Диагностический тест "Барашек в бутылке"
тест по психологии
Детско-родительским отношениям отводится особая роль в развитии ребенка, становлении эмоциональной и личностной сферы. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители обучают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные способы взаимоотношений другими людьми. Очень значимыми становятся такие компоненты как самооценка, отношение к себе. Все это формируется в ребенке благодаря восприятию и отношению родителей к ребенку. Ребенок вырастает, а сформированные у него родителями качества личности, духовно – нравственные ценности, нормы и морали останутся и будут основополагающими личностными качествами. Именно ими впоследствии будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, осуществляя порой нелегкий выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_barashek_v_butylke.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье
Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует себя в семье, выявить эмоциональные проблемы, используйте адаптированный вариант проективной методики "Барашек в бутылке".
Методика «Барашек в бутылке» является проективной, диалогической, с элементами визуализации и медитации. Разработала ее Т.П. Репнова, кандидат психологических наук, практикующий психолог (город Одесса). Оригинальная методика помогает выявить психологическое состояние человека в процессе развития в утробе матери: как ему там было, как он справился с родовой травмой.
Адаптированный вариант методики в статье позволит диагностировать эмоциональное состояние и психологическое самоощущение ребенка 6–7 лет в семье, скорректировать нарушения эмоциональной сферы и детско-родительских отношений.
Как подготовить ребенка к диагностике
Перед диагностикой убедитесь, что ребенок находится в нормальном психологическом состоянии, накануне не было стрессовых ситуаций – иначе вы получите искаженные результаты. Используйте для этого (на выбор):
• проективные рисуночные методики – например, «Нарисуй свое настроение». Имейте в виду – эти методики занимают много времени, ребенок может устать, и ему не хватит сил для дальнейшей работы;
• шкальные методики («лесенка настроения»);
• метафорические карты – например, колоды Emotion cards; «Детство» Ю. Святенко; «Огонь, мерцающий в сосуде» Т. Ушаковой; «Из сундука прошлого» Г. Кац и Е. Мухаматулиной; «Воспоминания о детстве» Т. Федоровой и др.
Кроме методик, проведите релаксационные упражнения, игры-визуализации под спокойную музыку, чтобы снять психоэмоциональное напряжение.
Как проводить диагностику
Форма проведения диагностики – индивидуальная. Продолжительность – 35–40 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).
Для диагностики подготовьте материалы: лист бумаги А4 (лучше возьмите альбомный лист – он прочнее), карандаши или краски, кисточки, мелки.
Ребенку 7 лет предложите вылепить фигурку из пластилина, соленого теста, массы для лепки, а затем разрисовать. Если у ребенка нет аллергии, он может разукрасить с помощью детских пальчиковых красок. В этом случае подготовьте клеенку и влажные салфетки.
Инструкция ребенку: «Ты любишь рисовать? А сказки любишь? Сегодня мы будем с тобой рисовать и сочинять сказку. У меня есть бумага и карандаши (краски и кисточки, мелки). Нарисуй, пожалуйста, барашка в бутылке».
Дайте ребенку время, чтобы сосредоточиться, не торопите, только поддерживайте. Если у него возникнут вопросы – отвечайте. Задавайте уточняющие вопросы по ходу рисования, например по поводу цветов, которые он использует.
Если для диагностики вы выбрали лепку, предложите ребенку сначала взять в руки маленький кусочек пластилина (массы для лепки) и подружиться с ним – попросите его закрыть глаза, почувствовать пластилин на ощупь и ответить на вопрос, какой он (твердый или мягкий, холодный или теплый, приятный или нет).
Когда ребенок закончит рисовать, обсудите с ним получившийся рисунок и предложите сочинить сказку.
Вопросы для обсуждения:
• Как барашек оказался в бутылке? Что он там делает?
• Как чувствует себя барашек?
• Как чувствует себя бутылка?
• Хочет ли барашек выбраться из бутылки? Почему? Если да, то как?
• О чем мечтает барашек?
• О чем мечтает бутылка?
• Что тревожит барашка?
• Что может тревожить бутылку?
Ответы на вопросы фиксируйте – в дальнейшем вам легче будет написать заключение.
