Межличностные отношения в детско-дошкольном коллективе
консультация (старшая группа)
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Кузбасса
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра дошкольного образования
Межличностные отношения в детско-дошкольном коллективе
Исполнитель: Гусейнова Екатерина Алиевна воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск |
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1 Особенности межличностных отношений в дошкольном коллективе | 5 |
| 5 |
Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста | 8 |
Глава 2 Роль межличностных отношений в формировании личности | 14 |
Межличностное взаимодействие в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников | 14 |
Воспитание в детском коллективе, как средство социализации ребенка | 25 |
Заключение | 29 |
Список использованной литературы | 31 |
Введение
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени [2, с. 188].
В соответствии с энциклопедическим словарем педагога, понятие межличностных отношений определяется, как: «отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры или субкультуры» [2, с. 188].
Касаемо дошкольной психологии, межличностные отношения можно рассматривать, как связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, которые проявляются в характере и во взаимном влиянии, оказываемом детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
От межличностных отношений напрямую зависит социально-психологический климат в коллективе, так как они являются системой установок, ориентаций, ожиданий, через которую дети воспринимают и оценивают друг друга.
Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте является важным условием развития личности ребенка, как одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников.
К числу этих требований относятся:
- развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.
Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива [1, с. 23].
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка, что подтверждает актуальность темы настоящей работы.
Цель исследования – рассмотрение межличностных отношений в коллективе и их роли в формировании личности.
Объект исследования – межличностные отношения в коллективе дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль межличностных отношений в формировании личности дошкольника.
В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности межличностных отношений в дошкольном коллективе;
2) Изучить роль межличностных отношений в формировании личности.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация и обобщение материала.
Глава 1 Особенности межличностных отношений в дошкольном коллективе
Понятие межличностных отношений в психологии
Проблема отношений имеет в педагогике большое значение. Самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [2, с. 115]. Они образуются и формируются в процессах деятельности.
Общественные условия формируют личность как систему отношений. Многообразие отношений определяет многосторонность и богатство личности. В структуре личности психологи выделяют доминирующие отношения:
- отношение человека к людям;
- отношение его к себе;
- отношение к предметам внешнего мира.
Отношения к людям являются решающими и определяющими. Содержание, уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый человек вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности [7, с. 218].
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога» [13, ].
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [14, ].
Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений.
Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:
- восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
- взаимовлияние и поведение [5, с. 87].
К.А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого [1].
К. Роджерс полагает, что взаимодействие с другими дает человеку возможность обнаружить, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой посредством отношений с другими. Отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой [14, c. 358-359].
Вся система отношений человека реализуется в общении. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» [8, ], то есть, включены в общение. Общение - это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.
Е.О. Смирновой была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «Обособленность» или «Я» «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» «Ты» [10].
Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия).
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений - эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения. Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Рассмотрим основные феномены межличностных отношений:
1. Симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;
2. Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;
3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.
4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;
5. Совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) - несовместимость;
6. Сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий) [13, c. 45-46].
На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.
Итак, далее в своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: «Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [20, ].
Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие отношений со сверстниками у дошкольников тесно связано с развитием самосознания ребенка и с тем, что соотношение предметного и личностного начал меняется на протяжении дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин высказал предположение, что развитие самосознания ребенка можно рассматривать как дифференциацию и внутренние взаимоотношения «Я» и «Не-Я» ребенка. Этот внутренний «Не-Я», с одной стороны, оценивает и познает самого субъекта (и тогда, по выражению М.М.Бахтина, он «смотрит на себя глазами другого»), а с другой – является субъектом обращения и диалога (и тогда человек «смотрит в глаза другому»). В обоих случаях при внешней встрече с другим человек относит себя к другому, то есть относится к нему. Отношение к себе и отношение к другому являются разными, но неразрывно связанными сторонами единого самосознания [24].
Онтогенетическое развитие самосознания ребенка и отношение к другому можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует другой. Функции и конкретная персонификация этого другого с возрастом меняются. Первоначально этим внутренним другим является для ребенка взрослый. На определенном этапе возрастного развития им становится сверстник. Этот процесс можно представить как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка, в состав его самосознания [24].
Данные положения позволяют подчеркнуть, что дошкольники, постоянно находясь в общении друг с другом, оказываются включенными в систему межличностных отношений.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа: младший дошкольный возраст (3 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Межличностные отношения в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. В детском саду отношения и связи представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место. В группе детского сада выделяют три вида межличностных отношений:
1) межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;
2) межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;
3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.
Рассмотрим подробнее особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту, ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью [21]. Эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника.
К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм [22, ].
