Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Додина Ирина Сергеевна

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспекты занятий по аппликации, все в игровой форме. Подобран примерный план - ход родительского собрания на тему"Аппликация как эффективное средство развития детей раннего возраста. Прилагается консультация на заданную тематику, которая может быть помещена в родительский уголок. Очень интересная информация, пользуйтесь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikaciya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

Перспективное планирование занятий по аппликативной деятельности с детьми 2-3 года жизни.

Месяц

Темы

Программное содержание

Сентябрь

1. Диагностика "Помоги яблоку найти свою половинку".

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу.

2. "Цветы на лужайке".

Формировать умение ритмично располагать однородные элементы по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Вариативное повторение. "Красивые коврики из листьев".

Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.

Октябрь

1. "Путешествие семьи шариков".

Повышать у детей произвольность действий - выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать различению и запоминанию основных цветов.

Вариативное повторение. "Тучи по небу гуляют".

Повышать у детей произвольность действий - выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа, находить "верх", "низ". Формировать навыки совместной работы.

2. Выкладывание сказки "Репка".

Повышать произвольность действий - выкладывать персонажи сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить знание текста сказки.

Ноябрь

1. "Мы сидим на лесенке и поём мы песенки".

Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

2. "Путешествие на воздушных шарах".

Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков "Ш", "С". Побуждать детей к пластической передаче поведения насекомых: жучков, бабочек, комаров и т. д.

Декабрь

1. "История про котёнка и птичку".

Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа: находить "верх", "низ", "под", "вверху", "рядом". Побуждать к активной разговорной речи.

2. "Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики".

Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, плотно приставляя их друг к другу, чтобы держались за руки. Побуждать к совместным действиям. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую.

Январь

1. Диагностика. "Собери листочки".

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу.

2. "Детки на ветке".

Упражнять в составлении целого из отельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных движений руки: прикладывать листики точно к намеченным стебелькам. Замечать действия соседа, в случае необходимости помогать ему.

Февраль

1. "Выросли грибы на полянке".

Формировать умение составлять целое из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру. Продолжать формировать умение работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться на его пространстве. Побуждать находить соседу нужные детали.

Вариативное повторение. "Матрёшки собрались на прогулку".

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить названия цветов. Продолжать формировать умение работать вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу нужные детали.

2. "Чаепитие с игрушками".

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Март

1. "С нами играют пирамидки".

Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность к воспроизведению образца. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий.

Вариативное повторение. "Строим новые дома для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки".

Продолжать формировать умение составлять целое, ориентируясь на образец, а именно на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закрепить названия цветов. Воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность действий. Закрепить знание текста.

2. "Построим домики для замёрзших зверей".

Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи.

Вариативное повторение. "Кто уложит котёнка спать".

Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Апрель

1. "Коврик для котят и щенят".

Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать. Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным действиям.

2. "Плывут кораблики по волнам".

Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий: ожидать завершений действий соседа, не торопить его, не мешать; если возникает необходимость - помочь. Закрепить опыт работы на большом пространстве листа.

Вариативное повторение. "Мастерская игрушек".

Продолжать формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Уточнить знания детей о строении и отличительных особенностях частей тела некоторых животных. Закреплять навыки совместных действий в аппликативной деятельности.

Май

1. "Весна - красна!"

Закрепить разнообразные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого, а также навыки намазывания, наклеивания, пользования салфеткой. Продолжать формировать навыки совместных действий: помогать находить товарищу недостающую деталь, не мешать другому при наклеивании.

Вариативное повторение. "Цветы и бабочки".

Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия.

2. Диагностика. "Прятки".

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей.

 

"Аппликация - как эффективное средство  умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

Занятия по аппликации.

Тема: "Красивые коврики из листьев".

Цель: Закрепить опыт ритмичного размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.

Материал: Разноцветные силуэты листьев разной конфигурации, листы картона светло-зелёного цвета для каждого ребёнка, большой лист картона, игрушки.

Ход занятия. Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в лес погуляем, послушаем, как ветер листочками играет, как деревья качаются. (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, раскачиваются, кружатся, приседают):

Ветерок лесной

- Ой, какой озорной!

