Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа)
Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные предметы по образцам-эталонам. Сложности с обследованием предметов, с развитием основ сенсорного восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
№ | Содержание | Стр. |
Паспорт проекта | 2 | |
1. | Постановка проблемы и обоснование необходимости проекта | 5 |
2. | Цель и задачи проекта | 6 |
3. | Стратегии и механизмы достижения цели | 6 |
4. | Разработка этапов проекта | 7 |
5. | Риски и пути преодоления рисков | 8 |
6. | Формы, методы и средства организации деятельности | 8 |
7. | Рабочий план реализации проекта | 9 |
8. | Ресурсы проекта | 22 |
9. | Продукты проекта | 22 |
10. | Диагностика сенсорного развития дошкольников | 23 |
11. | Практический аспект работы над проектом | 23 |
11.1. | Содержание I этапа | 23 |
11.2. | Содержание II этапа | 25 |
11.3. | Содержание III этапа | 26 |
12. | Вывод | 27 |
13. | Дальнейшее развитие проекта | 27 |
14. | Литература | 28 |
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» |
Автор-разработчик | Воспитатель Дьякова Наталья Григорьевна |
Участники проекта | Воспитатель, дети младшей группы, родители. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный: сентябрь 2022 – май 2023. |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию посредством дидактических игр. |
Задачи проекта | 1. Создать условия для сенсорной деятельности младших дошкольников, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование сенсорного опыта для детей. 3. Разработать различные образовательные мероприятия, способствующие сенсорному развитию воспитанников в рамках игровой деятельности. 4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию своих детей. |
Проблема, на решение которой направлен проект | Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные предметы по образцам-эталонам. Сложности с обследованием предметов, с развитием основ сенсорного восприятия. |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. II этап. Деятельностный Цель: Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактических игр. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Анализ и обобщение результатов проекта. |
Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта | Для детей:
Для родителей: 1. Приобретены практические знания по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Для воспитателя:
|
Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта | Для детей:
Для родителей:
Для воспитателя: 1.Усовершенствованы профессиональные компетенции, необходимые для организации работы по сенсорике.
|
Итоговое мероприятие проекта | Открытое образовательное мероприятие (НОД) «В стране волшебных фигур». |
Продукты проекта | 1. Мультимедийная презентация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». 2. Учебно-методический комплект по теме проекта. 3. Методические рекомендации воспитателя «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников». |
- Постановка проблемы и обоснование необходимости проекта
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале и др. (Раздел II, пункт 2.6.).
Речь идет о сенсорном развитии детей, которое предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе, вкусе и др.
Значение сенсорного развития трудно преувеличить – это основа чувственного опыта детей.
Важность и актуальность данной темы заключается в том, что у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром накапливаются необходимые представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.
В результате происходит развитие органов чувств, формирование представлений о сенсорных эталонах. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Благодаря сенсорному опыту:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее развиваются познавательные действия;
- формируются навыки контроля и самоконтроля;
- закладываются основы наблюдательности и эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, дети осваивают приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.
В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.
Проблема
Однако, в процессе взаимодействия со своими воспитанниками, я заметила, что у многих детей возникает проблема с группировкой предметов по сенсорным признакам: величине, форме или цвету.
Некоторые малыши не умели выделять форму и величину предметов, другие – не могли группировать однородные предметы по образцам-эталонам.
У детей были сложности с обследованием предметов, с развитием основ сенсорного восприятия.
Эти нарушения отрицательно воздействовали на формирование сенсорного опыта дошколят, на познавательную сферу.
Для того, чтобы решить эту проблему мне необходимо было найти такое средство для сенсорного развития детей, благодаря которому каждый ребенок мог бы обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам или по образцам-эталонам; выделять основные признаки и осязаемые свойства предметов, развивать мелкую моторику.
Я считаю, что таким средством являются сенсорные дидактические игры.
Благодаря дидактическим играм у детей накапливаются необходимые представления, углубляется восприятие, осваиваются сенсорные эталоны, а также закладываются основы наблюдательности и самоконтроля.
Дидактическая игра универсальна и многофункциональна, она является:
- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
- формой обучения,
- самостоятельной игровой деятельностью,
- средством воспитания личности ребенка.
