«Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста».
презентация к уроку (младшая группа)
«Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Теремок» города Гая Оренбургской области
«Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста».
Выполнила: Воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 15»
Сергеева Э.Т.
2024-2025г.г.
«Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста».
Слайд 2.
Современные гаджеты, компьютерные программы, игры, мессенджеры плотно вошли в жизнь не только взрослого человека, но и ребенка. Мобильные гаджеты нужны любому человеку для работы, общения, развлечения, изучения нового материала, путешествия и др. Эти устройства позволяют сделать жизнь современного человека наиболее удобной, интересней, мобильной, комфортной, позволяют быстро и точно получить нужную и необходимую информацию, а также решить массу текущих задач. Несмотря на все вышеперечисленные положительные моменты, существуют негативные последствия чрезмерного использования мобильных устройств. Замечено, что у современных детей уже формируется мобильная зависимость, начиная с дошкольного возраста. Детей нового поколения уже именуют как «Цифровые дети». Встает вопрос «Плохо это или хорошо?».
Слайд 3.
Дети нового поколения благодаря цифровым возможностям раньше взрослеют, раньше начинают рассуждать на «взрослые» темы, начинают делать неожиданные выводы и умозаключения, разбираются в сложных сюжетных линиях, запоминают. Они получают очень много и нужной и ненужной информации и, как правило, не могут ее всю обработать и применить в практической жизни. Современный дошкольник выглядит так: раскрепощенный, умный, любознательный, эрудированный, воспитываемый гаджетами ребенок. Дошкольники нового поколения технически развиты и уже в таком младшем возрасте лучше разбираются и управляются с планшетами, мобильными телефонами, интерактивными игрушками, чем их сверстники предыдущего поколения.
Несмотря на все вышеперечисленные положительные моменты, у современных детей дошкольного возраста уже наблюдается «залипание» на мобильных гаджетах. Мобильная зависимость может привести к возникновению психических проблем, снижению соматического здоровья и снижению речевой активности. У современного дошкольника формируется точечное мышление, он нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия в один клик.
Слайд 4.
Для того чтобы обеспечить ребенка жизненно важной энергией, требуется оптимальная для организма двигательная активность, правильное чередования сна и бодрствования, свежий воздух. Стабильный режим дня, утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе, игры в движении, смена двигательной активности и умственной активности – все способствует нормальной работе энергетического блока. Мобильные устройства могут способствовать развитию энергетических функций. Например: логопед на логоритмических занятиях использует видеоролики с музыкальными песенками для формирования ритмизации и речевой активности ребенка или мама включает клип утренней зарядки и вместе с ребенком выполняет ее, мотивация у дошкольника увеличивается, физические упражнения выполняются, энергия успешно восполняется.
Слайд 5.
Если же ребенок самостоятельно часами играет с телефоном или смотрит мультфильмы, то функции отдела головного мозга неизбежно угасают. Обычно ребенок с телефоном или планшетом в руках сидит в одной и той же позе, не двигается, не гуляет, мозг его не насыщается кислородом. Что происходит в этот момент? Ребенок расходует много энергии на то, чтобы переработать получаемую информацию. Энергия тратится, но ребенок никак ее не восполняет –энергетические функции мозга страдают. Ребенок утомляется, а потраченная энергия не восполняется.
Развитие двигательных навыков – это возможность выполнять динамические движений разной сложности – основа большинства видов деятельности человека. За способность быстрого и плавного переключения с одного элемента двигательного действия на другой отвечает функция динамической организации. Ребенок, который часто и бесконтрольно использует мобильные устройства, учится плавности переключения только применительно к тем движениям, которые используются в гаджетах (например, нажимать кнопки в игре, управлять героями), если учесть, что сенсорные экраны заменили кнопочные панели, тонкие и точные дифференцированные движения выполняются в ограниченном количестве, нарушается моторный праксис. В реальной жизни его моторная сфера может развиваться с задержкой.
Слайд 6.
Развитие речевых навыков у ребенка идет согласно онтогенезу. Дошкольный период – это наиболее сензитивный период формирования речи. Чрезмерное использование гаджетов в этот период может негативно сказаться на речевой функции, а также привести к задержке речевого развития ребенка. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т.е. использовать речь для общения появляется только в случае взаимодействия с другим человеком. У ребенка, который использует мобильные устройства для игр и просмотра видеороликов, нет необходимости с ними коммуницировать посредством родной речи. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение видеороликов и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента. Замечено, что ребенок хуже формирует свою мысль, свое высказывание, чем его сверстник из предыдущего поколения. Богатая, разнообразная, связная речь резко ограничивается, в речи проскальзывают слова-паразиты, местоимения, пауза, сложные слова заменяются жестами. У детей, которые имеют неконтролируемый доступ к мобильным устройствам, происходит деформация социальных связей. Современные компьютерные игры, видеоклипы, мультфильмы могут содержать сложный, непонятный на первый взгляд сюжет или, напротив, банальный и примитивный сюжет, тогда словесно-логическое мышление перестает быть необходимым и причинно-следственные связи выстраивать не нужно, все и так понятно с экрана. Следовательно, развитие речевых процессов не происходит по онтогенетическому принципу.