Дует, задувает,

Веточки качает,

Листья обрывает!

Посмотрите, вот, сколько листочков оборвал ветер-шалунишка! (Воспитатель грозит пальцем).

Давайте, ребята, из опавших листочков сделаем красивые коврики (листья свободно разложены на столах, дети раскладывают их на своих "ковриках"). В процессе действий воспитатель побуждает детей раскладывать листья по всему ковру и называть, какого они цвета - красные, жёлтые, зелёные. После завершения этой части работы педагог показывает большой лист картона и говорит: "Это тоже ковёр, только очень большой. Он тоже станет красивым, если мы здесь разложим осенние листья".

Раздаёт каждому ребёнку новые силуэты листьев определённого цвета. Дети называют цвет, раскладывают листья на большом ковре. "Раскладываёте листья не только возле себя, но и там, где есть свободные места, передвигайтесь с места на место, пропускайте товарищей, постарайтесь, чтоб листья заполнили весь коврик".

По завершении задания воспитатель просит отойти чуть подальше и полюбоваться красивым ковриком.

В конце занятия воспитатель показывает игрушки: зайца, ежа, медведя и т. д. "Ребята, эти звери живут в лесу, пустите их походить по красивому коврику, пошуршать листочками. "Звери ходят осторожно, чтобы было слышно, как шуршат листочки - ш-ш-ш".

Сначала "звери" ходят по большому коврику, а потом и по маленькому.

Звери гуляли,

Листьями шуршали,

С ребятами играли,

И очень устали.

"Ребята, сядем на диван и споём зверятам свои любимые песенки".

Тема "Тучки по небу гуляют..."

Цель: Повышать у детей произвольность действий - выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить "верх", "низ". Формировать навыки совместной работы.

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите - папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети - маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья жалобно просят: "Пить-пить". Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части листа капли дождя: "Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть вверх, чтобы не поранить деревья".

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: "Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу".

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

По окончании занятия можно поиграть в игру "солнышко и дождик" или спеть песенку о дождике.

Тема "Матрёшки собрались на прогулку".

Цель: Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей (матрёшки и грибы), стремясь соотносить части и детали изображений ═по размеру; плотно приставлять детали или части изображений друг к другу. Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый. Продолжать учить работать вместе на большом листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве.,

Материал: Большой лист картона; разрезанные пополам изображения матрешек разной величины, расцветки; изображения частей грабов: шляпки и ножки разной конфигурации, величины, расцветки; плоскостные изображения ёлочек, пенёчков; объёмные ёлочки и грибочки, корзинка.

Ход занятия: Ребята, красивые матрёшки стояли на полке. Захотелось им пойти погулять, спрыгнули они с полки и разбились, раскатились в разные стороны. Давайте поможем матрёшкам - склеим их и проводим на прогулку. Возьмите сначала ту часть матрёшки, где есть голова и присоедините к ней туловище. Смотрите внимательно: части должны совпадать и по цвету, и по размеру, и по узору. (При выполнении задания воспитатель делает указания, например: "Саша, какого цвета платочек на голове у матрёшки? Такого цвета будет и платье. Платочек и платье по цвету совпадают, а по размеру нет. Значит, ищи получше". Или: "Хорошо прикладывайте одну деталь к другой. Или: "Размещайте матрёшек по всему листу"). Получилось? Действительно, матрёшки получились очень красивые!

Помните, они хотели пойти погулять? Можно погулять на лесной полянке (воспитатель выкладывает ёлочки, пеньки). "На полянке начинают расти грибы",- продолжает взрослый и одновременно выкладывает в разных местах ножки. "Помогите грибам вырасти полностью - к ножкам найдите шляпки". Поощряются те ребята, которые самостоятельно и быстро находят шляпку, плотно приставляют её к ножке, помогают другим детям.

Пойдём и мы погуляем, грибы соберём. (В группе заранее расставлены ёлочки, за ними - объёмные грибочки). Заглядываем за ёлочки с разных сторон, наклоняемся хорошо - ищем грибы, кладём в корзинку. (Игра проводится под музыкальное сопровождение). Вот сколько грибов собрали!

