Технология развивающего обучения (мнемотехника)
методическая разработка

Романова Мария Альбертовна

В описании говорится о целях и задачах использования технологии развивающего обучения, о  методах и приемах использования технологии, приводится перспективное планирование для младшей, средней и старшей группы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения (мнемотехника).

(авторы: Т.В.Большова,  Л.В.Омельченко, Т.А.Ткаченко, Т.Д.Широких).

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.

1.Цель использования технологии: 

развитие связной речи детей; развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

2.Задачи использования технологии:

-Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать

взрослого и выполнять его инструкции;

-Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим

составлять схемы и воспроизводить их.

- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей;

-Способствовать развитию мелкой моторики рук;

-Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем

мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

- Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные

задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении

задач.

3.Актуальность:

 МНЕМОТЕХНИКА - это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет

полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания

информации.

 Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

Чем отличается мнемотехника от других технологий:

- Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех

образовательных областях

- Экономичностью – используется имеющиеся методические средства и

создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

-Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.

- Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и

возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны

педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

- Универсальностью – может использоваться любым педагогом и

родителями.

4.Методы работы:

  • Индивидуальный. 
  • Групповой. 
  • Наглядный. 

5.Формы работы:

  • Игры. 
  • Беседы, работа с наглядным материалом. 
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков. 
  • Чтение и заучивание художественной литературы.

Принципы проведения занятия: 

  • Индивидуализации - развитие личных качеств каждого ребенка
  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки. 
  • Творчества - формирование способности самостоятельно использовать и создавать мнемотаблицы.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. 
  • Речевое развитие: стихи и рассказы о природе. 
    Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. 
  • Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений. 
  • Физическое развитие: физкультминутки. воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам

Ожидаемые результаты использования технологии:

  • У ребенка хорошо развиты разные виды памяти;
  • Увеличение объема зрительной памяти;
  • Увеличение объема слуховой памяти.
  • Развитие фотографической (мгновенной) памяти
  • Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире.
  • Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
  • Ребенок дифференцированно и целенаправленно наблюдает, используя сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств  предметов, их группировки и классификации.
  • Умеет сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения.
  • У ребенка сформированы коммуникативные качества.

Перспективное планирование во второй младшей группе.

Сентябрь:
1.Тема : "Игрушки".

Цель: формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества. 
2.Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»
Цель: формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы.

Октябрь:

1.Тема: «Фрукты».
Цель: уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы. 
2. Тема: Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад».

Цель: формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову. 

Ноябрь:
1. Тема: Пересказ «Курочка Ряба»
Цель: формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов.
2. Тема: Описание посуды.

Цель: формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции.

Декабрь:
1. Тема: Составление описательного рассказа "Котёнок".
Цель: формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. 
2. Тема: Заучивание Воронько «Пирог».
Цель: формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки. 

Январь:
1. Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка»
Цель: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. 
2.Тема: Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса) 
Цель: формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным.

Февраль:

1.Тема: Составление рассказа «Мой папа»
Цель: формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. 
2.Тема: Заучивание стихотворения «Мой пальчик» 
Цель: закреплять умение соотносить символы с образами. 
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. 

Март:
1.Тема: Составление рассказа «Моя любимая мама»
Цель: формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь. 
2. Тема: Пересказ сказки «Теремок»
Цель: развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.


Апрель:
1.Тема: Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
Цель: формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание. 
2. Тема: Рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»
Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию. 

Май:
1.Тема: Заучивание "«Мыши водят хоровод»
Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей. 

2. Тема: "Одежда"
Цель: способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет.

                            Перспективное планирование в средней группе .    

Сентябрь:

1.Тема: Рассматривание картины «Кошка с котятами».

Цель: учить составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; закрепить знания о внешнем виде кошки и ее повадках.

2.Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой  «Где чей дом?»

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Октябрь:

1.Тема: Рассказывание об игрушках (собака).

Цель: формировать умение описывать игрушки с помощью мнемотаблицы; развивать навыки диалогической речи.

2.Тема: Заучивание стихотворения «Прекрасен наш осенний сад»

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Ноябрь:

1.Тема: Составление рассказа «Подарки Осени».

Цель:учить составлять небольшой рассказ по образцу о собранном урожае.

2.Тема: Дидактическая игра «Мое любимое животное».

Цель: описать любимое животное с помощью мнемотаблицы, предложенной воспитателем.

Декабрь:

1.Тема: заучивание стихотворения Е.Трутневой «Вырастала елка».