Отличительная особенность дидактических игр состоит в том, что они позволяют обучать детей посредством активной и интересной для них игровой деятельности.
В связи с необходимость решения проблемы был разработан педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
- Цель и задачи проекта
Цель: Организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию посредством дидактических игр. |
Задачи: 1. Создать условия для сенсорной деятельности младших дошкольников, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование сенсорного опыта для детей. 3. Разработать различные образовательные мероприятия, способствующие сенсорному развитию воспитанников в рамках игровой деятельности. 4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию своих детей. |
- Стратегии и механизмы достижения цели
Задачи проекта | Механизмы достижения |
| 1.Изучить литературу по сенсорному развитию дошкольников.
|
|
|
3. Разработать различные образовательные мероприятия, способствующие сенсорному развитию воспитанников в рамках игровой деятельности. |
|
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию своих детей. |
|
- Разработка этапов проекта
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить литературу по сенсорному развитию детей в ДОУ и семье.
- Подобрать дидактический и иллюстративный материал, разработать картотеки игр и игровых заданий для детей.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме проекта.
- Провести вводную диагностику.
II этап. Деятельностный
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактических игр.
Задачи:
- Формировать умение обследовать и группировать однородные предметы по образцам-эталонам по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
- Способствовать формированию элементарные представлений об объектах и предметах окружающего мира в процессе дидактических игр.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать познавательный интерес и познавательные действия.
- Организовать эффективное взаимодействие с родителями для повышения их психолого-педагогической культуры и компетентности в вопросах сенсорного развития своих детей.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов проекта
Задачи:
1. Провести итоговое образовательное мероприятие «В стране волшебных фигур».
2. Провести мониторинг с целью выявления результатов.
3. Обобщить результаты проекта, представить продукты проекта.
- Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Недостаток игровых пособий и материалов для проведения сенсорных дидактических игр.
2. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс сенсорного развития своих детей.
Пути преодоления рисков:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.
3. Поддержка каждого родителя в решении проблем по обогащению сенсорного опыта ребенка на основе дидактических игр.
4. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия педагога группы и семьи.
- Формы, методы и средства организации деятельности
Формы
Совместная образовательная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
- проблемные ситуации; - наблюдение; - беседы; - обсуждение; - рассматривание объектов и их обследование; - дидактические игры; - рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций; - элементарное моделирование и экспериментирование с материалами; - ситуативные разговоры. | - решение простейших проблемных ситуаций; - дидактические игры; - наблюдения; - рассматривание; - обследование; - элементарное моделирование и экспериментирование с материалами. |
Методы и средства
Методы | Средства |
Словесные методы: Объяснение, беседа, пояснения, вопросы к детям. | - фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, загадки и др.); - короткие стихотворения о предмете или объекте. |
Наглядные методы: Иллюстрирование, демонстрация, показ. | - пособия и атрибуты к различным сенсорным дидактическим играм; - строительные игровые наборы, состоящие из геометрических фигур разных цветов; - полифункциональные предметы и предметы-заместители; - наборы мелких игрушек (фигурки людей и животных, машинки); - игровые пособия «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»; - схемы и таблицы для алгоритма обследовательских действий; - иллюстрированные пособия: плакаты, иллюстрации, карточки. |
Исследовательский метод | - природные материалы, пригодные для использования в игровой, предметной и исследовательской деятельности. - пособия и атрибуты к различным исследованиям и играм-экспериментам. |
Методы проблемного обучения: Элементарный анализ: сравнение по контрасту и подобию, сходству. Элементарные основы группировки и классификации, моделирования и конструирования; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. | Сочетание разнообразных средств: - использование художественного слова и фольклора; - объекты и явления окружающего мира; - различный дидактический материал; - материалы для экспериментирования. |
Методы, вызывающие эмоциональную и познавательную активность: Воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество. | Сочетание разнообразных средств: - использование художественного слова; - включение игровых и сказочных персонажей; - использование игр-«секретиков» как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» детей в тему. |
