Использование методики «Барашек в бутылке» с целью выявления эмоциональных проблем в семье
материал (старшая группа)

Диагностика в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barashek_diagnostika.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Использование методики «Барашек в бутылке» с целью выявления эмоциональных проблем в семье

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе - благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует себя в семье, выявить эмоциональные проблемы, используйте адаптированный вариант проективной методики «Барашек в бутылке».

Методика «Барашек в бутылке» является проективной, диалогической, с элементами визуализации и медитации. Разработала ее Т.П. Репнова, кандидат психологических наук, практикующий психолог. Оригинальная методика помогает выявить психологическое состояние человека в процессе развития в утробе матери: как ему там было, как он справился с родовой травмой. Адаптированный вариант методики в статье позволит диагностировать эмоциональное состояние и психологическое самоощущение ребенка 6–7 лет в семье, скорректировать нарушения эмоциональной сферы и детско-родительских отношений.

Как подготовить ребенка к диагностике?

Перед диагностикой убедитесь, что ребенок находится в нормальном психологическом состоянии, накануне не было стрессовых ситуаций — иначе вы получите искаженные результаты. Используйте для этого (на выбор):

  • проективные рисуночные методики — например, «Нарисуй свое настроение». Имейте в виду — эти методики занимают много времени, ребенок может устать, и ему не хватит сил для дальнейшей работы;
  • шкальные методики («лесенка настроения»);
  • метафорические карты — например, «Детство» Ю. Святенко; «Огонь, мерцающий в сосуде» Т. Ушаковой; «Из сундука прошлого» Г. Кац и Е. Мухаматулиной; «Воспоминания о детстве» Т. Федоровой и др.

Кроме методик, проведите релаксационные упражнения, игры-визуализации под спокойную музыку, чтобы снять психоэмоциональное напряжение.

Форма проведения диагностики -ндивидуальная. Продолжительность - 35–40 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

Для диагностики подготовьте материалы: лист бумаги А4 (лучше возьмите альбомный лист — он прочнее), карандаши или краски, кисточки, мелки.

Инструкция ребенку: «Ты любишь рисовать? А сказки любишь? Сегодня мы будем с тобой рисовать и сочинять сказку. У меня есть бумага и карандаши (краски и кисточки, мелки). Нарисуй, пожалуйста, барашка в бутылке».

Дайте ребенку время, чтобы сосредоточиться, не торопите, только поддерживайте. Если у него возникнут вопросы — отвечайте. Задавайте уточняющие вопросы по ходу рисования, например по поводу цветов, которые он использует.

Если для диагностики вы выбрали лепку, предложите ребенку сначала взять в руки маленький кусочек пластилина (массы для лепки) и подружиться с ним — попросите его закрыть глаза, почувствовать пластилин на ощупь и ответить на вопрос, какой он (твердый или мягкий, холодный или теплый, приятный или нет).

Когда ребенок закончит рисовать, обсудите с ним получившийся рисунок и предложите сочинить сказку.

Вопросы для обсуждения:

  • Как барашек оказался в бутылке? Что он там делает?
  • Как чувствует себя барашек?
  • Как чувствует себя бутылка?
  • Хочет ли барашек выбраться из бутылки? Почему? Если да, то как?
  • О чем мечтает барашек?
  • О чем мечтает бутылка?
  • Что тревожит барашка?
  • Что может тревожить бутылку?

Ответы на вопросы фиксируйте — в дальнейшем вам легче будет написать заключение.

Нормальными считаются ответы: «ему там хорошо, тепло, комфортно», «немного тесновато, но он может выбраться без проблем» и т. п. Ответы с негативной окраской, например «ему там плохо, одиноко, холодно, грустно», требуют работы с ребенком.

Ребенок может включать в сюжет сказки любых героев: Бабу-ягу, Монстра, Медведя. Ваша задача — «волшебным образом» обезвредить отрицательных героев, которых придумал ребенок.

Чтобы оценить проделанную работу и отследить изменения в состоянии дошкольника, в конце обследования попросите его нарисовать свое настроение.

