Экологический проект с детьми младшей группы Тема:«Комнатные растения»
проект (младшая группа)
Экологический проект с детьми младшей группы -:«Комнатные растения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnoe_rastenie_mladshaya_gruppa_2023_g.docx | 122.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Кораблик».
Экологический проект
с детьми младшей группы
№3 «Светлячок»
«Комнатные растения»
Воспитатель: Сметанина С.Н.
пгт Березово - 2023 г.
Актуальность
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. К сожалению, комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.
Проблема: У детей нет знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Тип проекта: Информационно – исследовательский
Срок реализации проекта: Краткосрочный (1 неделя с 13 – 17 ноября).
Участники проекта:
- дети младшей группы №3 «Светлячок»;
- педагоги;
- родители.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель: Формирование у детей интереса к комнатным растениям.
Задачи:
- Развивать представления детей о развитии растений как живых организмов (питаются, дышат, растут);
- Познакомить с некоторыми комнатными растениями (фиалка, бальзамин), их строением и частями (корень, стебель, лист, цветок);
- Закреплять знания детей о необходимых условиях для роста растений (свет, тепло, влага, почва);
- Осуществлять уход за комнатными растениями под руководством взрослых;
- Пополнить предметно – развивающую среду группы;
- Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность, любознательность, бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, НОД, дидактические игры и упражнения, беседы с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- Что растению необходимы: земля, свет, тепло, вода, воздух;
- части растений: корень, стебель, листья, цветок;
- отличительные признаки растений друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека за ним;
- правила ухода и бережное отношение к растениям.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап
- Постановка темы, цели и задач;
- Сбор информации по теме (подбор литературы, дидактического материала);
- Составление перспективного плана работы проекта;
- Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- Привлечение родителей к реализации проекта (объяснить цель и задачи проекта, порекомендовать родителям вместе с детьми принести в детский сад отросток комнатного растения).
II этап: Основной (практический):
- Оформление альбома «Комнатные растения – наши друзья»;
- Рассматривание комнатных растений в природном уголке группы;
- Наблюдение за комнатными растениями (как отростки дают корешки);
- Работа с родителями: изготовление дидактических игр экологического содержания и пополнение природного уголка группы комнатными растениями;
- Выставка детских рисунков, поделок, фотографий детей в процессе ухода за комнатными растениями дома и в ДОУ.
III Заключительный:
- Обобщение результатов работы;
- Закрепление полученных знаний и навыков;
- Отчет – презентация по проекту.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание для дошкольников»;
- Фотографии ребенка во время ухода за комнатными растениями в домашних условиях;
- Изготовление дидактических игр экологического содержания;
- Привлечение родителей в пополнении природного уголка, отростками, новыми растениями - Акция «Подарите комнатное растение».
II этап: Основной (практический)
План реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Беседы с детьми: «Знакомство с комнатными растениями», «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Знакомство с комнатным растением - фиалкой», «Цветущие комнатные растения» (бальзамин), «Как правильно ухаживать за растениями?».
Цель: Способствовать расширению представлений детей о многообразии комнатных растениях и их значимости в жизни человека. Уточнить знания детей о строении растения, особенностью и назначением его частей. Формировать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста и развития комнатных растений. Закреплять знания о правилах ухода за растениями. Уточнить знания об особенностях цветущих комнатных растений. Развивать познавательный интерес к окружающей действительности, наблюдательность, память, логическое мышление, связную речь. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Познавательно – исследовательская деятельность: Знакомство с комнатными растениями группы.
«Речевое развитие»: Заучивание стихотворений, пословиц, загадок про комнатные растения. Беседы о разнообразии растений, сравнение их между собой.
Чтение художественной литературы: Стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», Я. Колас «Цветок», отгадывание загадок на тему: «Комнатные растения»
Цель: Расширять представления детей о многообразии художественной литературы о комнатных растениях познавательного характера. Уточнить знания детей об отличительных особенностях комнатных растений через ознакомление с художественной литературой. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой. Развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.
Художественно-эстетическое развитие: Раскрашивание комнатных растений «Кактус», «Фиалка», рисование «Мой любимый цветок», лепка «Кактус», аппликация «Цветок в горшке».
«Физическое развитие»:
Подвижные игры: «Собери целое из частей» (комнатные растения); «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Укрась цветами ковёр».
Пальчиковая гимнастика: «Алые цветки»
Цель: Продолжать расширять представления о комнатных растениях посредством пальчиковых игр. Развивать речь, звуковую культуру речи, память, логическое мышление, внимание, моторику пальцев.
