Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Казанцева Марина Александровна

Цель:

Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)

2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев.

Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

2слайд

Актуальность заключается в том, экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

3слайд

Цель:

Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)

2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

4слайд

Ожидаемые результаты:

- ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;

- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям;

- ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом;

- развивается мускулатура пальцев;

- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи;

- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения;

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

        

5слайд

Методы и приёмы:

Наглядные, словесные, практические, использование компьютерных и мультимедийных средств, игровогон проблемного обучения.

6 слайд

Описание основных элементов педагогического опыта.

Проблема детского дошкольного экспериментирования является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

Именно поэтому тема опытно - экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно.

Iэтап-Подготовительный

Я изучила теоретические и методические аспекты, интернет сайты по данной теме. Подобрала методическую и художественную литературу, материалы для продуктивной  деятельности. Структурировала мультимедийный и видео материал, спланировала и определила предстоящие эксперименты-исследования и используемые средства.

7слайд

II этап–основной (познавательно-исследовательский)

  • Рассматривание презентаций:

-материалы(глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

-природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

-предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

-человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

  • Беседы на темы: «Мой мир – какой он?», «Необычные явления природы», «Как это бывает?», «Чей домик крепче?», «Зачем нужен нос»;
  • Киносеансы: «Как делают бумагу, карандаши, жевательную резинку», «Изготовление воздушного шарика»;
  • Создание образовательных ситуаций: «Спор игрушек», «Из каких материалов можно сделать лодку», «На чем полетят человечки».
  • Дидактические игры:

«Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг»,

« Расскажи о предмете», « Отгадай материал», « Где спрятался воздух»,

« Что из чего будет»;

8 слайд

  • Опытно-экспериментальные работы:

« Ходит капелька по кругу»;

« В мире металла»;

« В мире пластмассы»;

« Дерево умеет плавать»;

« Сравнение стекла и пластмассы»;

« Волшебная вода»;

« Ткань и ее свойства»;

« Воздух невидимка»;

« Можно ли пить талую воду»;

« Хитрые семена».

« Превращение  воды»;

« Воздух и его свойства»;

« Песок, глина, камни»;

Знакомство с микроскопом, рассматривание:

-шерсти животных

-ракушки и камня

-пера и солевого кристалла

-капусты и гранита

« Танцы изюма и кукурузы»;

« Радуга из воды»;

« Сладкий и цветной»;

« Цвет в молоке»;

« Разноцветная капуста»;

« Выращивание солевых кристаллов».

9 слайд

3 этап – обобщающий

  • обработка и оформление материалов проведенной работы.
  • оценка результатов работы всех участников.
  • подведение итогов.
  • Создание «Лепбука» по познавательно-исследовательской деятельности.

10 слайд

В своей работе я применяла последовательность при проведении опытно- экспериментальной деятельности:

  1. Постановка исследовательской задачи
  2. Установка правил безопасности
  3. Выполнение эксперимента
  4. Наблюдение результатов эксперимента
  5. Фиксирование результатов
  6. Формулировка выводов

11слайд

С детьми проводились беседы, рассматривали презентации на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Были предложены киносеансы: «Как делают бумагу», «Изготовление воздушного шарика» и др;

12 слайд «Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

13 слайд «В мире металла» - познакомились со свойствами металла: ржавеет, проводит тепло, магнитится, тяжёлый, издаёт громкий звук.

14 слайд «В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и  качествами предметов из пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

15 слайд «Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

16 слайд «Сравнение стекла и пластмассы» - помогала детям выявить качества и свойства пластмассы и стекла путем сравнения, (стекло - прочное, прозрачное, цветное, гладкое), пластмасса (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета

17 слайд «Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, имеет свойство окрашивания)

18 слайд «Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас- впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

19 слайд «Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

20 слайд «Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

21 слайд «Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

22слайд «Тонет не тонет» с яйцом - Секрет сокрыт в плотности вещества. У яйца средняя плотность много выше, чем у обычной H2O, поэтому оно камнем идет ко дну. А плотность соляного раствора уже в свою очередь превышает плотность яйца, поэтому оно всплывает.

23 слайд «Превращение воды» - рассказала о значении воды в нашей жизни, познакомила детей с некоторыми свойствами воды, на основе опытов показала, что вода может быть в твердом, в газообразном, в жидком состояниях;

24 слайд «Воздух и его свойства» - дала представление о воздухе, как газообразном веществе, познакомила со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

25 слайд «Песок, глина, камни» - познакомила, как человек может использовать песок, глину, камни для своих нужд, показала, как можно определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

26-30 слайд «Микроскоп» - с помощью детского микроскопа рассмотрели шерсть животных, солевые кристаллы, ракушку, камень, перья, листья капусты, монеты и т.д.

31 слайд «Танцы изюма и кукурузы» - в процессе эксперимента выяснили, что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что они маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

32 слайд «Радуга из воды» - узнали, что свет является источником цвета, красками и фломастерами, не раскрасить воду, а с помощью листа и фонарика, вдруг появляется радуга. Это спектр цветов.

