панама», произношение которых не расходится с написанием.

- Преобразование слов путем замены отдельных звуков: «сок» - «сук».

- Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать следующие выводы:

а) У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа и синтеза слов, что осложняет процесс подготовки к овладению грамотой и письмом. Ключевым моментом в коррекции речевых нарушений являются звуковой анализ и синтез, который должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

б) Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте и проводится по специальной коррекционной программе в логопедических группах.

в) Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, своевременное обучение позволяет скорректировать дефект и подготовить детей к школе.

Список литературы

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1999.

Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1999.

Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 2008.

Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляю...