Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)
2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев.
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
2слайд
Актуальность заключается в том, экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
3слайд
Цель:
Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)
2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
4слайд
Ожидаемые результаты:
- ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;
- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям;
- ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом;
- развивается мускулатура пальцев;
- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи;
- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения;
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
5слайд
Методы и приёмы:
Наглядные, словесные, практические, использование компьютерных и мультимедийных средств, игровогон проблемного обучения.
6 слайд
Описание основных элементов педагогического опыта.
Проблема детского дошкольного экспериментирования является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.
Именно поэтому тема опытно - экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно.
Iэтап-Подготовительный
Я изучила теоретические и методические аспекты, интернет сайты по данной теме. Подобрала методическую и художественную литературу, материалы для продуктивной деятельности. Структурировала мультимедийный и видео материал, спланировала и определила предстоящие эксперименты-исследования и используемые средства.
7слайд
II этап–основной (познавательно-исследовательский)
- Рассматривание презентаций:
-материалы(глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
-природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
-предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
-человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
- Беседы на темы: «Мой мир – какой он?», «Необычные явления природы», «Как это бывает?», «Чей домик крепче?», «Зачем нужен нос»;
- Киносеансы: «Как делают бумагу, карандаши, жевательную резинку», «Изготовление воздушного шарика»;
- Создание образовательных ситуаций: «Спор игрушек», «Из каких материалов можно сделать лодку», «На чем полетят человечки».
- Дидактические игры:
«Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг»,
« Расскажи о предмете», « Отгадай материал», « Где спрятался воздух»,
« Что из чего будет»;
8 слайд
- Опытно-экспериментальные работы:
« Ходит капелька по кругу»;
« В мире металла»;
« В мире пластмассы»;
« Дерево умеет плавать»;
« Сравнение стекла и пластмассы»;
« Волшебная вода»;
« Ткань и ее свойства»;
« Воздух невидимка»;
« Можно ли пить талую воду»;
« Хитрые семена».
« Превращение воды»;
« Воздух и его свойства»;
« Песок, глина, камни»;
Знакомство с микроскопом, рассматривание:
-шерсти животных
-ракушки и камня
-пера и солевого кристалла
-капусты и гранита
« Танцы изюма и кукурузы»;
« Радуга из воды»;
« Сладкий и цветной»;
« Цвет в молоке»;
« Разноцветная капуста»;
« Выращивание солевых кристаллов».
9 слайд
3 этап – обобщающий
- обработка и оформление материалов проведенной работы.
- оценка результатов работы всех участников.
- подведение итогов.
- Создание «Лепбука» по познавательно-исследовательской деятельности.
10 слайд
В своей работе я применяла последовательность при проведении опытно- экспериментальной деятельности:
- Постановка исследовательской задачи
- Установка правил безопасности
- Выполнение эксперимента
- Наблюдение результатов эксперимента
- Фиксирование результатов
- Формулировка выводов
11слайд
С детьми проводились беседы, рассматривали презентации на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Были предложены киносеансы: «Как делают бумагу», «Изготовление воздушного шарика» и др;
12 слайд «Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
13 слайд «В мире металла» - познакомились со свойствами металла: ржавеет, проводит тепло, магнитится, тяжёлый, издаёт громкий звук.
14 слайд «В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
15 слайд «Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
16 слайд «Сравнение стекла и пластмассы» - помогала детям выявить качества и свойства пластмассы и стекла путем сравнения, (стекло - прочное, прозрачное, цветное, гладкое), пластмасса (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета
17 слайд «Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, имеет свойство окрашивания)
18 слайд «Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас- впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).
19 слайд «Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
20 слайд «Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
21 слайд «Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
22слайд «Тонет не тонет» с яйцом - Секрет сокрыт в плотности вещества. У яйца средняя плотность много выше, чем у обычной H2O, поэтому оно камнем идет ко дну. А плотность соляного раствора уже в свою очередь превышает плотность яйца, поэтому оно всплывает.
23 слайд «Превращение воды» - рассказала о значении воды в нашей жизни, познакомила детей с некоторыми свойствами воды, на основе опытов показала, что вода может быть в твердом, в газообразном, в жидком состояниях;
24 слайд «Воздух и его свойства» - дала представление о воздухе, как газообразном веществе, познакомила со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
25 слайд «Песок, глина, камни» - познакомила, как человек может использовать песок, глину, камни для своих нужд, показала, как можно определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
26-30 слайд «Микроскоп» - с помощью детского микроскопа рассмотрели шерсть животных, солевые кристаллы, ракушку, камень, перья, листья капусты, монеты и т.д.
31 слайд «Танцы изюма и кукурузы» - в процессе эксперимента выяснили, что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что они маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.