33 слайд «Сладкий и цветной» - помогла выяснить, что большое количество сахара повышает плотность воды, увидели, что этот слой будет в стакане самым низким. А меньшее количество сахара окажется наверху.

34 слайд «Цвет в молоке» - познакомила, что молоко состоит из молекул жира, при окрашивании образуются различные узоры, но при добавлении капли фейри, увидели как молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

35 слайд «Разноцветная капуста» - в течении однодневного наблюдения выяснили, как подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до самых краев листка. Сначала новый оттенок появлялся лишь на кончиках лепестков. Через час почти все листья «окрасились».

36-38 слайд «Выращивание солевых кристаллов» - помогла узнать, что при растворении поваренной соли, в воде, соль полностью не исчезает. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И в течении 3-х дневного наблюдения увидели, что при определенных условиях они могут собраться вместе и снова стать видимыми, да не просто видимыми, а создать причудливые структуры. В перенасыщенный солевой раствор опустили нашу снежинку, и на ней тут же начали расти кристаллы соли.

39-40 слайд Работа с родителями

41слайд

                                                    Перспективы:

  • Продолжать в работу по опытно экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду.

42 слайд

Информационная карта проекта

Заключение:

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. 

В заключение хотелось бы привести слова   Василия Александровича Сухомлинского:    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Росинка» Подготовила воспитатель: Казанцева М.А.

Слайд 3

Цель: Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология) 2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. 5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Слайд 4

Ожидаемые результаты: - ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания; - у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям; - ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом; - развивается мускулатура пальцев; - развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. - ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи; - ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения; - ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 6

I этап – подготовительный изучение теоретических и методических аспектов, интернет сайтов; подбор методической и художественной литературы, дидактических игр, материалов для продуктивной деятельности; структурирование мультимедийного и видео материала; планирование и определение предстоящих экспериментов-исследований и используемых средств.

Слайд 7

II этап - основной(познавательно-исследовательский) Рассматривание презентаций: - материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). - природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). - предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). - человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). Беседы на темы: «Мой мир – какой он?», «Необычные явления природы», «Как это бывает?», «Чей домик крепче?», «Зачем нужен нос»; Киносеансы: «Как делают бумагу, карандаши, жевательную резинку», «Изготовление воздушного шарика»; Создание образовательных ситуаций: «Спор игрушек», «Из каких материалов можно сделать лодку», «На чем полетят человечки». Дидактические игры: «Подбери материал для названного предмета»,« Оглянись вокруг», « Расскажи о предмете», « Отгадай материал», « Где спрятался воздух», « Что из чего будет»;

Слайд 8

II этап - основной(познавательно-исследовательский) « Ходит капелька по кругу»; « В мире металла»; « В мире пластмассы»; « Дерево умеет плавать»; « Сравнение стекла и пластмассы»; « Волшебная вода»; « Ткань и ее свойства»; « Воздух невидимка»; « Можно ли пить талую воду»; « Хитрые семена». « Волшебница вода»; « Воздух и его свойства»; « Песок, глина, камни»; Знакомство с микроскопом, рассматривание: -шерсти животных -ракушки и камня -пера и солевого кристалла -капусты и гранита « Танцы изюма и кукурузы»; « Радуга из воды»; « Сладкий и цветной»; « Цвет в молоке»; « Разноцветная капуста»; « Выращивание солевых кристаллов». Опытно-экспериментальные работы:

Слайд 9

III этап – обобщающий обработка и оформление материалов проведенной работы. оценка результатов работы всех участников. п одведение итогов. создание « Лепбука » по познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 23

Превращение воды

Слайд 41

• Продолжать в работу по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности; • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения; • Пополнять предметно – развивающую среду. Перспективы:

Слайд 42

Название проекта Проектпо экспериментированию«Удивительное рядом!» Тип проекта познавательно-исследовательский. Вид проекта долгосрочный , практико – ориентированный По количеству детей, вовлечённых в проект групповой Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность) По уровню контактов На уровне образовательного учреждения Нормативно-правовое обеспечение Концепция дошкольного воспитания ( .) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Цель развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Задачи Для детей 1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология) 2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. 5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Для родителей: - развитие познавательных способностей детей, привлечение к участию в выполнении совместных с детьми экспериментов. - Проведение бесед, устных журналов. Структура и срок реализации проекта 1.Подготовительный этап. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме. 2.Составление перспективного плана. 3. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» Цель: выявить проблемы родителей в познавательной активности детей. 2. Основной этап. Срок реализации: Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. 3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Информационная карта проекта

Слайд 43

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Опыт работы на тему: «Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»

Я хочу представить  Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира» Есть у него шестёрка слуг,Проворных, удалых,И всё, чт...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район       Харсекина Наталья Юр...