Цель:формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Тема: Составление описательного рассказа по картине « Таня не боится мороза».

Цель: составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Январь:

1.Тема: «Зимняя прогулка»

Цель: закрепить знания детей о зиме,формировать понятие причинно- следственных связей и закономерностей явлений природы; упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

2.Тема: Заучивание стихотворения В.Полякова «Мерзнут лапки у синичек».

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Февраль:

1.Тема: Составление рассказа «Снегири».

Цель:Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, составить вместе с детьми описательный рассказ.

2.Тема: Заучивание стихотворения О.Высотской «Снежный кролик».

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Март:

1.Тема: Составление описательного рассказа «Мама моет посуду».

Цель: составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине.

2.Тема: Заучивание стихотворений к празднику 8 Марта ( по выбору).

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Апрель:

1.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Весна».

Цель: составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

2.Тема: Заучивание стихотворения Е.Серовой "Фиалка ".

Цель: формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Май:

1.Тема: Составление описательного рассказа « Транспорт».

Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

2.Тема: Составление рассказа по картине «Лето».

Цель: составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины.

                              Перспективное планирование в старшей группе.    

 

Сентябрь:

1.Тема: «По дороге в детский сад».

Цель: учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление.

2.Тема: Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Цель: учить  рассказывать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Октябрь:

1.Тема: Составление рассказа   «Моя семья».

Цель: упражнять детей в составлении связного рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

2.Тема: Стихотворение «Дружите, дети»  Т. Шорыгина.

Цель: продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Ноябрь:

1.Тема: «Расскажи о своем городе».

Цель: расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа  с опорой на мнемотаблицу.

2.Тема: Русская  народная сказка «Жихарка».

Цель: Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Декабрь:

1.Тема: Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.

Цель: Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2.Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».

Цель: продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Январь:

1.Тема: «Дикие животные».

Цель: Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

Февраль:

1.Тема: Стихотворение «Два флота».

Цель: продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2.Тема: «Мои защитники».

Цель: расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Март:

1.Тема: «Как я помогаю маме».

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

2.Тема: Заучивание стихотворения к празднику 8 Марта (По выбору).

Цель: соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Апрель:

1.Тема: «Расскажи о деревьях».

Цель: расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

2.Тема: «Расскажи о весне».

Цель: составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Май:

1.Тема: Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В.Степанов.

Цель:  развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

2.Тема: «Расскажи о своем крае».

Цель: составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Конспект занятия по развитию речи

с использованием мнемотехники для средней группы

«Мерзнут лапки у синичек…»

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.

Цель: познакомить детей и выучить наизусть стихотворение В.Поляковой «Мерзнут лапки у синичек…».

Задачи: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на мнемотаблицу; активизировать знания о зиме;

                   развивать слуховое и зрительное внимание, выразительную речь, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь детей;

                   воспитывать любовь к художественной литературе, природе.

Методические приемы: загадка, беседа вопросы-ответы, появление птички, рассказывание примет зимы, заучивание стих-ий по мнемотаблицам,  работа с картинками, музыкальная игра «Ты катись, катись снежок…», подведение итогов.

Оборудование:  игрушка птичка,  доска, мнемотаблицы "Времена года", мнемотаблицы «Маша варежку одела», «Посмотри в дверную щелку», «Были бы у елочки ножки…», запись музыкальной игры «Ты катись, катись снежок».

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (Зимой).

 - А сейчас какое время года? (зима).

 - Что же происходит зимой? Какие приметы зимы вы знаете?

Дети садятся и по мнемотаблице «Времена года. Зима» рассказывают о приметах зимы.

Неожиданно в группу влетает синичка (игрушка).

 - Здравствуйте, ребята!

Восп.: Ребята, что это за птичка? (Синичка).

- Синичка, что тебя привело к нам?

Синичка: Холодно, холодно на улице, прилетела к вам погреться!

Воспитатель приглашает синичку с нами в небольшое путешествие, чтобы она согрелась.

В нескольких местах группы на стенах висят мнемотаблицы (они перевернуты и спрятаны от детей). Дети вместе с воспитателем подходят к ним, переворачивают их и узнают стихотворения, которые они учили раньше.

  1. «Маша варежку надела…» (читают наизусть)
  2. «Посмотри в дверную щелку…» (читают наизусть)
  3. «Были бы у елочки ножки…» (читают наизусть)

Когда открывается  четвертое стихотворение, дети его не знают.

