Доклад. Цифровая образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении.
материал
Доклад. Цифровая образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад. Цифровая образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении. | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» г. Уварово Тамбовской области
Доклад
на тему: «Цифровая образовательная среда дошкольной образовательной организации»
Подготовила: Андрианова Наталья Павловна
Уварово 2023г.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа ресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые.
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Стоит отметить принципы формирования цифровой образовательной среды в ДОО. Обратим внимание на принципе вариативности, который дает возможность реализации разных ООП и разных режимов работы ДОО.
Существуют два вида режима:
Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением дистанционных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
А сейчас рассмотрим области применения цифровых технологий нами педагогами ДОУ.
Какие цифровые инструменты могут помочь нам в работе?
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности мы составляем и оформляем документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовим материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.
Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный нам педагогам независимо от места проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Уважаемые коллеги, мы имеем возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Существуют множество цифровых устройств, применимых в ДОУ. Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.
Уважаемые коллеги мне бы хотелось поделиться своим опытом использования цифрового устройства, ноутбуком, в своей практике. Мною была оформлена и скачана на сайте Мерсибо, платформа студия Мерсибо, игры для дошкольников. Там предоставлено множество интерактивных игр на развитие кругозора, моторики, логики, внимания, речи, памяти, счёта которые я использую в своей работе с воспитанниками свей группы, по подгруппам и индивидуально. В планах создание на базе платформы своих авторских игр, возможности этой платформы позволяют, используя электронную почту, высылать их родителям воспитанников, которые вместе, дома в свободное время, играя, будут развивать и расширять кругозор дошкольников.
Но так как мы с вами всегда должны стремиться к лучшему, развиваться сами и развивать нашу образовательную среду мне хочется рассказать вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. Я уверена, уважаемые коллеги, что вы слышали о этих новинках. К ним относятся:
Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.
Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Интерактивные полы — это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.
Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание дошкольника.
Мобильное электронное образование - предлагает широкий набор инструментов для работы с детьми дошкольного возраста, как в группах, так и индивидуально.
Тематический план программы построен в логике календарного года и позволяет организовать занятия в соответствии с традиционным порядком развивающих занятий в дошкольных учреждениях.
С помощью мультимедийных учебных материалов МЭО по 36 темам дети развивают логику, интеллект и мелкую моторику, познавая окружающий мир и вырабатывая стимул к дальнейшему обучению.
Интерактивные занятия МЭО позволяют нам педагогам дошкольного образования организовать качественную проектную и исследовательскую деятельность в группе, учитывая особенности каждого ребенка и используя индивидуальный подход к детям.
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
- Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
- Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Однако следует помнить, что ЦОС является только средством, помощником нам педагогам в развитии ребенка и она не сможет заменить полностью живого человеческого общения.
- т полностью заменить живого человеческого общения.
Литература:
- Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян- Шанского», 2017. - №3(4). - С. 94-111.
- Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2017. - №10. - С. 3-14.
- Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.
Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...
Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....
- Мне нравится (1)