Метод стимулирования | Соревнование, поощрение, похвала, юмор и др. |
- Рабочий план реализации проекта
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Наименование мероприятия | Содержание мероприятия | Предполагаемая дата проведения мероприятия |
| Изучение научной и методической литературы по теме. Изучение опыта других педагогов по сенсорному развитию дошкольников | 1-2 неделя Сентябрь |
| Проведение вводной диагностики с целью выявления уровня сенсорного развития посредством дидактических игр. Оформление результатов диагностики. | 3-4 неделя Сентябрь |
| Разработка рабочего плана педагога по итогам диагностики. | 3-4 неделя Сентябрь |
| Консультации, буклеты, папки-передвижки для родителей: «Что такое сенсорное развитие», «Сенсорные эталоны»;», «Как проводить обследования предметов и их свойств». | 1-2 неделя Ноябрь |
| Подбор дидактического и иллюстративного материала. Разработка картотек: - сенсорных игр на различение цвета, формы, размера; - сенсорных игр на изучение осязаемых свойств предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и др.); - «Экспериментирование с материалами»; - поисково-исследовательских игр. | 3-4 неделя Ноябрь |
6. Обогащение РППС группы | Оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к опытам и различным сенсорным играм. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме, подбор специальных книг, энциклопедий, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме. | 3-4 неделя Ноябрь |
II этап. Деятельностный
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактических игр.
Дидактические игры
Название игры, цель | Содержание игры | Сроки |
«Умная ёлочка» Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук. | Оборудование: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов. Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу; обвести ёлочку и кружки на бумаге раскрасить. | 1неделя Декабрь |
«Цветные корзинки» Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки. | Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Ход игры: Спросить у детей, какого цвета корзинки? Какого цвета бантики у собаки на шее? Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д. | |
«Учим фигуры» Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление. | Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки. Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу. | 2 неделя Декабрь |
«Собери капельки в стакан» Цель: Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Оборудование: Кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам. Ход игры: Раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые». | |
Рамки-вкладыши «Паутинки». Цель: учить геометрические фигуры, развивать глазомер и координацию движений рук. | Оборудование: рамки-вкладыши геометрические фигуры. Ход игры: ребёнок учится соотносить предметы по форме и размеру; вкладыши можно обводить на бумаге и раскрашивать. | 3 неделя Декабрь |
«Спрячь зайку» Цель: Формирование представлений о цвете. | Оборудование: Домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков. Ход игры: Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков. | |
Мини-коврик «Геометрия» Цель: учить соотносит геометрические фигуры с окошками. | Оборудование: коврик с отверстиями, геометрические фигуры на липучке. Ход игры: подбирать фигуркам подходящие рамки и приклеивать их на липучку; называть цвета фигур; поиграть в «ассоциации» - взять любую фигурку и подумать, какие предметы похожи на неё. | 4 неделя Декабрь |
«Спрячь мышку» Цель: Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета. | Оборудование: Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти | |
«Умное облачко» Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления; развитие точности глазомера, координации движений и последовательности действий; формирование умения работать по образцу. | Оборудование: 15ламинированных карточек, 1 деревянное облачко, 60 кружков (5 цветов по 12 шт. каждого) в деревянной коробке. Ход игры: - Для чего нужны облака? Просто так? Вовсе нет! Наше облачко – трудолюбивое и у него очень много дел! Давайте узнаем, какие у облачка бывают дела! Синий круг – повисеть над озером и впитать в себя его испарения. Зелёный круг – создать тень для цветочков, чтобы им было не очень жарко. Красный круг – полить клубнику в саду. Жёлтый круг – вместе с другом ветерком перенести семена деревьев на землю. Оранжевый круг – помыть дорожки на городских улицах. - Давайте поможем облачку! Возьмём карточку и внимательно посмотрим. Сколько заданий нужно выполнить облачку сегодня? Выберем необходимые по цвету круги и вставим в облачко! | 1неделя Январь |
«Воздушные шары» Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов. | Оборудование: Воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик. | |