Просоциальность действия старших дошкольников направлены уже не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Постепенно ровесник становится для дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, а, следовательно, возрастает эмоциональная вовлеченность в его действия. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в сверстнике от младшего дошкольного возраста к старшему: от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в стремлении разделить с ровесниками переживания.
На наш взгляд, поведение старших дошкольников не является произвольно регулируемым. Об этом свидетельствует, в частности, одномоментное принятие решений.
К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием децентрации, благодаря которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого (Ж.Пиаже) [4, ].
К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка целостной личностью [9, c. 28].
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества.
Таким образом, у старших дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не справится с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «сейчас» и «здесь». Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. Вместе с тем ребенок начинает видеть недостатки сверстника. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется так же потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.
После сказанного понятно, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но и неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.
Таково в общих чертах отношение к сверстнику старшего дошкольника. Однако внутри этого отношения возможны различные индивидуальные варианты. Существуют и проблемные формы межличностных отношений. Среди наиболее типичных для детей дошкольного возраста вариантов проявляются: агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Выявление наличия подобных проблем у ребенка может помочь понять имеющиеся особенности в отношениях ребенка с другими детьми.
Таким образом, группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
В связи с вышесказанным подчеркнем, что сверстник - это важная составная часть жизни ребенка. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Также необходимо отметить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.
Глава 2 Роль межличностных отношений в формировании личности
Межличностное взаимодействие в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников
Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки.
Дошкольный возраст это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Современная система образования дошкольников ориентирует специалистов в этой области, на новый, гуманистический взгляд на современного ребенка как на личность, которая развивается и нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав.
Детям недостаточно общения только со взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Опыт межличностного взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми- это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. Межличностное общение - абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива». По отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется усиливающимся осознанием собственного «я» и значения своих поступков, немалым интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Становление личности невозможно вне коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка.
Мир ребёнка в дошкольном возрасте уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. По мере взросления все существеннее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой возрастной группе детского сада разворачивается сложный и порой напряженный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, иногда делают мелкие пакости, обижаются, мирятся, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых.
Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Родителям и воспитателям важно своевременно определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.
Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
В дошкольном возрасте развитие общения проходит через ряд этапов. Первый этап, на котором сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию приходится на возраст двух - четырех лет. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью. Во время второго этапа, в возрасте четырех - шести лет, возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником.
В отличие от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей и функций, учет действий и воздействий партнера. Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника. В возрасте шести -семи лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности. Общение отходит от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Дети предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении, в доброжелательном внимании и в уважении.
Желание и умение сотрудничать, потребность в общении, социальный статус ребенка в группе - важные моменты, требующие специального внимания, как родителей, так и педагогов. Качественное своеобразие этой реальности заключается в неразрывной связи отношения человека к другому и к самому себе.
Дошкольное детство является периодом первоначального становления личности, периодом развития личностных механизмов и образований. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. Основную роль в психическом развитии, становлении личности играет взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в игровой, учебной деятельности.
Формируется самосознание, развиваются тесно связанные между собой эмоциональная и мотивационная сферы. Для дошкольного детства в целом характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Динамика представлений ребенка определяет этот новый сравнительно устойчивый эмоциональный фон. Появление представлений дает ребенку возможность отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, не связанные с ней, а сиюминутные затруднения теряют свою прежнюю значимость, не так остро воспринимаются. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Это не значит, что у ребенка понизилась интенсивность эмоциональной жизни, день дошкольника насыщен эмоциями.
Желания и побуждения ребенка в дошкольном возрасте соединяются с его представлениями, побуждения перестраиваются. Связанные с представлением эмоции, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Ребенок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Предвидя результат, не соответствующий нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, которое способно остановить нежелательные для окружающих действия. Получение высокой оценки со стороны взрослых и предвидения полезного результата действий связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать необходимый эмоциональный образ. В основе эмоциональной регуляции действий ребенка лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности.
В этот период меняется структура самих эмоциональных процессов. Внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов входят теперь сложные формы восприятия, воображения, образного мышления. Переживания становятся глубже и сложнее.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важны такие эмоции как сопереживание, сочувствие другому. Общение детей, совместная деятельность без них невозможна.
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, вся его деятельность эмоционально насыщенна. Чтобы деятельность состоялась, все, во что включается дошкольник должно иметь яркую эмоциональную окраску. В силу своего возраста ребенок не способен делать то, что ему не интересно.
Соподчинение мотивов считается самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде. Оно появляется в начале дошкольного возраста и далее последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок относительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Он уже может подавить свои непосредственные побуждения. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль так называемых "ограничителей". Поощрение наиболее сильный мотив для дошкольника. Наказание - более слабый, еще слабее - собственное обещание ребенка. Не стоит требовать от детей обещаний, так как они не выполняются ими, а ряд неисполненных убеждений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность, беспечность.
