Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет: «Балашов в годы Великой Отечественной войны»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пачина Ольга Владимировна

Беседа разработана с целью воспитания у дошкольников уважительного, бережного отношения к истории своего края, судьбам тружеников тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_balashov_v_gody_voyny_gotovaya_-_kopiya.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412300,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет:

«Балашов в годы Великой Отечественной войны»

Составитель:

воспитатель первой квалификационной категории

Незнамова Л.Н.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Пачина О.В.

г. Балашов -  2020 г.


Цель: воспитание у дошкольников уважительного, бережного отношения к истории своего края, судьбам тружеников тыла.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с героизмом тружеников тыла.

Развивающие:

-Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

- Способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны, города;

- Формировать умение организовывать игровое пространство, подбирать строительный игровой материал; умение детей связывать игры единым сюжетом.

Воспитывающие:

- Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага, уважение к защитникам Отечества, как фронта, так и тыла.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; альбомов «г. Балашов»; тематическая беседа с показом видео – сюжета «Все для фронта, все для победы!»; экскурсия в Балашовский краеведческий музей «Зал боевой славы», беседа «О чем можно спросить ветерана; подготовка атрибутов к сюжетно — ролевой  игры; разучивание с детьми стихов и песен, дидактическая игра «Кто где служит?»

Материал и оборудование: мольберт, аудиозапись: Сообщение диктора ВРК Ю. Левитана о начале войны, презентация на тему: «Балашов в годы Великой Отечественной войны», конструктор «Лего», крупный строительный материал, модули, медицинские халаты, игровой набор «Больница», пилотки для летчиков.

Место проведения: групповая комната.

Словарная работа: диктор, бомбардировка, горбыткомбинат, Балашовская авиарембаза, госпиталь.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение Д.Михайловой «Я рисую слово Мир» и на мольберте выставляет картинки по содержанию стихотворения.

Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот -
Пароход по ней плывёт.
Вот дома - до неба прямо!
Вот цветы, а это - мама,
Рядом с ней сестра моя...
Слово "мир" рисую я.

Воспитатель: Не всегда на земле был мир и покой. Однажды ранним утром, 22 июня 1941 года, когда люди в городах и селах спали, на нашу Родину напали немецко-фашистские захватчики без объявления войны. Началась Великая Отечественная война.

Звучит «Сообщение диктора ВРК Ю. Левитана о начале войны»

Воспитатель: Что слышится в голосе диктора? (Ответы детей).

Воспитатель: О чем сообщил диктор? (Ответы детей).

Воспитатель:Как напали на нашу страну фашисты? (Ответы детей).

Воспитатель: Немецкие войска напали на Советский Союз без объявления войны, то есть напали вероломно, атаковали границу, подвергли бомбардировке города.

Звучит песня на сл. В.Лебедева – Кумача, муз. М. И Блантера «Священная война»

Воспитатель: Эта песня была написана сразу после начала войны поэтом В.Лебедевым – Кумачом, на музыку М. И Блантера. Чем эта песня вам понравилась? (Ответы детей).

Воспитатель: Песня «Священная война» вдохновляла народ и поднимала боевой дух в боях против врага. Какая это могучая музыка, какие зовущие на подвиг слова. Все, от мала до велика, поднялись на защиту Отечества.

Вместе со всем советским народом встали на защиту Родины от фашистской Германии и трудящиеся города Балашова. Многие жители, пройдя военное обучение, уходили на фронт. В военно-учебных пунктах готовили стрелков, пулеметчиков, минометчиков, снайперов, шоферов, мотоциклистов и медсестер.

Многие рабочие ушли на войну. Возникла большая проблема: кто останется работать на фабриках и заводах?

Воспитатель: Как вы думаете, кто же стал работать на заводах? (Ответы детей).

Воспитатель:Да, ребята, на производство пришли женщины, пенсионеры, учащиеся старших классов, то есть все те, кто не мог идти на фронт, преодолевая огромные трудности, так как они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков.

Воспитатель:Как вы думаете, для чего нужны нам были нужны в годы войны заводы и фабрики?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Большинство предприятий Балашова перешло на выполнение военных заказов. Как вы думаете, что нужно было армии? (Ответы детей:оружие, боевая техника, боеприпасы)

Воспитатель: Осенью 1941 года в город Балашов был эвакуирован Киевский завод «Арсенал». На заводе балашовцами были отремонтированы и поставлены фронту многие тысячи орудий разного калибра, минометов, станковых и ручных пулеметов, автоматов, винтовок и карабинов. Как вы думаете, как все это вооружение доставлялось на фронт. (Ответы детей.)

Воспитатель: город Балашов являлся важнейшим железнодорожным узлом, через который шло снабжение. Железнодорожники работали без отдыха по несколько смен, под ожесточенными бомбардировками. В Балашовском паровозном депо был построен бронепоезд «Балашовский большевик». На предприятиях местной промышленности изготовляли бутылки с зажигательной смесью для борьбы с танками, кавалерийские седла, походные кухни, повозки военного снаряжения.