«Волшебные прищепки» Цель: учить правильно брать и открывать прищепку; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. | Оборудование: разные предметные картинки, набор цветных прищепок. Ход игры: воспитатель предлагает игру сразу нескольким (2- 4) детям. Дети соотносят цвет прищепок с картинками. | 2 неделя Январь |
«Круг, квадрат» Цель: Учить группировать предметы по форме. | Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.». | |
«Волшебный комодик» Цель: учить геометрические фигуры; составлять узоры по образцу. | Оборудование: 4 выдвижных ящика с двухсторонней гравировкой геометрических фигур; 1 выдвижной ящик с 10-ю разноцветными плашками внутри; 48 геометрических фигур (8 видов по 6 штук каждого). Ход игры: 1) Познакомьте ребенка с названием геометрических фигур. Обсудите цвета. 2) Сортируйте фигурки по ящичкам комода. Бросайте фигурки в отверстия вверху комода. Затем откройте ящички и убедитесь, что все сделано верно. После того как ребенок усвоит 4 основные фигуры, переверните ящички другой стороной – там окажутся еще 4 фигуры для сортировки. | 3 неделя Январь |
«Чудесный мешочек» Цель: продолжать учить геометрические фигуры; составлять узоры по образцу. | Оборудование: геометрические фигуры Ход игры: Поместить фигурки в непрозрачный мешочек. Опустить в мешок руку, взять какую-нибудь фигурку, и попробовать угадать на ощупь, какую фигуру вы достали. | |
«Весёлые резиночки» Цель: учить натягивать резиночки; закреплять цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие, память. | Оборудование: разноцветные резиночки, колокольчик, карточки. Ход игры: колокольчик размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг колокольчика, карточки лежат рубашками вверх. Первый игрок переворачивает одну карточку, кладёт её, чтобы всем было видно. Игроки стараются, как можно быстрее, подобрать резиночки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке. Тот, кто первым выполнит задание, звенит в колокольчик. | 4 неделя Январь |
«Заштопай штанишки» Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. | Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. Ход игры: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. | |
«Подбери фигуры» Цель: развивать мелкую моторику рук; координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание; закреплять цвета и названия геометрических фигур. | Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, набор геометрических фигур разных цветов. Ход игры: дети соотносят геометрические фигуры по цвету на карточках. | 1неделя Февраль |
«Спрячемся от дождика» Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. | Оборудование: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Ход игры: Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?» | |
«Магазин одежды». Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. | Оборудование: силуэты одежды, карточки. Ход игры: дети «развешивают» одежду разных цветов. | 2 неделя Февраль |
«Какой мяч больше?» Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
| Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. Ход игры: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется. | |
«Шнуровка» Цель: развитие мелкой моторики рук, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. | Оборудование: шнурочки разных цветов, деревянные предметы с дырочками. Ход игры: дети протягивают шнурочки в отверстия. Ловкость рук я развиваю Со шнуровкою играю. Тренирую логику И мелкую моторику! | 3 неделя Февраль |
«Угости зайчика» Цель: Учить детей группировать предметы по величине. | Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. Ход игры: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. | |
«Шумовые коробочки» Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти; умения различать и дифференцировать шумы; развитие логик; тренировка концентрации внимания. | Оборудование: 22 шумовые коробочки (парные) с различными наполнителями, издающими разные звуки, цветные карточки с изображениями того, что лежит в коробочках. Ход игры: Для игры из контейнеров из-под киндер-сюрпризов было изготовлено 22 шумовые коробочки. Все они парные. В качестве наполнителей использованы: гречка; пуговицы; фасоль; рожки; рис; манная крупа; сахар; соль; пшено; перловка; горох. Для начала мы знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать развивающую игру - позвените одной из коробочек и предложите детям найти коробочку с точно таким же звуком. Среди всех шумовых коробочек ребёнок должен постараться найти коробочки с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. | 4 неделя Февраль |
«Спрячь в ладошке» Цель: Познакомить с понятием величины. | Оборудование: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей). Ход игры: Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету). | |
«Разноцветные баночки». Цель: закреплять названия фруктов и ягод; учить различать и называть цвета; развивать цветовое восприятие, память, внимание, мышление; развивать мелкую моторику, тренировать координацию движений. | Оборудование: силуэты баночек с разноцветными крышками, фрукты и годы. Ход игры: дети соотносят цвет фруктов и ягод с цветом баночек. | 1 неделя Март |
