Опыт работы " Эксперементирование в ДОУ как средство развития активности дошкольников"
методическая разработка
В игровой форме у дошкольников формируются и расширяются представления об объетах живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperementirovanie_v_dou_kak_sredstvo_razvitiya_paznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 210.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование в саду как средство развития познавательной активности дошкольников».
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.
Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им
возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и предполагает образовательная область «Познавательное развитие». В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление надо обратить внимание на следующую структуру:
‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);
‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;
‒ проверка предположений, гипотез;
‒ подведение итогов, вывод;
‒ фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо
использовать различные стимулы :
‒ новизна, необычность объекта;
‒ тайна, сюрприз;
‒ мотив помощи;
‒ познавательный момент (почему так);
‒ ситуация выбора.
Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....
опыт работы "Дымковская народная игрушка как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке"
обобщение опыта воспитателя...
опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"
Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей «детского дизайна»....
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Материал полезен для работы с детьми дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...