- Как вы думаете, про кого это стихотворение? (про синичку)

- Присаживайтесь, и давайте его послушаем!

«Мерзнут лапки у синичек,

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес.

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся».

Синичка: Это наверное про меня стихотворение. Я вижу здесь моих подружек.

Восп.: Ребята, а вы что знаете про синичек?

-Как выглядит эта птичка?

- Она зимующая или перелетная? (зимующая)

- Какое угощение она любит больше всего? (сало и семечки)

- Почему ее так назвали? (она поет синь- синь- синь).

Далее воспитатель читает стихотворение выразительно, разобрать по картинкам мнемотехники, потом повторить стихотворение вместе с детьми.

Далее музыкальная игра «Ты катись, катись снежок…» (дети стоят в кругу)

Дети (3-4 человека) наизусть читают стихотворение.

Синичка: Какие вы молодцы! Какое красивое про меня стихотворение выучили! Ну мне пора, я согрелась, до свидания!

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с применением таблиц мнемотехники для старшей группы:

                                    «Это – я, это – мы».

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.

Программное содержание:

-учить детей составлять небольшой рассказ о себе, пользуясь таблицей по мнемотехнике;

- закрепить знания детей о понятиях «имя», «отчество»; упражнять в употреблении своего имени и отчества;

- формировать умение чувствовать радость от своего имени, понимать свою индивидуальность; знать свои ласкательные имена.

- расширить словарный запас детей: отчество, прошлое, настоящее, будущее, свидетельство о рождении.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени.

Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время: прошлое, настоящее и будущее (нарисованные фигурки младенца, ребенка и взрослого).

- Как вы думаете, какой значок отправит вас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? (младенец).

- А на какую кнопку надо нажать, чтобы вернуться в настоящее, в сегодняшний день? (ребенок).

А с помощью какой кнопки можно попасть в будущее? (взрослый).

Воспитатель нажимает на кнопку «прошлое», звучит музыка.

- Мы попали в прошлое, когда вы только сто родились. Как же все обрадовались вашему появлению на свет! Но ребенку необходимо имя. И вот ваши родители выбрали для вас имена.

Игра «Назови свое имя». Дети становятся в круг. Из рук в руки передается какой-нибудь предмет. Тот, у кого он в руках, говорит: «Меня назвали…»

Вскоре у вас появился первый в жизни документ. Вот он – свидетельство о рождении (Показ). В этом документе записаны ваша фамилия, имя, отчество, место рождения; день, месяц и год вашего рождения, а также ваши родители. И каждый из вас один такой на всем белом свете, единственный и неповторимый, нет больше точно такого как вы мальчика или девочки.

- Детей часто называют уменьшительными, ласкательными именами.

- как ласково называют вас по имени ваши родные? Давайте соберем в корзинку ваши ласковые имена.

Игра «Назови ласково».

- Давайте пройдем к мольберту, на котором устроена фотовыставка вас маленьких. Давайте попробуем угадать вас на этих фотографиях.

- Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, в нашу группу.

Воспитатель нажимает на кнопку «настоящее», звучит музыка.

- Вы подросли, вам почти всем исполнилось 5 лет. У каждого свое имя, и вы чем-то похожи, а чем-то отличаетесь друг от друга.

Дидактическое упражнение «Мы похожи – мы отличаемся» (Дети сидят, повернувшись друг к другу).

- Чем вы похожи? (есть голова, руки, ноги, глаза, рот, уши).

- Повернитесь к своему соседу и скажите, чем отличаетесь? (одеждой; мальчики и девочки; цветом глаз; цветом и размером волос).

Послушать детей, их рассуждения.

- Что вы можете пожелать этому человеку, на которого сейчас смотрите? (Пожелания детей).

- А чего вы не пожелаете никому? (зла, горя, обид и т.д.)

- А чтобы вы еще больше узнали друг о друге, давайте составим небольшие рассказы о себе.

А поможет нам вот эта таблица.

Показ и объяснение по таблице мнемотехники «Немного о себе». Рассказы детей.

Далее динамическая пауза «Ровным кругом».

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно с Гошей

Сделаем вот так…

(Дети образуют круг, в центре- -водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании останавливаются и повторяют какие-либо движения за водящим. Затем игра повторяется с другим водящим).

- А теперь, не хотите ли заглянуть в будущее, в то время, когда вы станете большими?

Воспитатель нажимает кнопку, звучит музыка.

- А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе.

В нашей стране, обращаясь к взрослому человеку, вслед за именем произносят отчество. Отчество от слова «отец». Если у Матвея папа Дмитрий, то Матвея будут называть Матвей Дмитриевич.