«Покормим кукол» Цель: Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине. | Оборудование: Миски одного цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая куклы. Ход игры: Возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять». | |
Дидактическая игра «Скворечник» Цель: учить выкладывать из геометрических фигур скворечник; развивать мелкую моторику рук; закреплять цвета и геометрические фигуры; учить различать размер, соотносить предметы по размеру. | Оборудование: набор геометрических фигур разных цветов, птички разного размера. Ход игры: дети выкладывают из геометрических фигур скворечники и соотносят с размером птиц. | 2 неделя Март |
«Большой, поменьше, маленький» Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. | Оборудование: Набор геометрических фигур круг, квадрат, треугольник разных цветов и величины. Ход игры: Воспитатель показывает набор геометрических фигур круг, квадрат, треугольник разных цветов и величины, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета» «Большой круг желтого цвета» «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. | |
«Логическое домино». Цель: закрепить знания о цвете; развивать зрительное восприятие, память и внимание. | Оборудование: фишки с геометрическими фигурами разных цветов. Ход игры: дети составляют ряд из фишек с геометрическими фигурами. | 3 неделя Март |
Определи на ощупь» Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине. | Оборудование: парные предметы и непрозрачный мешочек, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.). Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д. | |
«Подбери размер» Цель: развивать зрительную память, внимание; учить называть цвета; развивать умение соотносить фигуры с размером отверстия. | Оборудование: круги разного размера с отверстиями. Ход игры: дети соотносят размер круга с размером отверстия. | 4 неделя Март |
«Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу. | Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.). Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог. | |
«Сложи квадрат» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить узнавать и называть геометрические фигуры; учить составлять целый квадрат из нескольких частей. | Оборудование: деревянная доска с квадратами, состоящими из нескольких частей. Ход игры: 1) собирать квадраты из меньшего количества деталей; 2) игра «Мозаика». Использовать детали от разных квадратов, придумывая свои собственные рисунки, предметы и орнаменты; 3) обводить детали от квадратов на бумаге и раскрашивать. | 1 неделя Апрель |
«Найди пару» Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. | Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой. | |
«Посади бабочку на цветок». Цель: учить соотносить фигуры по цвету и форме; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. | Оборудование: силуэты цветов и бабочек разных размеров и цветов. Ход игры: разложить бабочки в соответствии с цветом и размером цветков. | 2 неделя Апрель |
«Что в коробочке?» Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти; умения различать и дифференцировать шумы; развитие логик; тренировка концентрации внимания. | Оборудование: шумовые коробочки (парные) с различными наполнителями, издающими разные звуки, цветные карточки с изображениями того, что лежит в коробочках. Ход игры: Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка. | |
«Досочки» Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; знакомство с понятиями цвета и формы; развитие фантазии. | Оборудование: 18 досок с выемками, 18 вкладышей (геометрических фигур) в деревянной коробке. Ход игры: 1) рассмотреть и назвать геометрические фигуры; 2) вкладывать фигуры в подходящие рамки, сопоставляя их по цвету; 3) использование рамок в качестве трафаретов (обводить фигуры и раскрашивать); | 3 неделя Апрель |
«Подбери фигуру» Цель: Закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. | Оборудование: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке. Ход игры: 1.Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать. | |
«Сравни и подбери» Цель: закрепить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой. | Оборудование: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов. Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи: 1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок; 2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты; | 4 неделя Апрель |
«Кому какая форма» Цель: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | Оборудование: Большие мишка и матрешка. Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка. Ход игры: 1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга. |
Взаимодействие с родителями
Наименование мероприятия | Содержание мероприятия | Предполагаемая дата проведения мероприятия |
Встреча в творческой мастерской | Совместное оформление с родителями и детьми лэпбука «Геометрические фигуры» (по блокам Дьенеша) | 1-2 неделя Декабрь |
Обучение родителей проведению дидактических игр по сенсорике | Мастер-класс «Формы и методы проведения дидактических игр» | 3-4 неделя Декабрь |