Упражнения на дыхание: «Подуем на цветок», «Согреем цветок своим дыханием».
Тематические физкультминутки во время ООД.
Опытно-экспериментальная деятельность: Опыты на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.
Совместная и самостоятельная деятельность:
Наблюдения за растениями в уголке природы, наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).
Цель: Расширять представления детей об особенностях роста и развития комнатных растений, о необходимости благоприятных условий для роста растений. Расширять представления о строении растений и их частей. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развивать память, логическое мышление, речь. Развивать элементарные практические навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Найди растение по названию», «Опишите, я отгадаю», «Найди, о чём расскажу».
Задачи: Расширять представления детей о многообразии комнатных растений. Формировать умение детей отличать растения по внешнему виду. Развивать связную речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
Хозяйственно-бытовой труд:
Полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной, мягкой тряпочкой.
Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях и по уходу за ними, о правилах поливки комнатных растений. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Развивать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, наблюдательность.
III этап Итог проекта:
Итоговое занятие «Помоги растению», оформление альбома «Комнатные растения – наши друзья» (фотографии, рисунки), изготовление дидактических игр экологического содержания (родители), отчет – презентация по проекту для педагогов ДОУ.
Вывод: Уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Многие дети стали различать комнатные растения, познакомились с условиями их роста, развития, научились ухаживать за ними.
Данный проект способствует формированию у малышей экологической культуры, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры и осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.
В дальнейшем необходимо способствовать приобщению ребенка к природе, формировать эстетическое отношение к ней, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность, и тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список литературы:
1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.
3. С.Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2000 г.
4. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М.2009 г.
5.С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,2005 г.
6. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 2009 г.
7. Н.А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
8. О.В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
9. В.И. Серпухова «Комнатные растения», М., 2011 г.
10. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2015 г.
Модель 3-х вопросов
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
У них есть листья. Они красивые. Могут пить. Хорошо пахнут. Цветы растут. | Почему растение растёт? Из каких частей оно состоит? Как растение питается? Как растение дышит? Зачем нам растения? | Спросим воспитателя. У взрослых. Прочитаем в книге. Спрошу маму. |
Вывод: Дети проявляют интерес к комнатным растениям.
У детей нет знаний о строении комнатных растений и правилах ухода за ними.
Приложение
Наблюдения за комнатными растениями
№ | Цель | Ход наблюдения |
1. | Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах. | Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их. Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать? Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение. Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое. |
2. | Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань. | Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он? |
3. | Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями. | Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми. Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать. |
4. | Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям. | Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода. |
5. | Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним. | Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня. Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса. |
6. | Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку. | Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают, как за ним ухаживать). |
7. | Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений. | Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка. Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями. |
Дидактические игры
Название | Задача | Правило | Оборудование | Ход игры |
«Что изменилось?» | Найти предмет по сходству. | Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание. | Одинаковые растения расставлены на двух столах. | Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений, находящихся на столе. |
«Найди такой же». | Найти предмет по сходству | Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя. | На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности. | Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). |
«Угадай растение по описанию». | Найти предмет по перечисленным признакам | Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя | Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. | Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное. |
«Где спряталась матрёшка?» | Найти предмет по перечисленным признакам. | Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя. | На столе расставляют 4-5 растений. | Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. |
«Найди растение по названию». | Найти растение по слову – названию. | Смотреть, куда прячут растение, нельзя. | Все растения группы. | Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его. |
«Опишите, я отгадаю». | Найти растение по описанию. | Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его. | Все растения группы. | Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам. |
«Найди, о чём расскажу». | Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы зрослого. | Называть загадываемое растение нельзя. | Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми средней группы Тема: «Комнатные растения»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.Возраст детей: 4-5 лет.Форма деятельности: совместная де...
Конспект открытой НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: "Комнатные растения".
НОД Тема: "Комнатные растения"....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы» для второй младшей группы. Тема: «Комнатные растения»
Конспект НОД направлен на обобщение полученных знаний и представления детей о комнатных растениях....
Методическая разработка конспекта НОД для детей второй младшей группы Тема: «Комнатные растения»
Развивать умение отгадывать загадки, рассказывать стихотворение с выражением, пересказывать рассказ, отвечать на вопросы....
Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе тема "Комнатные растения"
Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе тема "Комнатные растения"...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы тема "Комнатные растения"
Цели: расширить представления детей о комнатных растениях. Развитие интереса к творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике.Задачи: Повысить урове...
Экологический проект во второй младшей группе "Вырасти свое растение или маленькие огородники"
Актуальность проекта в формировании базовых ценностей воспитания через совместную продуктивную деятельность, познание, через приобщение к труду и красоте....