Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.
статья по физкультуре (подготовительная группа)

В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.

 Известно, что истоки формирования личности лежат ещё в детском возрасте. Ребёнок в раннем возрасте наиболее чувствителен для формирования доброжелательного отношения к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования положительных личностных качеств. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет – 43%, 6 лет – 58%, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звёзд» и «непринятых». В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Её влияние на личностное развитие огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослым и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к познавательному общению. Авторитет взрослого и его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции»1, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Особенностью образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость).

   Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между детьми (горизонтальный уровень) и отношения детей с инструктором (вертикальный уровень).

   Каждый из этих видов взаимоотношений делиться на формальный и неформальный.

   Формальная структура отношений в команде создается и процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям преподавателя, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношении членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей преподавателя и вышестоящих организаций.

   Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.

Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе.

   Качества и умения, которыми должен обладать лидер:

Дальновидность. Лидер должен уметь устанавливать  цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели и задачи лидера усложняются.

Рассудительность.  Умение оценить качества своих подчиненных.  Энергичность. Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный  риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, неудачу рассматривать, как часть учения.

Последовательность.  Справедливость.  Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность — это не обязательно жестокость или бесчувственность.  

Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки, как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.

Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия команды, а также определять стиль принятия решений. 

   Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у обучающихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство.

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. Среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, управление возможно только в форме самоуправления.

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых. Ведомые принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений.

Преподаватель не всегда может выступать в роли лидера. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у обучающихся, то способен оказывать сильное воспитательное воздействие на спортивный коллектив. 

Как любой педагог, преподаватель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи всестороннего развития личности воспитуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....

«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»

laquo;Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очен...

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...

Повышение уровня сплоченности детского коллектива на занятиях по физической культуре в ДОУ

Повышение  уровня сплоченности детского коллектива на занятиях по физической культуре в ДОУ....

НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА

Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...