Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Настоящий опыт работы направлен на исследование и разработку методов использования эксперементирования в образовательном процессе для повышения познавательной активности и развития критического мышления у дошкольников. Целью опыта является разработка и внедрение инноваций в сфере дошкольного образования, которые помогут дошкольником освоить базовые научные понятия и навыки экспериментировани, а также улучшат их готовность к обучению в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_nv.docx | 135.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» г. Цимлянска
__________________________________________________________
г. Цимлянск ул. Советская, д.12 т.8 (86391) 2-73-02 е-mail: mdoy_teremok@rambler.ru
Опыт работы
«Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
Подготовила:
воспитатель I категории
Романовская Н.В.
2025г
Содержание:
1. Условия возникновения опыта ……………………3
2. Необходимость педагогической технологии…………4
3. Целесообразность выбранной формы работы………4
4. Описание средств достижения цели………………5
5 практический раздел………………………………7
6 Работа с родителями………………………………11
7 Работа с педагогами…………………………………12
Вывод……………………………………………………14
Литература………………………………………………15
1. Условия возникновения опыта
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач педагога в детском саду.
Значимость экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста невозможно переоценить. Лев Выготский отмечал: «Развитие ребенка происходит в процессе взаимодействия с окружающим миром, и экспериментальная деятельность является важным инструментом этого взаимодействия».
- Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от непосредственной передачи готовых знаний детям, к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности в освоении знаний, решении поставленных проблем.
- Анализируя задачи и требования ФОП ДО можно отметить, что большое значение уделяется развитию познавательно-исследовательский деятельности дошкольников.
Среди возможных средств развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. В связи с этим целью моего опыта работы является изучение и внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.
Гипотеза: внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность повысит интерес дошкольников к ней и будет способствовать их познавательной активности.
Основой экспериментальной деятельности с дошкольниками служат игровые технологии и исследовательский подход. В своей работе я использую ключевые элементы педагогической технологии для организации такой активности:
1. Игровая деятельность: Использование различных игр, которые пробуждают у детей интерес к экспериментированию и исследованию окружающего мира.
2. Дискуссии и обсуждения: Создают условия для обмена мнениями и гипотезами, что способствует развитию критического мышления и навыков общения.
3. Наблюдение и изучение: Дети учатся фиксировать явления в окружающей среде, проводить простые эксперименты и делать выводы.
4. Творческий подход: Стимулирует воображение и креативность, вдохновляя детей на создание собственных экспериментов.
5. А также инновационные технологии в экспериментальной деятельности: метод проектов, при котором дети получают возможность самостоятельно изучать тему, формулировать вопросы и проводить эксперименты; кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы), информационно-коммуникационные технологии, квест технология, использование лэпбуков.
Эти методы способствуют развитию у дошкольников таких навыков, как исследование, наблюдение, анализ, что играет важную роль в их обучении и общем развитии.
2. Необходимость педагогической технологии
Актуальность моего педагогического опыта состоит в пользе, которую принесёт экспериментирование в детском саду как эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников, в ходе которой мы учим детей необходимым навыкам, используя конкретные педагогические средства.
Доступность: Экспериментальная деятельность может быть организована с использованием простых и доступных материалов, что делает её реализацию возможной в условиях дошкольного учреждения.
Интеграция знаний: Экспериментирование позволяет интегрировать знания из разных областей (наука, искусство, математика), что соответствует современным требованиям к образовательному процессу.
Развитие социальных навыков: Работая в группах, дети учатся взаимодействовать друг с другом, что развивает их социальные навыки и умение работать в команде.
3. Целесообразность выбранной формы работы
Воспитателям доступны различные формы работы по экспериментированию с детьми:
В непосредственно образовательной деятельности:
занятия-путешествия;
беседы познавательно-эвристического характера;
дидактические и развивающие игры, упражнения;
рассматривание, обследование, наблюдение;
решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
эксперименты и опыты.
В повседневной деятельности:
наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
экскурсии и целевые прогулки;
работа в уголках природы;
акции добрых дел;
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
совместное творчество детей и родителей (мини-выставки).
Выбор форм работы определяется возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач.
4. Описание средств достижения цели
Этап 1. Подготовительный
Первый этап моей работы заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.
Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; есть для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, халаты.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
В работах многих отечественных педагогов таких, как Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. А.И. Иванова говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим я создала кружок " Юный Исследователь" Цель кружка, развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Этап II. Практический
Провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А.И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов;
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Среди наиболее результативных форм работы отмечу:
- «Кейс – технология, которая позволяет перейти к ситуационной методике обучения.
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
В нашем детском саду я начала работу над кейс-опытами.
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Мною разработаны «Схемы по проведению опытов и экспериментов» для совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей.
Данное пособие позволяет детям учиться планировать свою работу, отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, выполнять опыты и эксперименты по определённому алгоритму и в конце самостоятельно делать вывод. Пособие предназначено для работы с детьми старшей группы.
