Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».
материал

     Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гремит металлическими крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Каждая мелочь имеет значение для этого любознательного малыша. Как только он начинает передвигаться в пространстве, он стремится расширить свою зону восприятия.
Сенсорное развитие в раннем детстве помогает формированию восприятия и представлений о свойствах предметов, таких как их форма, цвет, размер, расположение и даже запах и вкус. Повышение познавательной активности детей данного возраста является главной задачей на каждом этапе сенсорного развития и является важным условием формирования интеллектуальных качеств у малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_smagina_nv_-.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Смагиной Натальи Владимировны

ВВЕДЕНИЕ.

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации. Яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гремит металлическими крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Каждая мелочь имеет значение для этого любознательного малыша. Как только он начинает передвигаться в пространстве, он стремится расширить свою зону восприятия.
Сенсорное развитие в раннем детстве помогает формированию восприятия и представлений о свойствах предметов, таких как их форма, цвет, размер, расположение и даже запах и вкус. Повышение познавательной активности детей данного возраста является главной задачей на каждом этапе сенсорного развития и является важным условием формирования интеллектуальных качеств у малыша.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на сенсорное развитие маленьких детей, должны быть качественно и результативно подобранны игры, они должны быть интересными, занимательными и увлекательными. Это, прежде всего, различные дидактические игры, приносящие изобилие тактильных, визуальных, голосовых, обонятельных чувств.

Восприятие детей формируется поэтапно, в результате чего они оказываются, могут воспринимать наиболее сложные предметы. Многим может показаться, что развивать восприятие не имеет смысла. Но это не так: восприятие само не формируется, означает, действиям восприятия у детей необходимо развивать и закреплять. Этим вопросом занимались такие видные деятели, как Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний из них и придумал методику становления восприятия у малыша с первых дней его жизни.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дидактическая игра – это многоплановое педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей раннего возраста, формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю создать условия для развития продуктивной самостоятельности и формирования интереса к познавательной активности. Он может использовать различные эффективные методы и средства, общаясь с детьми и адаптируя их для развития сенсорных навыков. Таким образом, воспитатель может успешно внедрять инновационные подходы и расширять кругозор каждого ребенка, опираясь на литературу и опыт окружающего среды. В результате, развитие сенсомоторных навыков становится более успешным и способствует развитию дошкольников.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Основная идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития сенсорных навыков детей младшего дошкольного возраста. Каждый возрастной период сенсорного воспитания имеет свои задачи и формирует определенный уровень сенсорной культуры. В раннем детстве особое внимание уделяется следующим задачам в сенсорном воспитании для 2-3-летних детей: обучение выделять цвет, форму и размер как особенные характеристики предметов; формирование представлений о различных видах цветов и форм, а также о взаимосвязи между двумя предметами по размеру.
В процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста вовлекаются различные виды игровой деятельности, а также элементы режима. Важную роль в сенсорном воспитании играют дидактические игры, которые способствуют накоплению представлений о цвете, форме и размере предметов.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Свою работу поданной теме я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучала исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается, как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Проблема сенсорного воспитания детей всегда была в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А. П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Г. Венгер справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Новизна.

Элементы новизны содержатся в создании эффективных условий для свободного развития личности каждого воспитанника, в системном подходе к проблеме применения дидактических игр, нацеленных на активизацию познавательных процессов, в использовании современных технологий и методик, ориентированных на развитие сенсорных способностей детей, в сочетании удачно подобранных различных форм и приёмов работы, в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации.

ТЕХНОЛГИЯ ОПЫТА

Начиная работу по «Сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр», я создала для детей атмосферу, наполненную интересными развивающими играми, ориентированными на развитие сенсорных эталонов.

Дидактические игры являются уникальным инструментом для обучения и развития детей дошкольного возраста. Они могут быть использованы для формирования широкого спектра знаний, умений и навыков, включая развитие сенсорных способностей - дети учатся различать предметы по цвету, форме, размеру, весу и другим физическим свойствам.

В процессе игры дети развивают свою речь, научившись описывать предметы, называя их признаки, развивают свои творческие способности в рисовании и лепке. Использование дидактических игр способствует развитию социальных навыков у детей, таких как умение взаимодействовать с другими детьми, сотрудничать, учитывать мнение других и быть готовыми уступать. Благодаря игровой форме обучения, дети легче усваивают новые знания и умения, что делает процесс обучения более интересным и результативным. Они запоминают материал лучше и с большим энтузиазмом выполняют игровые задания. Одним из главных преимуществ дидактических игр является возможность развивать у детей сразу несколько навыков и умений.

Например, игра «Найди такой же цветок» не только помогает детям запомнить различные цвета, но и развивает их внимание, память, мышление и мелкую моторику. Дидактические игры могут использоваться как во время занятий, так и во время свободной игры. Они также могут быть адаптированы для индивидуального подхода к детям и дифференцированного обучения.

Поэтому я активно использую дидактические игры для развития сенсорных навыков у детей в моей группе. Например, мы играем в игру «Собери цветок» и «Помоги матрешкам найти свой домик» для закрепления понятия о цвете. Также, чтобы закрепить знание о формах, мы играем в «Найди окошко для фигуры» и «Круг, квадрат». А для понимания понятия «большой-маленький» мы используем игры «Большие и маленькие листочки» и «Большой – маленький».