По каким параметрам интерпретировать рисунок

Интерпретируйте рисунок по двум основным параметрам:

  • основные персонажи;
  • манера рисования.

Обратите внимание на цвета, которые ребенок выбрал для рисунка. Для интерпретации цветового выбора используйте «Энциклопедию признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» Л.Д. Лебедевой, Ю.В. Никоноровой, Н.А. Таракановой. Помните, что один и тот же цвет дети воспринимают по-разному (красный — красивый, злой, энергичный).

Примеры рисунков и их интерпретация приведены в приложении.

Основные персонажи.

Основные персонажи на рисунке - барашек и бутылка.

Барашек символизирует самого ребенка. Насколько ярко, четко, интересно прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно ребенок ощущает себя в семье и наоборот.

Хорошо прорисованные рожки и ноги - признак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможно сопротивление ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются, когда происходит психологическое и эмоциональное отделение от семьи. Также они могут быть признаком агрессивности. Если автор изображает барашка в негативном образе, трактуйте это как непринятие себя.

Бутылка - символ родительской семьи. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки - близость ребенка к маме, потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы - у ребенка отцовские черты характера.

Положение барашка в бутылке - бутылка может быть изображена в горизонтальном и в вертикальном положении. Барашек, который твердо стоит на ногах на дне бутылки, встречается в рисунках детей, которые чувствуют стабильность, устойчивость в семье.

Направленность барашка к горлышку бутылки можно рассматривать как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Если барашек изображен спиной к горлышку, то это может говорить о нежелании ребенка становиться самостоятельным, наличии страха и опасений, неуверенности.

Проанализируйте изображение бутылки и обратите внимание на соответствие размеров горлышка и барашка. Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или, может, барашек крупнее горлышка? А может, ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

В некоторых рисунках горлышко закрыто пробкой, это может говорить о проявлениях гиперопеки — ребенок ощущает контроль со стороны родителей, все решения они принимают за него.

Если внутреннее пространство бутылки ребенок украсил элементами интерьера, создал замкнутый уютный микроклимат, это говорит о том, что он положительно воспринимает чрезмерную родительскую опеку. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают его права самостоятельно принимать решения — это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Если ребенок говорит, что барашку в бутылке тесно («бутылка очень маленькая»), можно предположить, что мама этого ребенка слишком давит на него, доминирует над ним, требовательна и строга.

Если бутылка имеет трещины, сколы или разбита, то это может свидетельствовать о наличии психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Иногда дети подписывают бутылку названием алкогольного напитка, это может говорить о том, что в данный момент они формируют свое отношение к алкоголю. Подобные рисунки — повод, чтобы провести соответствующие воспитательные и коррекционные мероприятия.

Если у ребенка в жизни сложная ситуация, то он может нарисовать бутылку из-под яда, алкоголя
и т. п.

Обратите внимание на то, куда обращено горлышко бутылки:

  • вверх -ощущение ненужности действий (из такой бутылки очень трудно выбраться), недосягаемость цели, тайные переживания;
  • вниз - фиксация на препятствиях, которые мешают удовлетворить потребности, воспитание в семье проходит по типу гиперопеки;
  • влево - пассивность, бездействие, акцент на прошлом (каком-то событии), боязнь активности, склонность к размышлениям. У ребенка низкий уровень притязаний;
  • вправо - бунтарство, непослушание, самостоятельность ребенка, его прямота и бескомпромиссность. Возможно, он представляет бутылку как проблему.

Если барашек не хочет выходить из бутылки, то это может говорить о том, что отсутствует необходимость развиваться или все потребности удовлетворены и у ребенка нет мотивации.

Если ребенок рисует ценную бутылку, которая украшена драгоценностями, — это говорит о том, что окружающая среда, занятия, кружки, впечатление, которое ребенок производит на окружающих, ценятся больше, чем он сам.

Манера рисования

Манеру рисования проанализируйте по следующим параметрам — нажим на карандаш, особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, тщательность и детализированность рисунка.