Присутствие других детей или взрослого способствует сдерживанию непосредственных побуждений ребенка. Сначала ребенку необходимо, чтобы кто то находился рядом, контролировал его поведение. Затем по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле, регулировать свое поведение ему помогает образ другого человека. Дошкольники ограничивают свои непосредственные желания благодаря развитию механизма соподчинения мотивов. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения создаются в ролевой игре.
Ребенок включается в новые виды деятельности, новые системы отношений. Соответственно появляются и новые мотивы, связанные с формирующей самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усвоением в это время моральными нормами. Особенно важен интерес к содержанию деятельности и мотивации достижения.
На эффективность и мотивацию выполняемых ребенком действий влияют удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору, средние дошкольники уже переживают успех и неудачу. Для старших дошкольников успех - это сильный стимул, но многих и неуспех побуждает к деятельности. После неудачи они стараются преодолеть трудности которые возникли, стараются добиться нужного результата.
В дошкольном возрасте начинает формироваться индивидуальная мотивационная система ребенка. Наблюдения за поведением дошкольников позволяют определить какие мотивы для них наиболее характерны. Одни дети постоянно соперничают со сверстниками, стараясь быть первыми, стараясь лидировать, у них преобладает эгоистическая мотивация. Другие стараются всем помочь, для них главное - интересы группы, общие игры. Это ребенок с альтруистической мотивацией. Для третьих важно каждое замечание, каждое требование взрослого, выступающего в роли учителя. У них сильным оказался мотив достижения успеха. Одно из главных в дошкольном детстве - соподчинение мотивов. Возникшее в это время построение постоянной мотивационной системы будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Из удовольствия от совершения похвального поступка появляется первичное чувство долга. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует. Усвоение норм морали, как и эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию к концу дошкольного возраста формируется самосознание. Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе начальной эмоциональной самооценки, "я хороший" и разумной оценки чужого поведения. Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает, прежде всего, с оценкой близких взрослых.
О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников. На определенном этапе, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе без страха и сомнений. При гармоничном сочетании знаний, взятых из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется адекватный образ "Я". Самосознание дошкольников развивается в зависимости от особенностей семейного воспитания.
Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где им уделяют достаточно много времени, позитивно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у сверстников. Дети с заниженными представлениями о себе, как правило, растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, часто упрекают, не ожидают от них успехов и достижений в жизни.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают. Его представления о себе кажутся искаженными если оценки и ожидания в семье не соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям ребенка. Самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются в единстве и дополняют друг друга, отношение к другим на всех этапах отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ребенок начинает понимать окружающий мир, осознавать свое место в нем.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами.Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку и приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Возникает осознание себя во времени. Ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.
Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, осознание переживаний, обогащение новыми мотивами и чувствами - вот главные особенности личностного развития дошкольника. Формирование личности - это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает. Это овладение системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.
В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении с взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью. По нескольку раз в день происходят ссоры и примирения, но это общение – необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неумение общаться, непопулярность в группе сверстников препятствуют формированию ценных качеств личности, снижают интенсивность процесса общения, тормозят процесс социализации.
Рассматривая процесс становления общения у детей можно выделить важные направления в развитии общения в детском возрасте. Постепенно меняется направленность общения. В начале жизни у ребенка формируется потребность в общении с взрослым, который создает ситуацию взаимодействия и выступает инициатором отношений. В раннем возрасте инициативу в контактах с взрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого расширяется. В среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника. Постепенно развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей друг с другом.
Таким образом, направленность общения ребенка характеризуется двумя сторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок. В дошкольном возрасте усложняется содержание потребности в общении. Ребенок нуждается в доверительном отношении к своим запросам, во взаимопонимании и сопереживании. Проявляются мотивы общения: познавательные, связанные с интересом ребенка к окружающему его миру, деловые мотивы, сопровождающие ситуации сотрудничества ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой – либо деятельности. Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношение ребенка у другому человеку как к представителю социальной группы.
Ребенок постепенно овладевает способами общения. Во второй половине дошкольного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками.
С первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение: через книги, телевидение, радио.
Таким образом, общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.
В рамках дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками, благодаря своему непринужденному характеру, яркой эмоциональной окраске, богатой насыщенности элементов фантазии и воображения, имеет большое значение в жизни ребенка. Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. В основе дружеских отношений лежит удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников и обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах, удовлетворение потребностей в игровом сотрудничестве, стремление к общности мнений и знаний. В сфере общения дошкольников со сверстниками создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Очевидно существенное влияние общения на ведущую деятельность детей. В ходе психического развития ведущая деятельность неразрывно связана с общением, принимающим форму, адекватную ведущей деятельности. Именно в ходе общения ребенок совершает свой первый опыт в познании окружающего и реальной жизни, накапливает новые знания и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие развитию ребенка.