Практический тренинг | Проведение комплекса игр «Домашняя лаборатория для сенсорного развития детей» | 1-2 неделя Январь |
Развлечение «Любимые сенсорные игры детей нашей группы» | Совместные игры с детьми и родителями | 3-4 неделя Январь |
Фотовыставка «Юные исследователи» | Совместное оформление фотовыставки «Юные исследователи». | 1-2 неделя Февраль |
Встреча в творческой мастерской | Оформление игрового макета «Разноцветные игрушки» | 3-4 неделя Февраль |
Развлечение «Путешествие в страну «Сенсорику» | Совместные игры с детьми и родителями | 1-2 неделя Март |
Совместные целевые прогулки | Наблюдение за природой и природными объектами | 3-4 неделя Март |
Встреча в творческой мастерской | Совместное оформление с родителями и детьми лэпбука «Волшебные палочки» (по палочкам Кюизенера) | 1-2 неделя Апрель |
Развлечение «Школа юных конструкторов» | Развлечение на основе элементарного моделирования | 3-4 неделя Апрель |
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов проекта
Наименование мероприятия | Содержание мероприятия | Предполагаемая дата проведения мероприятия |
Итоговое открытое образовательное мероприятие | Подготовка и участие родителей в непосредственно образовательной деятельности с детьми «В стране волшебных фигур». | 1-2 неделя Май |
Анкетирование родителей. Мониторинговые мероприятия с детьми. | Проведение анкетирования «Сенсорное развитие Вашего ребенка». Проведение итоговой диагностики с целью выявления уровня сенсорного развития детей. Оформление результатов диагностики. | 3-4 неделя Май |
Анализ и оценка деятельности. | Подготовка отчета по проекту. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. Представление продуктов проекта. | 3-4 неделя Май |
- Ресурсы проекта
1.Материально-технические. Развивающая предметно-пространственная среда группы и территория участка ДОУ соответствует требованиям ФГОС ДО.
2. Кадровые. У воспитателя Дьякова Н.Г., реализующей данный проект, сформированы необходимые профессиональные компетенции для взаимодействия со всеми участниками проекта, а также для реализации всех организационных и образовательных мероприятий.
3. Методические. Материально-технических и кадровых ресурсов достаточно для:
- методического сопровождение детей и родителей;
- создания системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе дидактических игр.
- Продукты проекта
1. Мультимедийная презентация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
2. Учебно-методический комплект по теме проекта.
3. Методические рекомендации воспитателя «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников».
- Диагностика сенсорного развития дошкольников
Диагностические мероприятия проводятся в рамках методики психолого-педагогического обследования детей раннего возраста К.Л., Печоры и Г.В. Пантюхиной (Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: Сфера, 2019).
Уровень сенсорного развития определяется по следующим показателям:
- Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
- Называет 4 основных цвета. Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор по образцу).
- Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.
Основные задания для детей такие:
- Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
- Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
- Сложить трёхсоставную матрешку.
- Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
Способ выполнения задания: самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение.
Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Вовлеченность родителей и их педагогическая грамотность по теме проекта определяется по результатам анкетирования.
11. Практический аспект работы над проектом
- Содержание I этапа
На первом этапе я изучила литературу и выбрала методическое обеспечение по теме:
1. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет, сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
- Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Папка для 2-7 лет. – СПб.: Корвет, 2016.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2010.
- Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПб., 2003.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
На основании методического обеспечения разработала учебно-методический комплект, включающий:
- комплексно-тематическое планирование;
- план работы с родителями;
- конспекты НОД;
- картотеки игр;
- консультации, буклеты, папки-передвижки для родителей;
- и другой иллюстрационный и информационный материал.
По мере необходимости разрабатывала методические материалы в течение всех трех периодов работы по этой теме. Так, в качестве средств обучающей направленности совместно с родителями изготовили дидактические пособия: ЛЭП буки «Волшебные палочки» (по палочкам Кюизенера), «Геометрические фигуры» (по блокам Дьенеша) и игровой макет «Разноцветные игрушки».
В целях обеспечения психологической безопасности и эмоционального благополучия своих воспитанников, я учитывала важнейшие для полноценного психического развития ребенка младшего дошкольного возраста моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности.