Тема "Чаепитие с игрушками".

Цель: Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру, расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Материал: Изображения чайников и крышек разной расцветки, формы, изображения блюдец и чашек по расцветке совпадающие с расцветкой чайников, маленькие игрушки, которые хорошо сидят; чашки, блюдца.

Ход занятия: Ребята, игрушки пришли к нам в гости. Давайте поздороваемся с ними. "Как хорошо, что вы пришли! Мы с ребятами собрались заваривать чай. Проходите, садись". (Детям раздаются чайники, а крышки лежат на общем разносе. При раскладывании чайников воспитатель обращает внимание детей, чтобы чайники располагались по всему листу). Ребята, чтобы чай хорошо заварился, надо чайники правильно, плотно накрыть крышкой. Возьмите крышку, которая подходит вашему чайнику. (При выполнении задания воспитатель указывает на неточности и ошибки детей. "Крышка не совсем подходит к чайнику, и плотно не ложится. Поищи другую крышку" или "Плотно присоедини крышку к чайнику, а то чай плохо заварится и будет невкусным и др.).

Вот какие молодцы - чай заварили! У тебя чайник какого цвета? Что на нём нарисовано? А куда чай наливать будем? ( В чашки). Чашки поставим на блюдца.

Детям раздаются блюдца, уточняется их цвет. Саша, у тебя какого цвета блюдце? Что на нём нарисовано? Поставь его к чайнику такого же цвета и с таким же рисунком. И такую же чашку поставь на блюдце. Ставьте чашку ровно на блюдце, присоединяйте их хорошо друг к другу, чтобы чашка не упала, и горячий чай не разлился. Когда все дети аналогичным образом справятся с заданием, воспитатель продолжает: "Теперь игрушки могут попить чай. Рассаживайте их к чайникам и чашкам с блюдцами". Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию ситуации.

В заключение занятия воспитатель совместно с детьми сервируют стол и пьют чай, общаясь друг с другом.

Тема " Строим новые дома для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки".

Цель: Продолжать формировать умение составлять целое с ориентацией на натуру (образец). Развивать точность зрительного восприятия, способность к воспроизведению фигуры, ориентируясь на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закреплять названия цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий.

Материал: Вырезанные из картона полоски (брёвна) разного цвета, карточки-образцы, на которых наклеены дома с крышей и брёвнами в количестве 4-6 штук, персонажи из настольного театра "Репка".

Ход занятия: Ребята, слышите, кто-то стучит? Это дедушка стучит. Он строит новый дом. Весь день стучал, стучал, да устал, но так дома и не построил. Давайте поможем ему. (Выставляет карточку-образец). Вот какой дом хочет построить дед. Внимательно посмотрите на картинку и постройте такой же дом для деда. По окончании строительства дедушка просматривает все дома и поощряет детей, если они правильно справились с заданием и не соглашается, если допущены ошибки: "Нет, здесь не так. Посмотри на картинку".

Аналогичным образом дома "строят" для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки.

Затем можно провести инсценировку сказки "Репка".

Тема "Кто уложит котёнка спать".

Цель: Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать детей к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Материал: Комплекты на каждого ребёнка с тремя кроватками разного размера и тремя вариантами составных элементов котят, различных по величине.

Ход занятия: Ребята, в доме живут котята, которые очень любят играть целыми днями. Мама кошка зовёт их: "Мурзик, Снежок, Пушистик, уже пора спать!", а котята никак не хотят слушаться маму и не ложатся в свои кроватки. Мама обиделась на них и сказала: "Раз так, укладывайтесь спать сами, а я пойду на охоту - ловить мышей". Наступил поздний вечер. Котята уже очень устали, глазки слипаются, а они никак не могут найти каждый свою кроватку.

Ребята, давайте поможем котятам найти нужную по размеру кроватку, и уложим их спать. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку комплекты с котятами и кроватками. В каждом комплекте три кроватки (прямоугольника) разного размера и три варианта составных элементов котят, различных по величине и по цвету).

