Опыт работы "Экспериментирование как средство познания"
учебно-методический материал

Лысенко Валентина Владимировна

"Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон.

Экспериментирование в детском саду — это развитие познавательной активности дошкольников. Дети очень любят экспериментировать.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

В группе мы оборудовали уголок экспериментирования, наша экологическая мини лаборатория.

 Лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Оснащение уголка экспериментирования может быть очень разнообразным, это -  Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, сахар, песок, мука, клей, пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. Природный и бросовый материал.

Я представляю вашему вниманию приборы- помощники, природный материал, бросовый материал.

В своей работе я использую следующие формы и методы — наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, трудовая деятельность в природе, экологические сказки, природоохранные акции, дидактические игры.

 Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдают за изменением состояния веществ,  их взаимодействием друг с другом.

Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами неживой  природы.  Для выполнения этих целей  была разработана картотека опытов и экспериментов.

Экскурсии  позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или  сравнить свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновению интереса к природе.

Природоохранные акции - это социально - значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Это акция «Сад памяти», где дети нашей группы приняли активное участие — рисовали рисунки, изготавливали поделки, высаживали деревья.

В экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

 Главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если  будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего мира. У дошкольника после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе.

Трудовая деятельность в природе. Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Использование дидактических игр в экспериментально-исследовательской деятельности является важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.

В нашей группе был проведён проект « Самое лучшее открытие -это, которое я сделаю сам!»

В ходе проекта мы провели:

  1.  Опыты, эксперименты, например выращивали кристалл из соли, красили воду, растворяли в ней разные вещества, ловили воздух, наблюдали за таянием снега, рассматривали бумагу, рисовали свечой и др.. Также рассматривали в микроскоп различные предметы — вату, деньги, мокрую и сухую салфетки и многое другое.
  2.  Презентации такие как «Водный мир»,  «Этапы очистки воды», «Очистка воды в домашних условиях».
  3.  Чтение книг «Рыбий дом» Виталий Бианки, «Хорошая вода» Нина Гернет, «Рассказ о водяной капельке» Марта Гумилевская, «Океан начинается с капли: рассказ о воде» Евгений Мар, «Мойдодыр» Корней Чуковский, «Лесной ручей» сказка Эдуард Шим, Энциклопедия «Тело человека» , Экологические сказки, стихи о природе и др.
  4.  Просмотр мультфильмов Дневник Мики «Зачем нужна вода», «Секреты воды», Фиксики «Вода», «Лунтик», «Круговорот воды в природе» Путешествие капельки и др.
  5.  Беседы «Кто живёт в воде», «Зачем нужен воздух», «Растения — живые организмы», «Не играй с огнём», «Как очистить воду».
  6. Дидактические игры «Огонь — друг, огонь — враг», «Вода — друг, вода — враг», «Какого цвета вода», «Как согреть руки», «Достань не замочив рук» и др.

Итогом проекта было мною проведено занятие «Очистка воды».

Таким образом, дети активно включались в опытно — экспериментальную деятельность, развивался  словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.), появились новые слова — мембрана, фильтр, дезинфекция. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий  формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную  эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность  к обучению в школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон.

Экспериментирование в детском саду — это развитие познавательной активности дошкольников. Дети очень любят экспериментировать.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

В группе мы оборудовали уголок экспериментирования, наша экологическая мини лаборатория.

 Лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Оснащение уголка экспериментирования может быть очень разнообразным, это -  Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, сахар, песок, мука, клей, пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. Природный и бросовый материал.

Я представляю вашему вниманию приборы- помощники, природный материал, бросовый материал.

В своей работе я использую следующие формы и методы — наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, трудовая деятельность в природе, экологические сказки, природоохранные акции, дидактические игры.

 Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдают за изменением состояния веществ,  их взаимодействием друг с другом.

Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами неживой  природы.  Для выполнения этих целей  была разработана картотека опытов и экспериментов.

Экскурсии  позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или  сравнить свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновению интереса к природе.

Природоохранные акции - это социально - значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Это акция «Сад памяти», где дети нашей группы приняли активное участие — рисовали рисунки, изготавливали поделки, высаживали деревья.

В экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

 Главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если  будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего мира. У дошкольника после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе.

Трудовая деятельность в природе. Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Использование дидактических игр в экспериментально-исследовательской деятельности является важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.

В нашей группе был проведён проект « Самое лучшее открытие -это, которое я сделаю сам!»

В ходе проекта мы провели:

  1.  Опыты, эксперименты, например выращивали кристалл из соли, красили воду, растворяли в ней разные вещества, ловили воздух, наблюдали за таянием снега, рассматривали бумагу, рисовали свечой и др.. Также рассматривали в микроскоп различные предметы — вату, деньги, мокрую и сухую салфетки и многое другое.
  2.  Презентации такие как «Водный мир»,  «Этапы очистки воды», «Очистка воды в домашних условиях».
  3.  Чтение книг «Рыбий дом» Виталий Бианки, «Хорошая вода» Нина Гернет, «Рассказ о водяной капельке» Марта Гумилевская, «Океан начинается с капли: рассказ о воде» Евгений Мар, «Мойдодыр» Корней Чуковский, «Лесной ручей» сказка Эдуард Шим, Энциклопедия «Тело человека» , Экологические сказки, стихи о природе и др.
  4.  Просмотр мультфильмов Дневник Мики «Зачем нужна вода», «Секреты воды», Фиксики «Вода», «Лунтик», «Круговорот воды в природе» Путешествие капельки и др.
  5.  Беседы «Кто живёт в воде», «Зачем нужен воздух», «Растения — живые организмы», «Не играй с огнём», «Как очистить воду».
  6. Дидактические игры «Огонь — друг, огонь — враг», «Вода — друг, вода — враг», «Какого цвета вода», «Как согреть руки», «Достань не замочив рук» и др.

Итогом проекта было мною проведено занятие «Очистка воды».

Таким образом, дети активно включались в опытно — экспериментальную деятельность, развивался  словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.), появились новые слова — мембрана, фильтр, дезинфекция. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий  формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную  эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность  к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

Развитие речи детей раннего возраста как средства познания окружающего

Консультация для воспитателей из опыта работы.В младших группах приоритетным направлением в развитии речиявляется обогащение, активизация словаря  и формирование произносительной стороны ре...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформиров...