ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
картотека (старшая группа)

Молоствова Расима Ранисовна

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях.   Их с большим удовольствием и пользой можно использовать    на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также   в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Мишутка»

Подготовила воспитатель Молоствова Р.Р.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Путаница

Я буду путать движения, говорить одно, а показывать другое, старайтесь показать то, что говорю. Я глажу живот (а сама трогаю голову и т. д.).

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Покажи мимикой и жестами свое отношение к хорошему
и плохому поведению.

– Сережа сегодня опять ел снег. Это хорошо или плохо? (Погрозить пальцем, сердитое лицо.)

– Что может случиться с Сережей?

– Петя каждое утро делает зарядку, обливается холодной водой, помогает маме в огороде. Он никогда не болеет, он всегда веселый, а родители его счастливы. Ребята, это хорошо или плохо?

Какой я есть и каким бы я хотел быть

Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – какой он сейчас, на втором – каким бы он хотел быть.

Биография по фото

Для этого упражнения необходимо несколько фотографий. Хорошо, если они будут из семейного альбома. Дети пытаются представить, каким человеком был их прадедушка или прабабушка. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует человек на фотографии и каковы возможные причины этих переживаний.

Походки

Ребёнку предлагается изобразить походку младенца, малыша, взрослого и пожилого человека.

Найди отличия

Детям предлагаются куклы в одежде мальчика и девочки, которых нужно внимательно рассмотреть и найти отличия
в одежде.

Собери цепочку

Детям предлагается разложить фотографии согласно возрасту и полу:

Младенец-девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка.

Младенец-мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Кому что нужно

Детям предлагается набор предметов, из которых необходимо выбрать вещи, принадлежащие мужчине (женщине).

Что похоже, а что нет

Перед ребёнком ставят мальчика и девочку и просят внимательно рассмотреть их и сказать, чем они похожи (голова, руки, ноги, волосы), а чем отличаются.

Мальчики

Девочки

Часовая мастерская

Больница

Пароход

Парикмахерская

Космос

Дом

Железная дорога

Аптека

Пожарник

Магазин

Строитель

Ателье

Я и другие

Ребёнку предлагается рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить рассказать о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Назови свои сильные стороны

Каждый ребёнок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах: о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что дает ему чувство уверенности.

Закончи предложение

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.

Дети по очереди заканчивают каждое предложение: Я хочу... . Я умею... . Я смогу... . Я добьюсь... .

Слепой – поводырь

Цель: помочь осознать роль зрения в активности человека.

Игра проводится в парах. «Слепой» закрывает глаза. Его задача – не открывать глаза во время путешествия. Другой, «поводырь», берет его за руку и осторожно водит 1–2 минуты.

Задача «поводыря» – следить за тем, чтобы «слепой» не наткнулся на предметы. Затем дети меняются ролями.

Вопросы детям:

– Поделитесь своими ощущениями в роли «слепого» и «поводыря».

– Что вы чувствовали? Что вам хотелось?

– Как в роли «поводыря» и «слепого» проявлялась ваша активность?

Близнецы

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т. д.

После игры обсуждаем, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности.

Нюхач

Цели: помочь осознать влияние запахов на наши чувства, настроения, мышление, поступки; упражнять в определении предметов по запаху.

Приготовьте несколько предметов с разными запахами. Например, апельсин, лук, духи, крем для обуви, свежую газету
и прочее. Ребёнок с закрытыми глазами пытается определить предмет по запаху.

Вопросы детям:

– Что еще напоминает тебе этот запах?

– С каким настроением он связан?

– Что тебе хочется сделать, когда ты чувствуешь этот запах?

– Какие запахи бывают «опасными»?

Золушка (игра на осязание)

Все дети садятся за стол, им завязывают глаза. Перед каждым находится кучка семян (горох, семена подсолнуха, рис
и другое).

Игровое задание: помогите «Золушке» разобрать семена
на кучки.

– Что помогло вам справиться с заданием?

Что от меня зависит?

Цели: помочь детям осознать возможность проявления активности в управлении своим телом; показать возможность развивать свои телесные умения, сохранять свое здоровье.

Игровое задание: если зависит от человека – поднимаем правую руку вверх; если зависит от возраста или природы – поднимем левую руку вверх; если не знаете – опускаем руки и поднимаем плечи.