Для создания позитивного эмоционального климата в группе поддерживала доброжелательные отношения детей друг к другу, применяла такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
Сстаралась продумывать интересные виды деятельности для каждого воспитанника, при необходимости заменяю или адаптирую материалы и задания, создаю условия для развития позитивных эмоций.
Предлагала различные виды игровой деятельности, которые последовательно сменяют друг друга, и организованы так, чтобы избежать переутомления у детей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО создала развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Оформила развивающую сенсорной зоны в группе «Центр сенсорики».
Оснастила пространство группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным сенсорным играм и исследованиям:
- строительные игровые наборы, состоящие из геометрических фигур разных цветов;
- полифункциональные предметы и предметы-заместители;
- природные материалы, пригодные для использования в игровой, предметной и исследовательской деятельности.;
- наборы мелких игрушек (фигурки людей и животных, машинки);
- игровые пособия «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»;
- схемы и таблицы для алгоритма обследовательских действий.
Подобрала специальные книги, альбомы, детские энциклопедии, а также раздаточный и демонстрационный материал по теме.
Таким образом, в группе были созданы все условия для сенсорной деятельности воспитанников, обеспечена психологическая комфортность и доброжелательная атмосфера. Тем самым я способствовала не только сенсорному развитию детей, но и положительно стимулировала их эмоциональное состояние, обеспечила психологическую безопасность, обогатила способы познания окружающей действительности.
В рамках первого этапа провела диагностическое обследование детей с целью выявления уровня сенсорного развития детей.
В рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Диагностику проводила по методике психолого-педагогического обследования детей раннего возраста К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной. По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:
Высокий уровень всех показателей отмечен у 17% детей. У большинства дошкольников - у 45% - показатели были среднего уровня.
У 38% детей был низкий уровень показателей.
Учитывая результаты диагностики, мною был разработано комплексно-тематическое планирование.
- Содержание II этапа
На втором этапе оособое внимание уделяла дидактическим играм с сенсорными эталонами. Делала это для закрепления имеющихся сенсорных представлений у детей. Содержание этих игр включало идентификацию предметов по цвету, форме и размеру. Предлагала ребятам такие игры:
- по различению цветов: «Цветные корзинки», «Воздушные шары», «Волшебные прищепки» и др.;
- по различению геометрических фигур: «Круг, квадрат», «Волшебный комодик», «Заштопай штанишки» и др.;
- по различению величины - «Посади бабочку на цветок», «Подбери размер», «Большой, поменьше, маленький» и др.
В процессе работы по этой теме я заметила, что моим воспитанникам больше нравятся подвижные игры, игры с творческими заданиями, а также внесение усложнений в знакомые задания.
Поэтому я модифицировала многие игры, делала их более динамичными.
Так, игру «Логическое домино» я проводила не только за столом, но и давала детям вырезанные из картона фишки с геометрическими фигурами разных цветов, и они находили аналогичные фигуры у своих сверстников в подвижном варианте: становились друг за другом или ходили парами.
Игру «Посади бабочку на цветок» я проводила по аналогии с подвижной игрой «Кто быстрее займет стул», где дети по окончании музыки должны были найти цветок необходимого цвета.
Дети любят разработанные мной сюжетные игры: «В лесу», «В кафе», «В супермаркете», «Покупаем подарки», «Собираем урожай» и др. В этих играх я применяю игровые упражнения и задания на обследование, сравнение, классификацию и другие логические действия.
Я применяла дидактические игры не только в процессе НОД, но и в процессе различных режимных моментов, в том числе на прогулке. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь детей со всем богатством природного мира и рукотворных предметов.
Для разнообразия дидактических игр и создания положительных эмоций у детей в качестве дидактического материала я использовала игрушки, реальные предметы (ложки, кубики, пуговицы) и объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья).
Таким образом, применяла игровые методы и приемы, привлекательные для детей.
Для обогащения и закрепления представлений о величине, форме, цвете, а также для формирования приёмов умственных действий (анализа, сравнения, классификации) я активно включала в работу с детьми игровые дидактические пособия «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера».
Данные пособия способствуют не только сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, но и положительно стимулируют их эмоциональное состояние, развивают речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащают способы познания окружающей действительности.
