Мастер-класс для родителей на тему: "Влияние пальчиковых игр на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста'.
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 СЕРПАНТИН»
Мастер-класс
для родителей группы «Капелька» на тему:
«Влияние пальчиковых игр на познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Подготовили и провели воспитатели:
Кротова Наталья Владимировна,
Чубукова Руслана Александровна
г. Ростов
2023 г.
Цель: создать благоприятные условия для знакомства родителей с ролью и значением пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с целью и видами пальчиковых игр, организовать практическую деятельность с родителями по использованию пальчиковых игр.
Оборудование: образцы пальчиковых игр.
План:
- Теоретическая часть.
- Основная часть (практическая).
- Анализ-мастер-класса.
Ход: 1. Воспитатели группы поговорили с собравшимися родителями о значении пальчиковых игр, как средстве развития мелкой моторики для повышения познавательно - речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Предложили родителям прочитать цитаты ученых о значении мелкой моторики (заранее подготовленные на отдельных бумажках):
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов).
«Движения пальцев рук сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов» (С. Никитин).
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (Сухомлинский).
Действительно, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. В коре головного мозга отделы, отвечающие за ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно передается в мозг ребенка, оказывая на него стимулирующее воздействие. Рука развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя мелкую моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. Следствием слабого развития мелкой моторики является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. Пальчиковые игры являются хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребенка в младшем возрасте. Благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Кроме того, пальчиковые игры – это прекрасный способ развлечь ребенка и с пользой провести время в очереди в больнице, во время путешествия на поезде или самолете.
Затем воспитатели познакомили родителей с видами пальчиковых игр: без предметов (с использованием потешек, стихотворений – это игры на загибание и разгибание пальцев рук: «Сорока-белобока», «Моя семья» «Мы делили апельсин», «1, 2, 3, 4, 5, будем зиму мы встречать» и др.). Такие пальчиковые игры очень нравятся детям. Т.к. игра – это основная деятельность дошкольника. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту.
Когда малыши повторяют вслед за взрослым слова стихотворения и одновременно с помощью движений пальчиков иллюстрируют их, то не только улучшается подвижность пальчиков, но и активизируется мозговая деятельность, хорошо развивается произвольное внимание, координация. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Ещё другие виды пальчиковых игр – это с предметами и атрибутами.
Привели примеры пальчиковых игр с предметами:
- игры – шнуровки,
- игры с бусинками,
- игры, применяя кусочки пластилина (прямое и круговое раскатывание, прищипывание, сдавливание),
- игры на выкладывание узора (из шнурков, бусин, цветных палочек, геометрических фигур, камешков, пуговиц, крупных семян: бобы, фасоль, горох),
- рисование по шаблону,
- штриховка,
- раскрашивание раскрасок,
- мозаика,
- складывание разрезных картинок,
- расстегивание и застегивание пуговиц,
- перебирание и пересыпание круп, семян, смешав все семена (крупы, разные виды макарон); а затем, предложив ребенку разложить их по отдельным ячейкам,
- рисование ватными палочками, пальчиками красками на бумаге,
- игры с прищепками,
- игры с пробками и горохом (игры в «прятки»),
- разнообразные игры-вкладыши,
- игры с матрешками,
- игры с пирамидками,
- игры с кубиками,
- конструкторы.
Далее поговорили об играх с атрибутами. Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.) Детям очень нравится использовать изображения небольших фигурок, вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев.
Воспитатели акцентировали внимание родителей на то, что различные виды пальчиковых игр с воспитанниками данной группы используются в соответствии с календарно – тематическим планированием образовательной деятельности в МДОУ «СЕРПАНТИН».
2. Практическая часть.
Воспитатели предложили родителям поиграть в некоторые пальчиковые игры, которые применяются с детьми младшего дошкольного возраста в группе «Капелька». Родителям были предложены игры с применением методического набора «Дары Фрёбеля» («Мозаика», «Шнуровка», «Необычные мячи», «Разноцветные бусы»); игры с применением методического набора «Чудо – грибок» (игры с липучками, «Шнуровка», «Весёлая гусеница, «Шумовые листочки», «Ароматные жёлуди», «Необычное окно»); игры с применением пальчикового театра; игры с бизибордами («Домик с замочками», «Открой – закрой»); игры на расстёгивание и застёгивание пуговиц; игры с применением разноцветных прищепок.
3. Анализ мастер-класса.
Еще очень важный момент в играх - это наведение порядка, которое поможет приучить детей к самостоятельности, аккуратности, собранности, организованности.
«Вы все славно потрудились,
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
Можно в садике узнать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Выступление на методическом объединении:"Пальчиковая живопись как средство художественного развития детей младшего дошкольного возраста"
Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, да...
Конспект познавательно-речевого занятия для детей младшего дошкольного возраста
laquo;Жизнь зверей весной»...
Тема: Влияние дидактической игры на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы &l...
Мастер класс: «Взаимодействие с родителями по изготовлению игр и атрибутов к сюжетно ролевым играм детей младшего дошкольного возраста, в рамках обмена опыта с молодыми воспитателями.»
Представлен конспект мастер класса по созданию атрибутов к сюжетно -ролевой игре для детей второй младшей группы. Уникальность их в том, что они изготовлены в тесном сотрудничестве воспитателя и...
Мастер класс «Взаимодействие с родителями по изготовлению игр и атрибутов к сюжетно ролевым играм детей младшего дошкольного возраста, в рамках обмена опыта с начинающими воспитателями.»
Конспект проведения мастер класса с педагогами....