1. Нажим на карандаш — показатель психомоторного тонуса.

Слабый нажим (линия едва видна) говорит об астении, пассивности, иногда депрессивном или субдепрессивном состоянии.

При астении ухудшается память, внимание, появляются плаксивость, капризность, раздражение, неуверенность в себе. Для субдепрессивного состояния (легко выраженной депрессии) характерны пониженное настроение, пессимистическая оценка событий и снижение работоспособности.

Сильный нажим (карандаш продавливает бумагу) свидетельствует об эмоциональном напряжении, ригидности, импульсивности.

Слишком сильный нажим (карандаш рвет бумагу) говорит о конфликтности, гиперактивности, иногда агрессивности, возбуждении. Также это может свидетельствовать о пограничном или психотическом состоянии — грубом нарушении оценки реальности.

Изменчивый нажим говорит об эмоциональной лабильности (подвижности, переключении). Особенно сильные колебания нажима — об эмоциональной неустойчивости; иногда остром состоянии. Острые состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца из семьи, смерти близкого члена семьи и т. п.

2. Особенности линий. Штриховые линии говорят о наличии тревожности как черты характера. Частая штриховка свидетельствует о тревоге на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности.

Эскизные линии — сначала ребенок делает слабые линии, затем наиболее удачные обводит более жирным — отражают стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Линии, которые «промахиваются», не попадают в нужную точку, можно трактовать как признаки импульсивности, органического поражения мозга, иногда гиперактивности.

Импульсивные и астеничные дети не доводят линии до конца.

3. Размер рисунков. Большой размер (рисунок занимает весь лист) говорит о тревоге как состоянии на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности, гиперактивности. Малый размер (рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте) свидетельствует о депрессии, низкой самооценке. У эмоционально неустойчивых детей размер рисунка варьируется.

4. Расположение рисунка на листе. Рисунок расположен в верхней половине листа (но не в углу) — у ребенка завышенная самооценка, он стремится к большим достижениям. В нижней половине — сниженная самооценка. Смещение рисунка в сторону может говорить об органическом поражении мозга. Рисунок выходит за границы листа у импульсивных детей, которые испытывают острую тревогу. Может встречаться при пограничном, невротическом или психотическом состоянии. В углу листа рисунок расположен у детей, которые испытывают депрессию или субдепрессию.

5. Тщательность и детализированность рисунков. Большое количество разнообразных деталей свидетельствует о демонстративности, живом воображении, творческой направленности. Большое количество однотипных деталей наблюдается у ригидных, тревожных детей.

Малое количество деталей, схематичность (по отношению к возрастной норме) — у астеничных, импульсивных детей. Также это может быть проявлением негативизма, отрицательного отношения к обследованию, замкнутости, низкого уровня умственного развития.

Для импульсивных, с низкой мотивацией, негативно настроенных детей характерна небрежность (по отношению к возрастной норме) в рисунках. Тщательность и детализированность рисунков — у эмоционально лабильных.

По результатам диагностики обсудите рисунок с родителями ребенка (с его согласия). Особенно — если результат насторожил, а в рисунке наблюдаются признаки тревожности, страхов. Возможно, после беседы вам будет необходимо провести углубленную диагностику детско-родительских отношений, а затем коррекционную работу с детско-родительской парой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

"Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми дошкольного возраста свойств и отношений предметов"

Введение "Ребенок не созревает сначала и затем воспитываетсяи обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обученияи воспитания не только проя...

Диагностика эмоционально-личностной сферы с целью выявления причин отклонений

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием эмоционально-личностной сферы. Маленькие дети не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведе...

Рисуночные методики Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует...

Диагностический тест "Барашек в бутылке"

Детско-родительским отношениям отводится особая роль в развитии ребенка, становлении эмоциональной и личностной сферы. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители обучают регулировать и упоря...

Адаптированный вариант диагностической проективной методики "Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова)

Диагностическая методика, которая позволит понять уровень психологического комфорта в семье. Применяется с детьми от 6 лет....