Дидактическая игра по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7 лет «Эмоции»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачами  по социально-коммуникативному направлению  в соответствии с ФГОС, являются:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения данных задач предлагается использовать дидактическую игру «Эмоции».

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Но своими эмоциями нужно уметь управлять.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети 6-7 лет способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

Цель игры: Формирование представлений детей о различных эмоциональных состояниях людей.

Задачи:

- Продолжать формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;

- Учить детей по пиктограмме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

- Способствовать развитию конструктивных умений;

-  Развивать воображение, мелкую моторику, пространственное и логическое мышление;

  - Развивать монологическую и диалогическую речь детей;

-  Воспитывать чувство любви к близкому человеку;

-  Воспитывать коммуникативные навыки;

Ожидаемый результат:

Дети научились понимать эмоциональное состояние свое и окружающих людей;

Дети умеют управлять своими чувствами и эмоциями;

Дети имеют представление о способах выражения собственных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_emotsii.docx666.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по социально-коммуникативному            развитию для детей 6-7 лет

                                           «Эмоции»

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачами  по социально-коммуникативному направлению  в соответствии с ФГОС, являются:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения данных задач предлагается использовать дидактическую игру «Эмоции».

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Но своими эмоциями нужно уметь управлять.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети 6-7 лет способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

Цель игры: Формирование представлений детей о различных эмоциональных состояниях людей.

Задачи:

- Продолжать формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;

- Учить детей по пиктограмме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

- Способствовать развитию конструктивных умений;

-  Развивать воображение, мелкую моторику, пространственное и логическое мышление;

  - Развивать монологическую и диалогическую речь детей;

-  Воспитывать чувство любви к близкому человеку;

-  Воспитывать коммуникативные навыки;

Ожидаемый результат:

Дети научились понимать эмоциональное состояние свое и окружающих людей;

Дети умеют управлять своими чувствами и эмоциями;

Дети имеют представление о способах выражения собственных эмоций.

Описание игры «Эмоции»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данное пособие поможет создать каждому ребёнку свой образ сказочного героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.

Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально.

Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность - «сюрпризный момент»).

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

1.Набор схематично изображенных губ, носов, глаз, причесок.( на конструкторе ЛЕГО)

2. Набор: 2 овала лица (можно использовать больше), прически, глаза, рты

 (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка).

3. Набор карточек с изображением сказочных персонажей;

4. Набор карточек с изображением разных эмоциональных состояний мальчика и девочки;

5. Карточки – пиктограммы.

Словарь: эмоции, радость, веселье, спокойствие, удивление, смущение, грусть, печаль, испуг, страх, злость, гнев, горе.

Варианты игр:

Игра «Собиралки»

1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю. (1 набор)

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.(2 набор)

Игра «Покажи на себе»

Для игры следует составить из конструктора определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее с детьми можно побеседовать, какая им эмоция была ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.(1,2набор)

Игра «Какое настроение»

На столе разложены карточки с изображением эмоциональных состояний (мальчики и девочки) лицевой стороной вниз. Один игрок выбирает любую карточку и изображает эмоцию. Задание для остальных детей – угадать и назвать, какая это эмоция.

Игра «Послушай и покажи»

Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и подбирают нужную эмоцию. (4,5 набор)

Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:

 «Не хочу быть трусом»:

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!  

или

(Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)

… Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца-

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше,

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат

Мы играли очень дружно –

Радостью делиться нужно.

Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.

Работа с эмоцией печали: Остер «Вредные советы»; Р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»:

Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было? »; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».

Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу? »; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».

Работа с эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама! »; К. Чуковский «Краденое солнце».

Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».

Работа с эмоцией горе: И. Токмакова «Мне грустно».

Игра «Театр эмоций»

Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физминуток. Например:

«Колдовство»

Начинаем мы играть

Начинаем колдовать (выполняются движения руками, как будто дети колдуют)

На всех нас без сомненья,

Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)

Кто веселится… (изображение мимикой радости)

Кто грустит… (изображение грусти)

Кто испугался…

Кто сердит…

«Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединить руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (показать, как будто повязываем платок)

Нос крючком (приложить руку к носу и выставить палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук сложить в колечки и приложить  к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показать злость, помахать кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы приложить к голове)

И всего одна нога (стоять на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопать по коленям. На слова «Бабушка Яга» развести руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: —

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Для тренировки эмоций можно выполнить следующие задания с показом пиктограмм.

Упражнение «Тренируем свои эмоции».

• Нахмурьтесь, как осенняя гроза; как рассерженный человек; как злая волшебница.

• Улыбнитесь, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек.

• Удивитесь, как будто вы увидели чудо; большого слона в детском саду; огромный торт.

• Разозлитесь, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

• Испугайтесь, как заяц, увидевший волка; как котёнок, на которого лает собака;

• Устаньте, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку;

• Отдохните, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился.

Дети выполняют упражнение.

Лото «Угадай эмоцию»

Ход игры:

1 вариант.  Можно играть от 2-х до 5 человек. Каждому игроку раздается карточка с изображением сказочного персонажа. Пиктограммы лежат в коробочке. Во время игры водящий показывает пиктограмму, играющие называют эмоцию и определяют к какому герою она подходит. Обозначает выбранную карточку данной пиктограммой. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием.

2 вариант игры с усложнением: Игрок, который определил эмоцию и сказочного героя, должен вспомнить и изобразить мимикой, жестами, голосовыми интонациями выбранного персонажа.

3 вариант. Детям предлагается нарисовать сказочного героя по предложенной пиктограмме

 или придумать свой персонаж и историю к нему.

Дидактическая игра по социально – коммуникативному развитию для детей 6 - 7 лет.

                                                            «Эмоции»

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN1907.jpg

                     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.

Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....