32 слайд «Радуга из воды» - узнали, что свет является источником цвета, красками и фломастерами, не раскрасить воду, а с помощью листа и фонарика, вдруг появляется радуга. Это спектр цветов.
33 слайд «Сладкий и цветной» - помогла выяснить, что большое количество сахара повышает плотность воды, увидели, что этот слой будет в стакане самым низким. А меньшее количество сахара окажется наверху.
34 слайд «Цвет в молоке» - познакомила, что молоко состоит из молекул жира, при окрашивании образуются различные узоры, но при добавлении капли фейри, увидели как молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
35 слайд «Разноцветная капуста» - в течении однодневного наблюдения выяснили, как подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до самых краев листка. Сначала новый оттенок появлялся лишь на кончиках лепестков. Через час почти все листья «окрасились».
36-38 слайд «Выращивание солевых кристаллов» - помогла узнать, что при растворении поваренной соли, в воде, соль полностью не исчезает. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И в течении 3-х дневного наблюдения увидели, что при определенных условиях они могут собраться вместе и снова стать видимыми, да не просто видимыми, а создать причудливые структуры. В перенасыщенный солевой раствор опустили нашу снежинку, и на ней тут же начали расти кристаллы соли.
39-40 слайд Работа с родителями
41слайд
Перспективы:
- Продолжать в работу по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду.
42 слайд
Информационная карта проекта
Заключение:
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
В заключение хотелось бы привести слова Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология) 2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. 5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Ожидаемые результаты: - ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания; - у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям; - ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом; - развивается мускулатура пальцев; - развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. - ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи; - ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения; - ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
I этап – подготовительный изучение теоретических и методических аспектов, интернет сайтов; подбор методической и художественной литературы, дидактических игр, материалов для продуктивной деятельности; структурирование мультимедийного и видео материала; планирование и определение предстоящих экспериментов-исследований и используемых средств.
II этап - основной(познавательно-исследовательский) Рассматривание презентаций: - материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). - природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). - предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). - человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). Беседы на темы: «Мой мир – какой он?», «Необычные явления природы», «Как это бывает?», «Чей домик крепче?», «Зачем нужен нос»; Киносеансы: «Как делают бумагу, карандаши, жевательную резинку», «Изготовление воздушного шарика»; Создание образовательных ситуаций: «Спор игрушек», «Из каких материалов можно сделать лодку», «На чем полетят человечки». Дидактические игры: «Подбери материал для названного предмета»,« Оглянись вокруг», « Расскажи о предмете», « Отгадай материал», « Где спрятался воздух», « Что из чего будет»;
II этап - основной(познавательно-исследовательский) « Ходит капелька по кругу»; « В мире металла»; « В мире пластмассы»; « Дерево умеет плавать»; « Сравнение стекла и пластмассы»; « Волшебная вода»; « Ткань и ее свойства»; « Воздух невидимка»; « Можно ли пить талую воду»; « Хитрые семена». « Волшебница вода»; « Воздух и его свойства»; « Песок, глина, камни»; Знакомство с микроскопом, рассматривание: -шерсти животных -ракушки и камня -пера и солевого кристалла -капусты и гранита « Танцы изюма и кукурузы»; « Радуга из воды»; « Сладкий и цветной»; « Цвет в молоке»; « Разноцветная капуста»; « Выращивание солевых кристаллов». Опытно-экспериментальные работы:
III этап – обобщающий обработка и оформление материалов проведенной работы. оценка результатов работы всех участников. п одведение итогов. создание « Лепбука » по познавательно-исследовательской деятельности.
Превращение воды
• Продолжать в работу по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности; • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения; • Пополнять предметно – развивающую среду. Перспективы:
Название проекта Проектпо экспериментированию«Удивительное рядом!» Тип проекта познавательно-исследовательский. Вид проекта долгосрочный , практико – ориентированный По количеству детей, вовлечённых в проект групповой Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность) По уровню контактов На уровне образовательного учреждения Нормативно-правовое обеспечение Концепция дошкольного воспитания ( .) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Цель развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Задачи Для детей 1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология) 2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. 5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Для родителей: - развитие познавательных способностей детей, привлечение к участию в выполнении совместных с детьми экспериментов. - Проведение бесед, устных журналов. Структура и срок реализации проекта 1.Подготовительный этап. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме. 2.Составление перспективного плана. 3. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» Цель: выявить проблемы родителей в познавательной активности детей. 2. Основной этап. Срок реализации: Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. 3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Информационная карта проекта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...
Опыт работы на тему: «Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира»
Я хочу представить Вам свой опыт работы по теме: « Детское экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира» Есть у него шестёрка слуг,Проворных, удалых,И всё, чт...
Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...
Приложения к опыту работы "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
приложения содержат познавательный материал как дополнение к опыту работы...
Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район Харсекина Наталья Юр...
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира в работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по исследовательской деятельности...