«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа
материал (подготовительная группа)

Рябцева Марина Владимировна

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_sots.psih_.docx157.09 КБ

Предварительный просмотр:

                 ФИЛИАЛ ОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
               ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА  В Г. КАЛИНИНГРАДЕ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Социальная психология»

на тему: «Влияние межличностных  отношений в детском коллективе на психологический климат»

                                

Студентка 3 курса                Психологического факультета Группы  91 БП (МУМ)                                                                 Рябцева Марина Владимировна

Преподаватель                                     К.п.н. Баркаева

Ирина Леонидовна

Калининград                                                                                                                  2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ…..        6

1.1. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………………6

1.2.Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива        9

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ……………………………………………………………………………15

2.1.Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива подготовительной группы        15

2.2.Анализ        18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        23

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        25


ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели.  

Взаимоотношения в коллективе выражают эмоционально-психологический климат коллектива. Психологический климат, моральная атмосфера, складывающаяся в группе, зависит от двух факторов: от общественного климата в целом, от принятых в социуме норм, правил общения, поведения и отношения к друг другу, и от микросоциальных условий, т.е. специфики функций данного коллектива, возрастного, полового его состава и т.д.

В организации группы дошкольников большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к работе в игре. Именно это отношение позволяет детям получать положительно оцениваемый ими социальный опыт, формировать демократический тип сознания.

Здоровый, благоприятный психологический климат не складывается сам собой, особенно если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения и функционирования просоциальной группы необходимо постоянное руководство взрослого человека.

Ухудшение психологического климата можно заметить по ухудшению общения детей: снижения количества и культуры общения. И, главное, нормальными межличностными отношениями в группе нельзя назвать «пустые» отношения, когда дети не заняты совместным, интересным и полезным делом. «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными».

Поэтому главные задачи  воспитателя – это организация совместной деятельности и привитие культуры взаимоотношений между детьми.

Данная курсовая работа направлена на исследование взаимоотношений детей в подготовительной группе детского сада.

Цель данной курсовой работы: изучение сплоченности детского коллектива.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:

  1. Изучить литературу по теме межличностных отношений в группе и методов их изучения;
  2. Исследовать систему межличностных отношений в подготовительной группе «Теремок»;
  3. Изложить результаты исследования, обсудить их, сделать выводы.

Объект исследования  психологический климат в группе.

Предметом исследования являются межличностные отношения детей как показатель психологического климата.

В исследовании проверяется гипотеза: межличностные отношения выступают важным фактором психологического климата в подготовительной группе детского сада.

Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников. Исследование "союзов" внутри коллектива, отношений в подготовительной группе детского сада «Теремок».

Затронутые в данной курсовой работе проблемы взаимоотношений между детьми никогда не потеряют актуальности. Социализирующая функция детских садов, постоянно ищущих особенные методы воздействия на детей, очевидна.  Подготовительная  группа выступает «творческой лабораторией» для взаимоотношений детей, в которой они могут «экспериментировать» под руководством взрослого.


1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1.1. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. Главная черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. «Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы». [6]

  Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди детей в группе зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений с детьми.

В условиях дошкольного учреждения, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет целая группа сверстников. На каждом этапе дошкольного возраста  влияние на межличностные отношения детей проявляется по-разному.

Так,  межличностные отношения и общение детей старших дошкольников имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками,   поэтому общение со взрослыми носит второстепенное значение и  уходит на второй план; в общении друг с другом дети весьма быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники.

Старший дошкольный возраст отличается богатством коммуникативных действий у детей, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, нестандартностью и нерегламентированностью коммуникативных актов, что позволяет детям  легко общаться  через игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью.

Наряду с потребностью в сотрудничестве в этом возрасте  отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребята становятся более доброжелательными, внимательными друг к другу, способными к оказанию помощи и взаимопомощи. В связи с этим, общение между старшими дошкольниками становятся искренними, более чувственными, эмоционально-окрашенными в положительные тона, непринуждёнными, приобретает черты детской дружбы.   

К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, а конкурентные отношения уменьшаются, но сохраняются соревновательное начало в общении у детей. Однако в общении детей появляется умение видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его настроения, предпочтения и желания. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстникам, интересуются  их делами, потребностями и  желаниями. Их общение приобретает  внеситуативный характер.

В этом возрасте у детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями детей и включены в них эмоционально. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся подсказать правильный ход, помочь им . Все это свидетельствует о том, что действия старших дошкольников направлены не на соблюдение моральных норм и не на положительную оценку взрослого, что наблюдается у более младших детей, а непосредственно на другого ребёнка [19].