На основе этих пособий я включала игры:
- на формирование умения группировать предметы по цвету и длине;
- на формирование и закрепление умения соотносить количество предметов с цифрой;
- на формирование умения выделять в блоках от 1 до 3 различных свойств (цвет, форму, размер), абстрагировать одни от других, называть их.
Также использовала проблемные вопросы и поисково-исследовательские задания, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, «Как разукрасить воду», «Как растёт травка», «Где живут зернышки?», «Где живёт вода» и др.;
В течение первого и второго этапов взаимодействие с родителями (законными представителями) носило системный характер и проявлялось в активных формах работы.
С целью ознакомления родителей с методикой работы по сенсорному развитию было налажено тесное сотрудничество через:
- консультации, информацию на папках-передвижках и буклетах;
- обучение родителей проведению сенсорных игр в домашних условиях;
- встречи в «Творческой мастерской» по изготовлению ЛЭП буков;
- совместные развлечения;
- мастер-класс, целевые прогулки и оформление фотовыставки «Юные исследователи».
Кроме того, провели с родителями открытое образовательное мероприятие «В стране волшебных фигур».
Таким образом, я постаралась включить каждого родителя в единый совместный процесс обогащения сенсорного опыта своего ребенка, что позволило значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.
- Содержание III этапа
В рамках третьего этапа я разработала мультимедийную презентацию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», где представила свою работу.
Оформила учебно-методический комплект. В этот комплект вошли все разработанные мной методические и дидактические материалы, картотеки дидактических игр, сценарии развлечений, а также фотографии РППС и проведенных мероприятий с детьми.
Обобщая опыт работы с детьми, разработала методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников».
На этом этапе я провела итоговую диагностику. А для проверки эффективности методов, форм и содержания образовательного процесса провела сравнительный анализ вводной и итоговой диагностик.
Результаты итоговой диагностики показали, что у 73% детей высокие показатели. Это на 56% больше, чем показатели вводной диагностики.
Средние показатели – у 18% детей. По результатам вводной диагностики детей со средним уровнем было 45%. Значит, у 27% детей показатели повысились.
По результатам вводной диагностики у 38% детей был низкий уровень показателей. В итоговой диагностике детей с низким уровнем было 9%.
Я планирую для детей с низким уровнем сенсорного развития разработать индивидуальные образовательные маршруты и привлечь родителей для более активного сотрудничества. Результаты педагогической диагностики используются мною для дальнейшей оптимизации работы с дошкольниками.
12. Вывод
Таким образом, получены стабильные результаты по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Они подтверждают эффективность созданных условий по данному направлению, важность вовлечения родителей в образовательный процесс, а также мои профессиональные действия.
Благодаря проекту у моих воспитанников формированы начальные представления о сенсорных эталонах, о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Дети умеют самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы деятельности. Развиты познавательный интерес и познавательная активность.
Родители приобрели педагогический опыт сенсорного развития своих детей на основе игровой деятельности.
Они проявили интерес и большое желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Для меня, как для воспитателя, проект также имел огромное значение.
Я усовершенствовала свои профессиональные компетенции по вопросам обогащения сенсорного опыта воспитанников и организовала систему работы по сенсорному развитию в условиях ДОУ и семьи.
13. Дальнейшее развитие проекта
Я считаю, что опыт моей профессиональной деятельности по данному направлению может быть применён и удачно адаптирован другими педагогами.
Для реализации проекта необходимо:
- обеспечить для каждого ребенка психолого-педагогические условия, организовать соответствующую развивающую предметно-пространственной среду;
- разработать учебно-методические материалы: комплексно-тематическое планирование, картотеки различных дидактических игр по сенсорике с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей;
- провести организационные и образовательные мероприятия для родителей и привлечь их к совместной работе по данному направлению.
14. Литература
1. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
- Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Папка для 2-7 лет. – СПб.: Корвет, 2016.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Кузнецова Е.М. Конструктивно-модельная деятельность детей 5-6 лет. Программа по художественному моделированию. – Волгоград: Учитель, 2020.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Тень-поте тень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2010.
- Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПб., 2003.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...
Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».
Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гр...