Среда играет ключевую роль в развитии личности ребенка, она является источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда должна не только способствовать совместной деятельности детей по развитию их сенсорных способностей, но также быть основой для развития их творческого потенциала. Поэтому при создании такой среды необходимо учитывать индивидуальные социально-психологические особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения и потребности.

В работе с детьми я активно использую сенсорные материалы, такие как разнообразные текстуры, формы и цвета. Они помогают развивать тактильные и зрительные навыки у моих воспитанников. Также я создаю разнообразные игровые ситуации, которые стимулируют развитие воображения и творческого мышления. Кроме того, я использую игрушки, способствующие развитию моторики, координации движений и пространственного мышления. Важным аспектом моей работы является предоставление возможности детям самостоятельно исследовать предметы и материалы с помощью различных сенсорных опытов. Они ощупывают, слушают и даже пытаются угадать предметы по запаху.

При выборе дидактического материала я руководствовалась несколькими принципами: его наглядностью, доступностью, прочностью и систематичностью последовательности. Основываясь на этих требованиях, я старалась наполнить группу различными игрушками, играми, предметами и вещами, которые помогут развить у детей сенсорные способности.

В рамках этого подхода, я создала специальный уголок, названный «Сенсорный уголок». Играя этом уголке дети создают композицию из ниток, ткани, поролона разных цветов и форм, выкладывая все на фланелеграфе. Также я предоставила им ленточки разного цвета и длины, доску с крючками для группировки по цвету, форме и величине, а также доску с липучками, где они могут собирать целые предметы или картинки из отдельных частей. Для закрепления знаний о сенсорных эталонах, я также предоставила доску для рисования, где дети могут применять полученные навыки в творческой обстановке.

При оформлении физкультурного уголка я уделила особое внимание материалам, способствующим сенсорному развитию детей. В уголке я использовала разнообразные предметы, такие как дуги обручи из киндер-сюрпризов, ребристые доски из решеток для раковин, дорожки из губок и другие. Также в уголке есть многоцветные и разнообразные по размеру мячи, кегли и кольцебросы. Все эти предметы могут быть использованы как для проведения дидактических игр, так и для свободной деятельности детей и индивидуальной работы.

Уголок изобразительной деятельности также имеет важное значение для развития сенсорных способностей детей. Здесь я предоставила им карандаши, краски, фломастеры, пластилин и раскраски. Кроме того, в уголке есть дидактические игры и упражнения, направленные на развитие изобразительных навыков и сенсорных эталонов, такие как игра «Спрячь мышку» или «У кого какое платье».

В групповом пространстве я создала разнообразие игр и игрушек, которые привлекают внимание своими яркими цветами, интересными формами, разными размерами и материалами. Различные виды мозаик, как настольные, так и напольные, конструкторы Лего, пазлы, кубики разных цветов и размеров, деревянные и пластиковые пирамидки разных размеров, а также игрушки-вкладыши, такие как домики, кубы и машинки. Также имеется строительный материал с деталями разных цветов, форм и размеров.

При оформлении уголка для сюжетных игр я особенно заботилась о том, чтобы выбранные игрушки и предметы были хорошо осязаемыми. В уголке «Дом» присутствует посуду разных цветов и размеров, салфетки разной формы и цвета, а также разноцветные наряды для ряженья и многое другое.

Сенсорное развитие через дидактические игры представляет собой сложное педагогическое явление, которое имеет множество аспектов. Оно не только является игровым методом обучения детей раннего возраста, но и формой совместной и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания ребенка.

Я применила особый подход при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно было, чтобы эта работа не стала просто дополнительными занятиями. Я стремилась заинтересовывать и вызывать желание малышей играть с дидактическим материалом, а не отвлекать их от интересных для них дел.

Поэтому, заметив, что ребенок увлеченно играет с машинкой, я предлагаю ему помощь в перевозке палочек определенного цвета в заданное место. Ребенок с удовольствием выбирает предметы нужного цвета и складывает их в кузов машины. Таким образом, ребенок играет и одновременно выполняет поставленную мною задачу развития.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я осознала, что это долгий процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна проводиться совместно с семьей.

Одним из важных условий для нормального развития ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в его воспитании - педагогов и родителей. Мне было важно выяснить, насколько родители придают значение проблеме сенсорного воспитания, занимаются ли они этим с своими детьми и обладают ли достаточными знаниями, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.

Результаты анкетирования показали, что родители знакомы с понятием сенсорики и имеют представление о его свойствах и качествах. Я предлагаю родителям совместные просмотры мультфильмов, которые способствуют развитию сенсорики, таких как «Цветные паровозики» и «Смешарики», «Синий трактор (далеко и близко)»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

С помощью дидактических игр я смогла сделать процесс обучения занимательным и эмоциональным, повысила произвольное внимание детей. Игра стала важным средством воспитания правильных взаимоотношений между детьми.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
  • с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

- способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;

  • умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
  • стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Список литературы.

  1. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – 2007.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет. Кн. для воспитателя детского сада. – М., 2000.

3. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий. – М., 2010.

4. Демина Е.С., Казюк Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. – М., 2006.

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., 1985.

6. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: [метод. пособие для работников ДОУ. – М., 2010.

7. Занятия с детьми раннего возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

8. Зебзеева В.А. Играем с детьми раннего возраста: практическое пособие.– М. 2015.

9. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...