Ребенок дошкольного возраста развивается и познает мир через игровую деятельность. Компьютерные игры яркие, шумные, разнообразные, сложные помогают развивать воображение, память, мышление (квесты-поисковики), но сюжетно-ролевые игры учат общению между сверстниками, помогают прожить определенную роль, познать тот или иной вид деятельности, получить активный заряд энергии, прожить и проиграть негативные эмоции, проработать негативный опыт, снять агрессию, научить выходить из конфликтных ситуаций. Если сравнивать компьютерную игру и сюжетно-ролевую игру, то и первая и вторая дают положительные моменты в развитии ребенка. Главная задача у ребенка дошкольного возраста – это успешно социализироваться. Если ребенок не имеет повседневной практики общения, то наступает депривация эмоциональной сферы. Компьютерные игры, видеоролики, мультфильмы, компьютерные сюжеты не могут полноценно заменить коммуникативную функцию, дать насыщенный сенсорный опыт, сформировать абстрактно-логическое мышление.
Слайд 7.
Умеренное использование электронных мобильных устройств в коррекционно-педагогическом процессе может повысить мотивационный фон ребенка и показать высокие результаты в логоработе. Умные гаджеты в логопедии помогут формированию речи ребенка, к ним относятся: интерактивная песочница, интерактивный пол, интерактивное логопедическое зеркало, электронные программы.
Неконтролируемое влияние мобильных устройств может негативным образом сказаться на восприятии пространства и времени. Заметно ухудшаются зрительно-пространственные функции. Происходит дезориентация в реальном пространстве. Ребенок может путать левую и правую сторону. Длительное использование мобильного устройства приводит к искажению восприятия времени. Т.е. ребенок после длительного времени взаимодействия с гаджетом может не заметить, как проходит время.
Нужно научить ребенка планировать свой день самостоятельно, жить по режиму дня, а гаджет с приложениями (электронный календарь, электронный дневник, органайзер, звуковое напоминание) будут помощником в этом планировании и облегчат контроль жизнедеятельности.
Длительное «залипание» на мобильных гаджетах и неправильный подбор информации могут нанести вред развитию произвольных форм деятельности. В первую очередь это касается детей с синдромом дефицита внимания, когда ребенку по его физиологическим данным, трудно удержать эмоции под контролем, сложно переключиться из активного состояния в пассивное состояние, удержать внимание или просто успокоиться.
Мы рассмотрели несколько моментов влияния цифровизации, а точнее, мобильных устройств на умственное, физическое здоровье дошкольников, а также влияние на речевую активность ребенка дошкольного возраста. Рассмотрели положительные и отрицательные моменты воздействия, и ответ очевиден: использовать гаджеты с умом.
Слайд 8.
В нашу современную жизнь цифровизация входит стремительно и занимает хоть и не ключевую роль, но уже важную. Нашу современную жизнь уже трудно представить без мобильных устройств, без интернет-ресурсов, и исключить их полностью из жизни или заменить чем-то уже невозможно. Новое поколение детей уже строит свою жизнь на цифровизации, детство строится по другим запросам. Мы, взрослые, пока имеем контроль над цифровым детством, должны правильно и верно дозировать, поставлять ребенку мир новых технологий, чтобы в будущем получить разносторонне развитую, а не зомбированную личность.
Главная задача электронных устройств и Интернета – это обеспечение доступа к огромному информационному потоку. Сейчас у нас есть возможность показать ребенку весь спектр мира, начиная от растений и заканчивая юрским периодом или космосом, пользуясь одним телефоном. Интернет ресурсы могут создавать языковую среду, расширять и обогащать словарный запас ребенка, транслировать зрительно-вербальные образы, но при пагубном воздействии и неправильном обращении, это все может вылиться во вред и отразиться на умственном, психическом и физическом здоровье дошкольника.
Полезными электронные устройства будут только в том случае, если помогут искать познавательную и развивающую информацию, которая не может быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием с взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...

Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)...

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)
В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Презентация "Современное пространство воспитания здорового ребенка младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен физкультурный уголок в младшей группе.Описаны цель и задачи физкультурного уголка, требования по ФГОС к нему....

Мастер-класс для родителей на тему: "Влияние пальчиковых игр на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста\'.
Данный мастер-класс разработан с целью создания благоприятных условий по ознакомлению родителей с паль иковыми играми....