- Спросить у детей, как их будут звать по имени-отчеству (Дети рассуждают и называют).

Слушание стихотворения Н.Григорьевой «Не имя красит человека»:

Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей –

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

- Ссориться так неприлично,-

Няня нам совет дала.

- И не имя красит личность-

Красят имя лишь дела.

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать.

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же ваши, знайте-

Все красивы – спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

- Я думаю, что когда вы вырастете, никто не будет называть вас хвастуном, болтуном и другими обидными словами, а все будут относиться к вам уважительно и вы будете славить свое имя хорошими делами.

Пройдут годы, вы сами станете мамами и папами, и тогда уже вам придется выбирать имена для ваших деток.

- Ну что же, пора назад! Возвращаемся!

Воспитатель нажимает на кнопку, звучит музыка.

Мы много говорили сегодня о вас, о ваших именах. Но нас много, и мы в группе, как одна большая семья!

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе дети!

Вместе мы одна семья!

Вместе дружная семья!

- И я предлагаю вам сделать «Цветок наших имен» (Лепестки с именами спрятаны у них в партах, серединка цветка уже наклеена, каждый наклеивает свой лепесток с именем – коллективная работа).

- Какой замечательный цветок получился! Мы здесь как одна большая семья!

- Ну а как же без семейной фотографии на память? (Все вместе фотографируемся).

- Вот и закончилось наше путешествие на машине времени!

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось? 

     

Консультация для воспитателей

«Мнемотехника и развитие речи детей».

Мнемотехника (с греч. искусство запоминания) – это специально разработанные приемы и способы, облегчающие процесс запоминания.

Технология мнемотехники органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На сегодняшний день использование мнемотехники становится все более актуальным. Не секрет, что очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети не могут запомнить элементарное стихотворение; не могут составить рассказ, или воспроизводят его непоследовательно, перескакивая с одного на другое; не могут пересказать текст. Тогда на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, словарный запас, ассоциативное мышление, связную речь, воображение, зрительное и слуховое восприятие.

Задачи мнемотехники:

1.развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии;

2.развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;

3.развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выявлять существенные признаки;

4.содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;

5.обучать детей правильному звукопроизношению;

6.воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

В чем же заключается суть мнемотехники? На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко воспроизводит  текстовую информацию.

Как применять мнемотехнику в детском саду:

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, предлагая мнемодорожки, это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная форма – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Итак, структура мнемотехники- это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Полтора года назад я начала использовать технологию "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов, адаптировала и изменяла их, что-то придумывала сама, и увидела эффективность этой технологии. Поскольку это были дети второй младшей группы, то мнемоквадраты мы не использовали. Сразу перешли к мнемодорожкам. По ним мы заучивали стихи Агнии Барто «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…» (показ). В возрасте 3-4 лет можно использовать и простейшие мнемотаблицы: например, заучивать потешки или тексты слов к подвижным играм (показ).

Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах : это например, схема одевания на прогулку в раздевалке, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате(показ).

В средней группе работа усовершенствовалась, мнемотаблицы усложнялись (показать примеры).

Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

В старшей и подготовительной группе много внимания уделяется составлению рассказов, развитию связной речи. Поэтому используются сложные мнемотаблицы: «Расскажи о времени года», «Расскажи о своей семье», «Расскажи про животного», «Расскажи о птицах» и т.д.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем не сложно;

-заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;

-это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников;

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольников.

                                 Анкета для родителей.

Мнемотехника

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ________________________________________________________________

Для чего используется мнемотехника?_______________________________

________________________________________________________________

Приведите пример использования мнемотехнических приёмов._________________________________________________________

Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? _________________________________________________________________

Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)_____________________________________________________

Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).

Объясните свой ответ.______________________________________________

_________________________________________________________________

Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)__________________________________

Спасибо за сотрудничество!

                                            Консультация для родителей:

«Мнемотехника - искусство запоминания».

Задачи;

-развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.

Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

сознательно стирать запомненные данные

контролировать длительность запоминания

перемещать запомненные данные

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

возможность накапливать огромное количество информации

колоссальную экономию времени при запоминании

возможность быстрого обучения

мощное развитие мышления и внимания

эффективную гимнастику для мозга

Суть методики для запоминания стихов

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

- Берем заданное на изучение стихотворение.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Список литературы:

1.Большова Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.

5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005.

6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.

7.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"

Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....

Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки

Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»

Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...