«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»
опыты и эксперименты (младшая группа)
«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanieoglavlenie.docx | 121.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Методологический раздел программы
- Обоснование актуальности исследуемой проблемы………….…………3
- Проблемная ситуация……………………………………….……………..4
- Противоречие………………………………………………………………4
- Цель исследования…………………………………………………………4
- Объект исследования………………………………………………………5
- Предмет исследования……………………………………………………. 5
- Задачи исследования……………………………….………….…...........…5
- Интерпретация основных понятий................................………………5
- Гипотезы…………………………………………………………..……….5
- Методический раздел программы
- Обоснование методов сбора эмпирической информации и описание выборочной совокупности …………………………………………………...6
- Анализ полученных результатов …...……………………………………….8
- Заключение.………………………………………………………….……......12
- Рекомендации.………………………………………………………………...14
- Список использованных источников…………………………………….......16
- Приложение ……………………………………………...…………...............17
I. Методологический раздел программы
- Обоснование актуальности исследуемой проблемы
Данная тема будет актуальна для родителей, которые готовы отдать ребенка в детское учреждение. Исследование темы поможет выявить какой возраст способствует более успешной адаптации в детском учреждении, т.к. из-за низкой адаптивности у детей младшего дошкольного возраста возникают конфликты в группе между детьми.
Данные статистики по росстату говорят о том, что численность воспитанников в ДОУ с 2011 по 2018 год возрастает, следовательно актуальность этой темы возрастает с каждым годом [1]
Так же актуальность данной темы подчёркивается статьёй Лебедёнкиной А.С. [2]
В статье рассматривается адаптационный период детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, описаны стадии адаптационного процесса, степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка, а также ряду комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению. Мы видим, что ясли важны, они влияют на адаптацию, так же они приведут к лучшему обучению в школе, если ребенок адаптирован и знает как себя вести в определенной ситуации у него не будут происходить конфликты со сверстниками. Если ребенок адаптирован он будет ходить с удовольствием в детский сад, а его родители спокойно будут работать.
- Проблемная ситуация
В наше время возросло количество родителей которые боятся отдать ребенка в детский сад в раннем возрасте, из- за боязни тяжелой адаптации. Для этого необходимо понять причины возникновения такого отношения, разработать рекомендации по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.
1.3 Основное противоречие проблемы заключается в низком уровне психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.
1.4 Цель исследования: Разработка рекомендаций по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.
1.5 Объект исследования: Межличностное взаимодействие детей младшего возраста.
- Предмет исследования: Особенности межличностного взаимодействия детей с разным уровнем адаптированности.
- Задачи исследования:
- Изучить проблему адаптации, её виды и способы, так же выявить особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
- Разработка методики исследования уровня адаптации детей.
- Провести сравнительный анализ в двух группах с разным уровнем адаптации.
- Выявление факторов влияющих на качественную адаптацию детей.
- Разработка рекомендаций для родителей по повышению уровня психолого – педагогической грамотности.
- Интерпретация ключевых понятий
1 Межличностное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
2 Адаптация - это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира.
3 Группа раннего развития - это группа для малышей, которая позволяет познакомиться с детским садом и раскрыть все многогранные способности ребенка.
- Гипотезы
Дети после пребывания в яслях более адаптированы: общительны, идут на контакт, умеют самостоятельно организовать игру, взаимоотношения между детьми устойчивые , они активны в НОД, сформированы КГН.
Основными особенностями межличностного взаимодействия между детьми является очень устойчивая система, в которой все дети играют свою роль. Таким образом, если малыш спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы старших и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам – можно быть уверенным что адаптации пройдет быстро и почти безболезненно.
II. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Обоснование методов сбора эмпирической информации: Метод наблюдения выбран, потому что объектом исследования являются маленькие дети. Метод наблюдения относится к одному из основных эмпирических методов, состоящих в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.
Цель метода наблюдения: получить информацию, отображающую проблемы в межличностном взаимодействии детей, выявить уровень адаптации детей .
Обоснование типа выборочной совокупности:
Наблюдение было проведено в двух группах в разных городах ( г.о.Люберцы, г.Истра) младшего возраста по 23 человека с 10 февраля 2020г. по 10 марта 2020г.
Первая группа детей (23 человека) – это дети младшего возраста, поступившие в младшую группу с яслей
Вторая группа детей ( 23 человека)– это дети младшего возраста, поступившие из дома)
Результатам наблюдения вносились в лист адаптации( Приложение №1)
После заполнения листа адаптации на каждого ребёнка данные вводились в сводную таблицу ( Приложение№ 2), состоящую из 5 критериев оценки:
- общий эмоциональный фон поведения;
- познавательная и игровая деятельность;
- взаимоотношения со взрослыми;
- взаимодействия с детьми;
- реакция на изменения привычной ситуации;
По результатам ставилась оценка адаптационного периода. Баллы, набранные ребенком, суммировались. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносили со следующими показателями и делали заключение об уровне адаптированности детей.