Данное пособие соответствует «Картотеке опытов и экспериментов», для старшей группы.
Пособие состоит из карт-схем для проведения опытов и экспериментов. Совместно с детьми, на основе полученных знаний, во время проведения опытов и экспериментов, мною были придуманы условные обозначения, которые затем вошли в «Глоссарий начинающего исследователя».
«Глоссарий начинающего исследователя» - это небольшой словарь, в котором собраны условные обозначения качеств, свойств, признаков разных объектов, понятные детям и которые они «добыли» в процессе опытов и экспериментов. Чем старше ребёнок, тем «Глоссарий» длиннее, так как объём содержания увеличивается количественно и качественно, а вместе с ним увеличивается количество условных обозначений и терминов.
Так же разработала пособие- «Экраны начинающего исследователя»:
«Моном-экраны», «Бином-экраны», «Полином-экраны».
Данное игровое практическое пособие предназначено для закрепления и оценивания детьми пройденного материала по определённой теме. Оно способствует развитию познавательных процессов: памяти, внимания, речи, мышления, развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации. В пособии предлагаются не очень сложные и близкие по своему содержанию задания на поиск общего и частного, что позволяет ребёнку анализировать, систематизировать, обобщать, конкретизировать, закреплять пройденный материал по исследованию свойств и качеств разных предметов в процессе опытов и экспериментов.
Краткая аннотация для педагогов и инструкция, которую педагог даёт детям, представлены, на карточках-«экранах». Названия «экранов» зависят от количества на них предметов, которые необходимо объединить друг с другом, благодаря одинаковым свойствам, качествам или признакам (один предмет, либо-два, либо-много).
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
-Проектная деятельность: направлена на формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Проводила проекты «Эта удивительная соль». Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Мы – исследователи». Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности. «Чудеса от «Экспериментоши».
Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково– исследовательской деятельности, стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
. Проектная форма работы позволяет детям глубже исследовать выбранную тему, сочетая различные виды деятельности (исследование, творчество, презентация результатов).
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Трудности в работе:
Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из-за стесненных условий, у нас групповая комната маленькая.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
2.3 Работа с родителями
Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой и живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку и сборник «Интересные игры и эксперименты для детей дошкольного возраста» элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материал на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.
Провела практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе выращивали дома кристаллы соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации: «Подводный мир», «Круговорот воды в природе».
2.4 Работа с педагогами
Своим опытом работы я делилась с коллегами. Составила консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».
Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности». Провела «Мастер-класс», где коллегам представила свой опыт работы по организации детского экспериментирования в детском саду.
Я оформила методическое пособие для воспитателей в виде Лэпбука, оформила сборник «Интересные игры и эксперименты для детей дошкольного возраста». Сборник имеет определенную ценность: поможет педагогам грамотно провести эксперименты с детьми.
Часть III: Итоговый- подведение итогов.
3.1. Анализ проведённой работы.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Целью моего исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с живой и неживой природой.
В исследовании приняли участие 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек) в возрасте 5-6 лет и воспитатель группы «Почемучки».
Мною были определены показатели и подобраны диагностические методики.
Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Я выделила структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как "ряд навыков деятельности".
Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (40%)
2 место – уголок изодеятельности (25%)
3 место – чтение книг (20%)
4 место – экспериментирование (15%)
Т.е. экспериментирование заняло последнее место.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые я использовала в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Я обогащала опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов я обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически. Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы. В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с использованием в обучении экспериментирования, я увидела, что первоначальные результаты диагностики изменились.
При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.
Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности ,использовали методику «Маленький исследователь». Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
Виды деятельности
Количество баллов (в% соотношении) | ||
На начало эксперимента | На конец эксперимента | |
Экспериментирование | 15% | 39% |
Чтение книги | 20% | 23% |
Изодеятельность | 25% | 22% |
Игровая | 40% | 16% |
Таким образом, по результатам, представленным в сводной таблице, мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования. Экспериментирование как вид деятельности, стал для детей одним из любимых.
Вывод
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно- исследовательской работе с дошкольниками.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Итоговый продукт: Папка методических разработок. Лэпбук «Технология исследовательской деятельности». Сборник «Интересные игры и эксперименты для детей дошкольного возраста»
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".
Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....
Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...
Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »
Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »...
Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»
Цель:Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирова...
Опыт работы "Экспериментирование как средство познания"
quot;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон.Экспериментирование в детском саду — это развитие познавательной активности дошкольников. Дети очень лю...
Опыт работы " Эксперементирование в ДОУ как средство развития активности дошкольников"
В игровой форме у дошкольников формируются и расширяются представления об объетах живой и неживой природы....
Опыт работы. Экспериментирование.
Сегодня хочу поделиться своими практиками, предлагаю вам экспериментирование, которое можно провести в детском саду и дома. Система работы, которую я вам хочу предложить интересна своей многоплановост...