Рост человека

Одежда

Количество зубов

Желание спать

Чистота рук

Толщина тела

Громкость голоса

Цвет глаз

Длина причёски

Дальность прыжка

Сила

Ловкость пальцев

Быстрота бега

Желание делать зарядку

Аппетит

Вопросы детям:

– Что в теле человека зависит от него самого?

– Что можно изменить самому?

Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошкой, а он – прыг! И вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, ребёнок ступает на кончики пальцев.

Мои обезьянки

Педагог по желанию приглашает двоих детей выйти перед группой. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ребёнок вслед за ним должен воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

Медведь

Педагог читает стихотворение, надев ребёнку шапочку-маску медведя:

Я зверь лесной, я сплю зимой,

В лесу хозяином живу.

Ребёнок идет, подражая походке медведя:

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Я живу в лесу дремучем,

Очень мёд люблю пахучий.

Ребёнок показывает неуклюжесть медведя, дети повторяют эти движения.

Котёнок

Цель: учить детей вежливому общению.

Ход игры

Котёнок. Где моя мамочка? Я очень хочу есть, но забыл, как надо просить. Корова, а ты знаешь?

Корова. Надо сказать му-му, и тебе дадут сочной травы.

Котёнок. Спасибо тебе, корова. Но мне не так надо просить.

Котёнок встречался с лошадью, со свиньей, с барашком и т. д. И, наконец, встречается с кошкой и хозяйкой.

Кошка. Ох и глуп же ты, котёнок, я же тебя учила, а ты всё забываешь. Если ты захочешь есть, то подойди к хозяйке и ласково скажи: мяу-мяу-мяу.

Котёнок. Мяу-мяу-мяу! Хозяйка, покорми меня, налей молочка, пожалуйста.

Хозяйка. Хороший котёнок, ласковый. Вот тебе молоко, пей, пожалуйста.

Зеркало

Цель: изобретательность движений, фантазия действий «человека», точность, копия изображения – «зеркала».

Ход игры: детям предлагается встать в две равные шеренги, лицом друг к другу, распределиться на пары. Воспитатель объявляет: левая шеренга – зеркало, правая – люди, смотрящие в него.

Правая шеренга по хлопку воспитателя начинает действовать: это могут быть самые разнообразные движения – рассматривать глаза, причесывать волосы, делать рожицу, изображать птицу
и животных и пр. Левая шеренга – сразу после движения человека, стоящего перед ним, повторяет эти движения. Потом дети меняются местами.

Пожалуйста

Цель: вырабатывать у детей навык употребления «волшебных» слов.

Ход игры: все становятся в круг, педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста»; кто ошибется, тот выбывает из игры.

Скучно, скучно так сидеть

Цели: развивать раскованность; тренировать самоорганизацию.

Ход игры: вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей, сидящих на них. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики,
но их число на один меньше, чем количество детей.

Ведущая. Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущая заканчивает последнюю фразу стихотворения, все дети бегут в противоположную сторону и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Вежливые слова

На полках в магазине лежат вежливые слова: слова благодарности (спасибо, благодарю), слова, выражающие просьбу (прошу тебя, пожалуйста), приветствие (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините, простите, очень жаль), ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля).

Воспитатель описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке, «покупают» у продавца нужные слова и используют их, анализируя ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указанными во ФГОС

Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указаннымиво ФГОС  Направления развития и образования детей (в соот...

Авторская программа «Лего игры для социально –коммуникативного развития детей»

Авторская программа «Лего- игры для социально –коммуникативного развития детей» направлена на развитие детей с 4 до 6 лет.   В программе разработаны сюжетно- ролевые игры с испо...

Дидактическая игра по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7 лет «Эмоции»

Пояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое раз...

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка....

Методические пособия и Дидактические игры для социально-коммуникативного развития детей.

acute;Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.´Цели и задачи:´-...

Игра по социально-коммуникативному развитию"Я-малыш"(для детей 3-4 лет)

Игра   по социально-коммуникативному  развитию «Я-малыш»(для детей 3-4 лет)Выполнила:воспитатель  Колбина Л.М.Номинация:авторская   дидактическая  игра...