В цехах горбыткомбината изготовлялись для армии знамена, шинели, головные уборы, телогрейки, валенки.

На Балашовской авиарембазе ремонтировались самолеты и авиамоторы.

-        А на аэродроме Балашовского летного училища базировался транспортный авиаполк американских самолетов «Дуглас» под командованием летчицы Героя Советского Союза полковника B.C. Гризодубовой. Балашовские «Дугласы» сбросили на позиции врага очень много авиабомб, помогая защитникам Сталинграда.

Немало отважных пилотов воспитала Балашовская военная авиационная школа пилотов. О тех, кто обрел здесь крылья, кто умножил славу советской авиации, напоминает серебристый самолет, поставленный на пьедестале перед главным корпусом училища.

В годы войны в Балашове и районе в разное время находилось более двадцати госпиталей.

Воспитатель: Ребята, что такое госпиталь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Под госпитали были отданы лучшие здания города Балашова (например, здание бывшего учительского института, некоторые школы). Врачи, медсестры, санитарки и многие другие сутками не отходили от госпиталя, отдавая все свои силы, знания, опыт, теплоту и заботу раненым бойцам.

Воспитатель: Как вы думаете, какую работу выполняет врач? Медсестра? Санитарка? (Ответы детей)

Воспитатель: Врачи-хирурги проводят операции, вытаскивают у раненых бойцов пули и осколки, зашивают раны, назначают лекарства. Медсестры выполняют назначения врача: делают перевязки раненым, дают лекарства, делают уколы. Санитарки ухаживают за ранеными, кормят их, меняют им белье, помогают умыться.

Воспитатель: Рядом со старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Воспитатель: Как вы думаете, что могли делать дети? (Ответы детей)

Воспитатель: Очень много детей помогали работникам сельского хозяйства, ведь необходимо было снабжать нашу армию и страну хлебом и продуктами питания. От зари до зари люди трудились на полях.

Воспитатель: Что они сдавали и отправляли в армию?

Ответы детей (Хлеб, картошку, овощи, масло, молоко)

Дети работали и на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за маленького роста подростки не доставали до станков, и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Приходили они в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты.

Воспитатель: Ребята, а  чем вы могли бы помочь если бы оказались в то время? (Ответы детей.)

Воспитатель: В мае 2015 года на привокзальной площади г. Балашова Саратовской области состоялось торжественное открытие обелиска, увековечившего память о трудовом подвиге балашовцев во время Великой Отечественной войны. Памятник призван служить напоминанием о вкладе в Победу работников Балашовской ремонтной базы, паровозного депо, персонала госпиталей.

Воспитатель: Мы с вами родились в мирное время. Мы никогда не слышали, воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище зимой. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так легко оборвать.

О войне мы можем судить только по книгам, кинофильмам и рассказам. Для нас война- история. Для детей война это –игра.

Ребенок рассказывает стихотворение Т. Шапиро «Я в солдатики играю»

Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля, есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.
Это детская игра.
Но я это знаю твердо –
Создан Мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в детскую ненастоящую войну. В нашей игре не будет взрывов и убитых бойцов. Мы с вами будем в роли тех балашовских детей, которые непосильным взрослым трудом помогали фронту и тем самым наравне со взрослыми приближали долгожданный День Победы. Перед игрой давайте вспомним, какие важные объекты работали в нашем городе?

Ответы детей (Железнодорожное депо, где был построен бронепоезд; военный аэродром и школа пилотов; военный госпиталь).

Воспитатель: Почему фашистские самолеты бомбили наш железнодорожный вокзал и железную дорогу? Почему бомбили аэродром? Госпиталь? Ответы детей.

Воспитатель: Но прежде, чем начать игру, давайте наберемся сил!

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Начало игры.        

Воспитатель предлагает детям разделиться на группы. Одна подгруппа строит железную дорогу и бронепоезд «Балашовский большевик». Вторая подгруппа готовит летчиков в школе пилотов, строят самолет и вылетают на фронт сражаться с врагом. Третья подгруппа восстанавливают госпиталь после бомбежки, лечат раненых бойцов.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Воспитатель: Девятого мая наша страна будет отмечать 75-летие великой Победы. В нашем городе будет проходить парад в честь этого памятного дня. Обязательно сходите с родителями на праздник. На улицах вам встретятся ветераны с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте их с праздником, пожелайте им крепкого здоровья.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?»(тема "Великая Отечественная Война")

Материал может быть использован на занятиях по гражданско -патриотическому воспитанию старших дошкольников.В материал разработан с помощью ИКТ в соответствии ФГОС ДО....

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны».

Цель: формировать представление о памятной дате «9 МАЯ – День Победы»Задачи:Обучающие: - Способствовать расширению знаний детей о жизни людей в городе во время Великой Отеч...

Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"

Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....

Использование сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Деловая игра для педагогов.

Использование сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Деловая игра для педагогов....