Главные вкладки
Обобщение и внедрение педагогического опыта на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал (младшая группа)
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»
ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001 г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19, e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru Тел/факс: (495) 737-08-89 |
Обобщение и внедрение педагогического опыта на тему:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. (Слайд 2)
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и др., которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику, и т. д.). Я использую дидактические пособия для детей младшего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок); создала дидактическую игру с прищепками, игры на липучках; оформила уголок сенсорики. (Слайд 3)
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, пальчиковые игры.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно: (Слайд 4, 5)
-на первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры:
«Покажи такой же…»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).
На первом этапе цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому. (Слайд 6, 7)
На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. (Слайд 8, 9) На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Разложи по тарелочкам»; «Игры с прищепками»; «Разложи по цвету» и т. д.
Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение дня.
Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготавливаем сами.
Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок) (Слайд 10)
На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры.
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
(Слайд 11, 12) Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью операции сравнения (например, побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?» Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин»). Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
(Слайд 13, 14) В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» и т.д. Это способствует развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
(Слайд 15) Для развития тактильных ощущений использую такие игры, как: «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для родителей с играми и упражнениями для сенсорного развития детей младшего возраста...
Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».
Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гр...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...