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ
Группа, которая была набрана с яслей, показала:
- низкий уровень адаптации-0%,
- средний уровень-20%
- высокий уровень-80%
Группа, которая была набрана из дома, показала:
- низкий уровень адаптации-80%
- средний уровень-20%
- высокий уровень-10%
Анализ полученных результатов
Выделенные проблемы и пути решения
На уровне государства | Проблемы На уровне государства нет нормативных актов. По статистике из росстата мы видим что государство мало выделяет средств на постройку и развитие ясельных групп. Многим людям данные группы понадобятся, т.к. ясельные группы приводят к лучшей адаптированности. Пути решения: Разработать программу развития дошкольного образования, которая предусматривает достижение к 2021 году 100-процентной доступности яслей для детей в возрасте от года до трех лет. |
На уровне общества | Проблемы Общество считает, что детей лучше отдавать в сад с 3 лет, либо совсем не отдавать в детское учреждение. Это приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками и следовательно к тяжелой адаптации. Пути решения: Отслеживать источники в обществе, которые навязывают неправильное суждение. (соц.сети, чаты и т.д). |
На уровне группы | Проблемы Родители не требуют мест в яслях, не видят в этом необходимости. Пути решения: Создавать рекомендации по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей. |
На уровне индивида | Проблемы Дети которые ходили в ясли в дальнейшей дошкольной жизни более активны, общительны. А среди детей кого позже отдают в детский сад, часто возникают проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Одной из проблем является интровертность детей, с каждым новым поколением их рождается все больше. Такие люди не общаются в коллективе, они больше приспособлены в жизни интернета. Пути решения: Разработать методы общения с потенциальными родителями и заинтересованность в воспитательно - образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы: Основная гипотеза подтвердилась, дети после пребывания в яслях более адаптированы: общительны, идут на контакт, умеют самостоятельно организовать игру, взаимоотношения между детьми устойчивые, они активны в НОД, сформированы КГН.
В ясельном возрасте ребенку гораздо легче приспосабливаться к детскому учреждению, его адаптация проходит не так сложно, как в более старшем возрасте. Дело в том, что малыш испытывает потребность в общении со своими сверстниками, так как мир его интересов постепенно расширяется. Совсем недавно ему хватало общения с родителями и другими членами семьи, его развлекали самостоятельные игры, но теперь все изменилось. Появился интерес к другим детям, и пришло время совместных игр. Если в эту пору развития лишить ребенка коллектива сверстников, это может привести к затормаживанию развития.
Но не надо исключать, что на межличностные отношения в детском коллективе влияет не только уровень адаптации ,также влияют следующие факторы: состояние здоровья и уровень развития ребенка, возраст малыша, пол ребенка, темперамент ребенка. стиль воспитания ребенка в семье и т.п.
Таким образом можно сделать вывод, что основным фактором влияющим на межличностные отношения в детском саду является уровень адаптации, но весомое влияние могут оказывать и другие факторы.
Рекомендаций для родителей по повышению уровня психолого – педагогической грамотности
Почему надо отдавать ребёнка в ясли?
- Начиная общаться с раннего возраста с такими же по возрасту детьми, ребенок учится жить в коллективе, и все приобретенные навыки пригодятся ему не только в школе. На протяжении всей жизни, он не потеряется среди сверстников и сумеет быстрее найти свое место.
- Совсем недавно ему хватало общения с родителями и другими членами семьи, его развлекали самостоятельные игры, но теперь все изменилось. Появился интерес к другим детям, и пришло время совместных игр. Если в эту пору развития лишить ребенка коллектива сверстников, это может привести к затормаживанию развития.
- Находясь в яслях среди друзей, у него формируется система представлений об окружающем мире, и, что тоже немаловажно, о себе самом. Он сможет быстрее и лучше узнавать на что способен и какие у него возможности, ведь эти качества оценивают не мама и папа, которые могут перехвалить, но и другие люди, более объективные, прежде всего сверстники.
- В яслях весь день подчинен распорядку дня, и эта организационная система воспитывает в ребенке волевое поведение.
- Здесь все время происходит что-то интересное, к каждому празднику проводятся мероприятия, концерты, на которые приходят родители. Поэтому каждому ребенку дается возможность стать участником творческого коллектива. Посещают ясли кукольные театры, представители цирка, драматические актеры, переодетые в сказочные персонажи.
- Кроха постепенно учится самостоятельности, причем намного быстрее, чем дома, а также жить в коллективе. Особенно это важно для детей, которые лишены возможности проводить свободное время в кругу ровесников, или малыш в семье – единственный ребенок.
- С раннего возраста дети, посещающие ясли, учатся соотносить свои желания с требованиями взрослых или желаниями других детей, и это происходит намного легче в детском заведении, чем в домашних условиях, когда родители начинают жалеть ребенка и уступают ему.
- Именно в яслях малыш обучается отстаивать свое мнение, но при этом учится выслушивать мнение другого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- {Электронный ресурс} https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
- { Электронный ресурс} https://www.gks.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
Вопросы:• Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...
«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...
Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.
Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....
Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.
В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очен...
Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.
В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...
Исследование межличностных отношений в детском коллективе
Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...
НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА
Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...