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: "Кроватка должна быть как раз по размеру. Укладывайте котят так, чтобы и хвостик, и лапки лежали точно на кроватке".

После выполнения задания воспитатель продолжает: "Котята легли в кроватки, а мамы всё нет. Кто же споёт им песенку на ночь? Какие слова могут быть в колыбельной песенке

Родительское собрание на тему

"Аппликация как способ раннего развития ребёнка".

Первая часть. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас, и надеемся, что наша встреча будет полезной и плодотворной. Сегодня мы пригласили вас, чтобы показать вам, чему научились дети в процессе занятий аппликацией и рассказать, какое положительное влияние оказывает данный вид деятельности на развитие детей раннего возраста.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачёк в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Я давно работаю с детьми раннего возраста, и заметила, что плоскостные изображения предметов разного цвета, формы, размера вызывает у маленьких детей большой интерес. Я стала интересоваться специальной педагогической литературой, где нашла материал, способствующий систематизации знаний по данному вопросу и убедивший меня заняться с малышами аппликацией.

Занятия проводятся один раз в две недели. Занятия всегда проходят в игровой, увлекательной форме. Содержание занятий доступно пониманию детей. Играя, дети накапливают элементарный опыт в составлении целого из отдельных частей, приобретают первые навыки поисковой деятельности, путём проб и ошибок учатся находить верный способ выполнения задания, развивают мелкую моторику рук, разговаривают друг с другом. У детей формируются элементарные навыки совместных действий: малыши помогают друг другу находить нужные детали, терпеливо ждут друг друга, не толкаются, радуются первым совместным усилиям.

Вторая часть.

Мы предлагаем посмотреть видеокассету с записью занятия на тему "Починим игрушки".

В процессе просмотра занятия внимательно понаблюдайте за своим ребёнком: насколько он увлечён деятельностью, насколько произвольны и координированы движения руки, как достаточно быстро ваш малыш может раскладывать детали, части изображений, точно присоединять их друг к другу.

Третья часть.

Обмен мнениями.

Четвёртая часть.

В заключительной части нашей встречи мы попробуем сообща выяснить, что вы сможете сделать дома, чтобы помочь более раннему развитию вашего ребёнка. Но для начала проведём небольшую разминку, которая поможет поднять настроение и прейти к обсуждению более серьёзных вопросов.

"Разминка". На вопросы отвечайте быстро и чётко. Разминка посвящена предметам, которые необходимы для аппликативной деятельности. Чтобы справиться с вопросами, попытайтесь мысленно вернуться в детство.

  1. Лохматая подружка карандаша (кисточка);
  2. Туда-сюда, не оставит и следа (пластик);
  3. Ты смотри, не разлей, этот липкий, белый ... (клей);
  4. Бывает белая, бывает цветная (бумага).
  5. Назовите в правильной последовательности цвета радуги;
  6. Предмет, служащий для разрезания бумаги (ножницы);
  7. Непромокаемая подстилка, спасающая мебель от неосторожного и неправильного обращения с клеем и предупреждающая нервный стресс у мамы (клеёнка);
  8. Четвероногая сиделка (стул, табурет).
  9. То, за чем сидят (стол);
  10. Та, что промакивает излишки клея (промокашка, салфетка);
  11. Спецодежда (фартук).

2. Презентация материала, который может быть использован для упражнений с детьми дома. Обращается внимание на красочность, эстетичность, доступность материала детскому восприятию.

3. Круглый стол. Вопросы для обсуждения.

  1. Как вы думаете, каким образом можно организовать рабочее место для занятий аппликацией в домашних условиях с детьми раннего возраста? (рабочее место должно быть хорошо освещено, должно иметь ровную поверхность, оно должно быть постоянным; если вы занимаетесь за столом, то высота стола должна соответствовать его росту; стол целесообразно расположить таким образом, чтобы вы не боялись за испорченные обои, мебель, ведь ребёнок может быть увлечён делом и, нечаянно капнуть на новые обои или заляпать стол, одежду; во избежании нежелательных моментов у ребёнка должен быть рабочий фартук, клеёнка).
  2. Какие правила, на ваш взгляд, необходимо выполнять, чтобы деятельность приносила результат? (заниматься с ребёнком только в том случае, если у ребёнка и у родителей хорошее настроение, самочувствие и если есть искреннее желание помочь ребёнку в развитии его способностей; запастись терпением; поощрять ребёнка за малейшие достижения; помогать ребёнку в случае затруднений).
  3. Какие положительные моменты, кроме разностороннего развития ребёнка, могут привнести занятия аппликацией в вашу семью?