Также у старших дошкольников возникает желание бескорыстно помочь сверстникам, что-либо им уступить или подарить. И поэтому, конкурентность, зависть, злорадство уходят на второй план и проявляются не так остро, как раньше и гораздо реже. Все это свидетельствует о том, что сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения , но и самоценной личностью, интересной и важной, независимо от своих предметов и достижений.

Важно отметить, что к старшему дошкольному возрасту появляется феномен первой детской дружбы. И в детском саду многие дети получают возможность впервые завязать эту дружбу. Дошкольники, имеющие друзей, более уверенны в себе, у них более позитивная самооценка. Поддерживать дружбу - значит, делиться своими игрушками, даже самыми любимыми, друг за друга заступаться и в чем-то помогать. Друзья учатся договариваться друг с другом, время от времени они меняются ролями в игре,  мирятся, если вдруг произошла ссора, просят прощения у другого, сохраняют общие  тайны и секреты.  Взрослому уже   место в детской дружбе, ведь навязать ее нельзя. И поэтому для старших дошкольников сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем воспитатель или родитель.  

 Но, несмотря на положительные изменения в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, ни на одном этапе возрастного развития нельзя избежать конфликтных ситуаций. Самыми типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений являются застенчивость, обидчивость, демонстративность и повышенная агрессивность  детей.

1.2.Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива

Вопрос об формировании психологического климата в детском коллективе невозможно рассматривать вне синтеза детского коллектива с социумом.

Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, социально-психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — отношений, настроений, чувств детей.

Основные цели детского сада как раз и включают, во-первых создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства и лишь потом формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
           Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит вырастить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
                Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.

Благоприятный климат

            Климат называют благоприятным, если  в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и  достигают высокого качества, работая, без контроля и неся ответственность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.

             Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

            В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что совершив ошибку, ребенок не перестает чувствовать себя принятым, значимым для других. Воспитанники не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос воспитателю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

         Правда, поддерживать такую систему отношений необходимо ежедневно и в  каждом  виде непосредственной образовательной деятельности каждому из педагогов, работающих в группе.

Основными признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  1. хорошее настроение детей в течение всего дня;
  2. свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  3. доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  4. способность детей занять себя интересным делом;
  5. отсутствие детей-аутсайдеров;
  6. возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  7. отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  8. информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  9. высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  10. желание участвовать в коллективной деятельности;

11.удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Неблагоприятный климат

В группе с неблагоприятным психологическим климатом каждый шаг опасен для ребёнка – могут унизить, отсюда повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности воспитательной работы в группе детского сада.    

 Психологический климат в группе зависит не только от воспитателя,  на него влияют организация учебной деятельности, качество пособий, питание, здоровье воспитанников, их способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности дошкольных групп, их психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

Организация общих коллективных дел, совместных переживаний:

1. Коллективные поздравления с днем рождения воспитанников; выражение искреннего сочувствия от имени детской группы в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

 2. Умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с воспитанниками. Верный сигнал вашей доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать воспитанников. 

3. Учитываете индивидуальные особенности дошкольника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

4.Умейте выслушать воспитанника, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.

5.Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности. 

6. Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

7. Старайтесь сказать о воспитаннике доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же детей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всей группы.

8. Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения. Старайтесь делать серьёзное замечание наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся ребёнку относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.

     Все это в целом помогает создавать положительный психологический климат в детском коллективе.

 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. После сказанного понятно, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но и неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие  межличностные отношения у детей.

Таково в общих чертах отношение к сверстнику старшего дошкольника. Однако внутри этого отношения возможны различные индивидуальные варианты.

             В связи с вышесказанным подчеркнем, что сверстник – это важная составная часть жизни ребенка. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Также необходимо отметить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

2.1.Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива подготовительной группы «Пчелка»

Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада (методом игровой социометрии).

Методики, процедура проведения эксперимента.

Гипотеза: Социометрический тест поможет выявить детей с проблемами в межличностных отношениях, проведя коррекционную работу, можно улучшить отношения в коллективе.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию, приведённую выше. 

 В апреле  2017 года совместно с коллегой, было проведено опытно-экспериментальное исследование детей дошкольного возраста на базе детского сада №2 г. Гурьевск.

Была выбрана группа «Пчелки». Группа  по численности (27 человек, 14 мальчиков и 13 девочек в возрасте от 6-7 лет)

-Коррекционная работа;

-Анализ диагностики.

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».  
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается  три открытки.  Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке. 
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине. 
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ». 

Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы  сказали «Сегодня дети  вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки  и говорят: «Давай представим, что эти  картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем  детям, которым захочешь, только по одной «картинке -секрету»каждому.
После выбора ребенком детей, его  спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:  
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении  детей группы: т.к.  стиль нашей группы демократический у детей нет ограничений в выборе.

Взаимный выбор определяется и по результатам чертится социограмма. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Исаев  А. выбрал Данила Ж., а Данил Ж выбрал Арсения И. Следовательно, их выбор является взаимным. 
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» - 5 и более выборов; I

-«принятые» - 2-4 выборов;II

-«непринятые» - 1 выборов;III

-«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных  группах  (III-IV).
Определить УБГ:

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

По данным исследования рассчитывались 2 социометрических показателя: показатель взаимного выбора и показатель групповой сплоченности.

Таблица  - «Социометрическая матрица». Группа Пчелки

Таблица 1

Фамилия имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Абалакина

1

+

+

+

+

Бырдан

2

+

-

Волкогон

3

+

+

+

+

+

Дубро

4

+

+

Детюк

5

+

+

+

Камерцель

6

+

+

+

-

Кучинскас

7

-

+

+

Квитко

8

+

+

Мирабдуллаев

9

-

+

+

+

+

Мищенко

10

+

+

+

Моцаков

11

-

-

+

-

-

-

Исаев

12

+

+

+

+

+

+

Журавлев

13

+

+

+

Лихницкий

14

+

+

-

Славинская

15

+

+

+

Смотряев

16

-

-

Чекмарева

17

+

+

+

+

Унгефуг

18

-

-

-

-

-

-

Хабаров

19

+

+

+

+

+

+

+

-

Павлюкова

20

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Петрушенко

21

-

-

-

-

-

-

+

+

Попова

22

+

+

+

+

Постникова

23

+

+

+

+

Титова

24

+

+

+

+

+

+

Туганов

25

-

-

+

-

-

+

+

+

Радченко

26

+

+

Филимонов

27

-

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

-

Число полученных выборов

88

3

3

4

3

3

5

1

4

4

1

3

8

5

2

2

4

4

5

2

5

5

1

4

3

2

1

3

Число  отрицательных выборов

35

1

3

2

2

-

1

1

2

1

-

-

3

5

-

1

-

-

1

1

-

1

1

3

2

1

1

2

Всего

125

4

6

6

5

3

6

2

6

5

1

3

11

10

2

3

4

4

6

3

5

6

2

7

5

3

2

5

Взаимные выборы

31

2

1

1

1

2

2

1

1

2

-

-

2

1

1

1

1

1

-

1

3

2

1

-

1

2

1

1

 Примечание: положительные выборы+; отрицательные выборы-

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

КB =

  Количество взаимных выборов  

Общее число выборов

http://testoteka.narod.ru/0.pngВ нашем случае KB = (31 : 125) х 100% = 0,248%.  Данный показатель свидетельствует о  низком количестве взаимных выборов. 

2.2.Анализ

Таблица 2 "Итоги"

Статус ребенка

Фамилия Имя

«Звезды»

5 и более выборов

1.Исаев Арсений

2.Журавлев Данил

3.Постникова Полина

4.Камерцель Вова

5.Унгефуг Ева

6.Павлюкова Ира

8.Петрушенко Илья

«Принятые»

2-4 выбора

1.Абалакина Ангелина

2.Бырдан Эля

3.Детюк Алиса

4.Дубро Валера

5.Мирабдуллаев Артем

6.Моцаков Саша

7.Квитко Ванесса

8.Хабаров Влад

9.Смотряев Кирилл

10.Чекмарева Ира

11.Хабаров Влад

12.Титова Аня

13.Туганов Артем

14.Филимонов Артем

15.Лихницкий Саша

16.Волкогон Настя

«Непринятые»

1 выбор

1.Мищенко

2.Попова Полина

3.Радченко Матвей

4.Кучинскас Кирилл

«Изолированные»

0 выборов

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе:

Определение УБГ

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

 Вывод: 

  Уровень УБВ –высокий, даже Социометрических "звезд" – 8. Популярность этих детей вызвана развитыми навыками общения, готовностью бескорыстно оказать помощь, приятной внешностью, более высоким уровнем интеллекта, чем у сверстников.

В категории "Непринятые"  – 4 человека. Причины отверженности: постоянное неудовольствие чем-либо, неумение общаться, находить контакт со сверстниками.

     Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития. Существуют конкретные  психолого-педагогические методы, направленные на гармонизацию межличностных отношений дошкольников.

Рисунок 1. Социометрическая «мишень» позитивных выборов

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети с отрицательным статусом.

Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому «стекаются» все позитивные выборы. Это Исаев А. Журавлев Д. Постникова П и другие в разделе «Звезды»

Интерпретируя уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе , можно отметить, что его величина (высокая) свидетельствует о:

  •  О достаточной зрелости группы;
  • о том, что взаимоотношения воспитанников  слабоваты говорит обоюдный выбор;
  • предположительно, дети могут иметь трудно совместимые жизненные ценности;
  • переживания отдельных детей группы редко даны другим как мотивы деятельности;
  •  воспитателю группы есть к чему стремиться.

Подводя черту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы:

  • Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;
  • Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;
  • Детский сад – это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей;
  • Уникальную роль играет в детском саду ее воспитатель;
  • Возможности развития детей, повышение  развития их зрелости возможны через действия воспитателя, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;
  • Исследование взаимоотношений детей в подготовительной группе детского сада «Теремок» показало, что развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается
  • В группе достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своим лидером;
  • Ценность каждого участника эксперимента  не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют отрицательные социометрические статусы;
  • Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя методику формирования позитивного психологического климата в коллективе.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что положение ребенка в системе отношений в группе сверстников решающим образом влияет на степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми. Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детям могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.


        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А.С. Макаренко внес в понимание атмосферы коллектива представление о его «тоне». Нормальным тоном он считал мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач. Его точка зрения до сих пор не потеряла актуальности. Самочувствие ребенка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, его психологическим климатом.

Не все проблемы межличностного общения сводятся к проблемам коллектива. Каждая личность, включенная в коллектив, может учиться общению, исходя из внутренней активной позиции по отношению к людям. Педагог может помочь ребенку, подростку

  • разбираться в людях, верно оценивать их психологию;
  • адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
  • выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями общественной морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям.

Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка. Она возникает не как врожденное свойство, качество, а в зависимости от отношения и оценок окружающих людей. В детском возрасте оценка учителя имеет определяющее значение, а в подростковом – отношение и оценки сверстников. Следует помнить, что для подростка очень болезненны низкие оценки товарищей, низкий социально-психологический статус в группе. Невозможно поднять статус ребенка простыми внушениями его товарищам. Необходимо активно наблюдать и помогать формировать здоровые отношения каждого с каждым. Это можно делать двояким образом. Во-первых, индивидуально работая с чувствами и интересами каждого воспитанника. Во-вторых, влияя на атмосферу в коллективе в целом. Во втором случае совершенно необходимо адекватно представлять себе картину взаимоотношений и положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, знать закономерности их формирования.

Наше исследование, построенное по типу социометрического, позволило нам диагностировать состояние коллектива школьного объединения и, главное, осознать стоящие перед нами в работе с этим коллективом задачи, основная из которых – сплочение коллектива через организацию совместной деятельности и общения. Также имеет огромное значение умение каждого ребенка строить межличностные отношения со сверстниками. И взрослый организатор, руководитель объединения должен быть первым помощником в развитии навыков конструктивного общения между детьми.

Организатор также должен выступать как хороший психолог, создавая в коллективе норму выслушивания, взаимопонимания, сочувствия, взаимопомощи.

Формируя коллектив, следует руководствоваться многократно описанными в психологической литературе признаками здоровой коллективной атмосферы: удовлетворенностью воспитанников взаимоотношениями в коллективе, мажорным настроем в коллективе, взаимопониманием и авторитетностью руководителей и подчиненных. Необходимо стремиться к развитому самоуправлению, все большей сплоченности вокруг целей совместной деятельности, поддерживать сознательную дисциплину в коллективе. Эти задачи нам и предстоит решить на практике.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 2001, №3;
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru;
  3. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996;
  4. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984;
  5. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003;

          6.   Диагностико - коррекционная работа с детьми / Сост. О. М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2005.- 116 с.

7.  Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2008;

  1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998;
  2. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981;
  3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003, Кн. 1;
  4. Практическая психодиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998;
  5. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975;
  6. Социальная психология малой группы /под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской — М., 2003. 
  7. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

          15. Общение  детей 5-7 лет / 2-е издание. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2006.-160 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности"

Важнейшим условием  развития коллектива, его устойчивости,жизнеспособности  является создание условий для  активной деятельности  участников  педагогического  процесса. П...

Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников

Психологический климат в коллективе   оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и деятельность наших воспитанников....

Статья "Влияние конфликтов на психологический климат в педагогическом коллективе"

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и...

Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате Психологический климат в коллективе.

Беседа заведующего с коллективом о психологическом климатеПсихологический климат в коллективе....