Воспитание в детском коллективе, как средство социализации ребенка
Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др. Т. Е. Конникова считала, что условием становления детского коллектива являются гуманистические отношения, к ним относила:
- устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь, разделить радость с другими;
- отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими.
- участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей.
В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены вопросы управления коллективом в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив действует при условии целенаправленного руководства педагогом, под вниманием которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное руководство развитием детского коллектива.
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум.
Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих возможностях, к обидчивости и конфликтности поведения.
Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Детское сообщество - это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно - эстетической и др.) под руководством педагога, который отвечает за ее организацию.
Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения.
Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом.
Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение цели.
Такое взаимодействие детей разворачивается на:
- информационном уровне (обмен информацией, согласование общих целей, обсуждение возникших проблем, совместный поиск решений),
- деятельном уровне (примеривание к себе всех типов взаимоотношений между людьми, в том числе и ссор, конфликтов, их разрешения; сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам),
- эмоциональном уровне (способность понимать состояния других детей, пережить общие чувства, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива).
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося - детского сообщества характерны следующие признаки:
- организатор и руководитель детского сообщества – педагог;
- коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и легко могут распадаться;
- в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику.
Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде модель отношений, с которой они войдут в жизнь социума. Представим этапы его формирования в таблице 1.
Таблица 1 – Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада
Этапы развития коллектива дошкольников | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первоначальный этап сплочения детского сообщества, организация жизни и деятельности детей путем насыщения гуманными отношениями (младший возраст) | Формирует представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, объединяет детей в интересной и содержательной деятельности | Появляется устойчивый интерес к игровой деятельности сверстников, стойкие игровые группировки по 3-5 человек, возникает сплоченность детей |
Этап объединения маленьких группировок путем вовлечения в разнообразную совместную деятельность (средний возраст) | Организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, выдвигает более сложные цели совместной деятельности | Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым и длительным |
Этап формирования навыков самоорганизации: умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязанности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами (старший возраст) | Создает возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, совместный труд, используя косвенные методы руководства | Возрастает количество участников детского сообщества. Дети сами объединяются по интересам в разнообразных видах деятельности, распределяют роли в игре, обязанности в труде, сами регулируют взаимоотношения |
Таким образом, при целенаправленном руководстве педагога происходит постепенное формирование детского сообщества - от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться в жизнь социума.
Заключение
Итак, настоящая работа была посвящена рассмотрению межличностных отношений в дошкольном коллективе и их роли в формировании личности ребенка.
Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми – это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. Межличностное общение - абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива». По отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется усиливающимся осознанием собственного «я» и значения своих поступков, немалым интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Становление личности невозможно вне коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка.
Мир ребёнка в дошкольном возрасте уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. По мере взросления все существеннее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой возрастной группе детского сада разворачивается сложный и порой напряженный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, иногда делают мелкие пакости, обижаются, мирятся, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Дошкольное детство является периодом первоначального становления личности, периодом развития личностных механизмов и образований. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. Основную роль в психическом развитии, становлении личности играет взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в игровой, учебной деятельности.
Список использованных источников
- Бодалев А. А Личность и общение М., Издательство Педагогика. 1993.
- Бодалев А. А Психология общения М- Воронеж, 1996г, "Институт практической психологии" Воронеж НПО"МОДЭК" – 1996.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М-Воронеж, 2001г.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003.
- Венгер Л.В. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1995.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., ФЛИР- ПРЕСС, 2002.
- Коломинский Я. Л Психология личных взаимодействий в детском коллективе. Минск 1994.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М., Издательский центр "Академия" – 2005.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк» – 1997.
- Петренко М.В. Психология и педагогика. Изд.: Быстров, 2009.
- Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
- Психодиагностика: учеб.-метод. комплекс / Т.Л. Рыжковская, С.А. Беляв, С.В. Старовойтова, - Минск: Изд-во МИУ, 2009.
- Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. С-Пб. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1023176-1548263737.jpg)
«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-354275-1412699342.jpg)
Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.
Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/05/picture-1339443-1625500699.jpg)
«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»
laquo;Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-354275-1412699342.jpg)
Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.
В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очен...
Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.
В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-818341-1491737901.jpg)
«Дошкольник в коллективе сверстников: межличностные отношения. Девочки и мальчики».
Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1351234-1637752715.jpg)
Исследование межличностных отношений в детском коллективе
Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...