 

"Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

Консультация для родителей

"Аппликация помогает ребёнку развиваться".

Уважаемые родители! Ваш ребёнок подрос. Ему уже больше двух лет. Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел. И Вы, несомненно, рады этому. Ведь в этом немало Вашей заслуги! Вы часто гуляете с ним, общаетесь, играете. У Вашего малыша, наверно, есть любимые игрушки: плюшевые медвежата, зайцы, заводные машины, красивые куклы. Но иногда Вы замечаете, что игрушки не увлекают ребёнка. Мало того, он становится раздражительным, начинает капризничать, не подчиняется Вам. Причин такого поведения может быть несколько. Но одна из них - это то, что ребёнок этого возраста отличается исключительной познавательной активностью. И он уже не может в силу особенностей возраста ограничиваться игрушками, предметами, действиями с ними. Ему, как воздух, необходима другая деятельность.

Какая? Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети первых лет жизни способны к раннему обучению. И это объясняется тем, что у этих детей в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого результата и более раннего формирования тех или иных функций мозга. В первую очередь рекомендуется развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, сравнивать, различать, сопоставлять. Игры и упражнения с готовыми плоскими и сюжетными формами помогут справиться с этой задачей. Речь идёт об обыкновенных силуэтных изображениях предметов, которые используются в аппликации. Как Вы понимаете, надо начинать с самого простого.

Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы. Вырежьте различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей.

Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь следующие игры.

  1. "Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
  2. "Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
  3. "Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
  4. "Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  5. "Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
  6. "Сорока-белобока" - текст известного детского стишка сопровождается движениями пальцев рук.Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Далее предложите ребёнку поиграть с "Волшебными картинками". Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении.

Далее мы предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр в "Волшебные картинки".

"Помоги яблоку найти свою половинку". Игра научит ребёнка собирать целое из частей, присоединять части друг к другу, поможет стать более целеустремлённым, настойчивым. Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом. Все части Вы перемешиваете, а ребёнку предлагаете составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.

"Воздушные шары на ниточках". Игра научит присоединять части друг к другу, повысит точность движений руки. Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов. Ребёнку предлагается "привязать" шары к ниточкам - сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Позже можно "привязывать" верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т. д.

Попутно с этими играми или позже можно учить ребёнка выполнять упражнения, с ориентировкой на натру, иначе говоря, работать с образцом. "Волшебные картинки" нам в этом помогут.

"Найди сестрёнку". Игра способствует развитию зрительного восприятия, а также умению анализировать заданный образец. Воспитывает внимание и произвольность действий. Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах. Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как "сестрёнка". Таким же образом можно искать коврики, машинки, неваляшки, домики и т. д.

Как видите, это, в общем-то, несложные упражнения. И ребёнок в состоянии с ними справиться если не сейчас, то немного позже. И не при вашем участии, а как-нибудь совершенно независимо от Вас. Ведь есть же фабричные игры "Собери картинку" или "Волшебные кубики". Но помните, чем раньше Вы начнёте играть с ребёнком с готовыми формами, тем больше шансов у ребёнка стать целеустремлённым, тем быстрее ребёнок сможет научиться осознавать свои действия, тем быстрее у него повысится произвольность и координированность движений руки, разовьётся мелкая мускулатура пальцев.

Успехов Вам и Вашему малышу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

«Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.»

Основная заслуга Барто  – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает си...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...


 

Комментарии

Додина Ирина Сергеевна

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспекты занятий по аппликации, все в игровой форме. Подобран примерный план - ход родительского собрания на тему"Аппликация как эффективное средство развития детей раннего возраста. Прилагается консультация на заданную тематику, которая может быть помещена в родительский уголок. Очень интересная информация, пользуйтесь)