Нормальными считайте ответы: «ему там хорошо, тепло, комфортно», «немного тесновато, но он может выбраться без проблем» и т. п.
Ответы с негативной окраской, например «ему там плохо, одиноко, холодно, грустно», требуют работы с ребенком.
Ребенок может включать в сюжет сказки любых героев: Бабу-ягу, Монстра, Медведя. Ваша задача – «волшебным образом» обезвредить отрицательных героев, которых придумал ребенок.
Чтобы оценить проделанную работу и отследить изменения в состоянии дошкольника, в конце обследования попросите его нарисовать свое настроение.
По каким параметрам интерпретировать рисунок
Интерпретируйте рисунок по двум основным параметрам:
• основные персонажи;
• манера рисования.
Обратите внимание на цвета, которые ребенок выбрал для рисунка. Для интерпретации цветового выбора используйте «Энциклопедию признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» Л.Д. Лебедевой, Ю.В. Никоноровой, Н.А. Таракановой. Помните, что один и тот же цвет дети воспринимают по-разному (красный – красивый, злой, энергичный).
Примеры рисунков и их интерпретация
Основные персонажи
Основные персонажи на рисунке – барашек и бутылка.
Барашек символизирует самого ребенка. Насколько ярко, четко, интересно прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно ребенок ощущает себя в семье и наоборот.
Хорошо прорисованные рожки и ноги – признак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможно сопротивление ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются, когда происходит психологическое и эмоциональное отделение от семьи. Также они могут быть признаком агрессивности.
Если автор изображает барашка в негативном образе, трактуйте это как непринятие себя.
Бутылка – символ родительской семьи. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – близость ребенка к маме, потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы – у ребенка отцовские черты характера.
Положение барашка в бутылке – бутылка может быть изображена в горизонтальном и в вертикальном положении. Барашек, который твердо стоит на ногах на дне бутылки, встречается в рисунках детей, которые чувствуют стабильность, устойчивость в семье.
Направленность барашка к горлышку бутылки можно рассматривать как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Если барашек изображен спиной к горлышку, то это может говорить о нежелании ребенка становиться самостоятельным, наличии страха и опасений, неуверенности.
Проанализируйте изображение бутылки и обратите внимание на соответствие размеров горлышка и барашка. Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или, может, барашек крупнее горлышка? А может, ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?
В некоторых рисунках горлышко закрыто пробкой, это может говорить о проявлениях гиперопеки – ребенок ощущает контроль со стороны родителей, все решения они принимают за него.
Если внутреннее пространство бутылки ребенок украсил элементами интерьера, создал замкнутый уютный микроклимат, это говорит о том, что он положительно воспринимает чрезмерную родительскую опеку. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают его права самостоятельно принимать решения – это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.
Если ребенок говорит, что барашку в бутылке тесно («бутылка очень маленькая»), можно предположить, что мама этого ребенка слишком давит на него, доминирует над ним, требовательна и строга.
Если бутылка имеет трещины, сколы или разбита, то это может свидетельствовать о наличии психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.
Иногда дети подписывают бутылку названием алкогольного напитка, это может говорить о том, что в данный момент они формируют свое отношение к алкоголю. Подобные рисунки – повод, чтобы провести соответствующие воспитательные и коррекционные мероприятия.
Если у ребенка в жизни сложная ситуация, то он может нарисовать бутылку из-под яда, алкоголя и т. п.
Обратите внимание на то, куда обращено горлышко бутылки:
• вверх – ощущение ненужности действий (из такой бутылки очень трудно выбраться), недосягаемость цели, тайные переживания;
• вниз – фиксация на препятствиях, которые мешают удовлетворить потребности, воспитание в семье проходит по типу гиперопеки;
• влево – пассивность, бездействие, акцент на прошлом (каком-то событии), боязнь активности, склонность к размышлениям. У ребенка низкий уровень притязаний;
• вправо – бунтарство, непослушание, самостоятельность ребенка, его прямота и бескомпромиссность. Возможно, он представляет бутылку как проблему.
Если барашек не хочет выходить из бутылки, то это может говорить о том, что отсутствует необходимость развиваться или все потребности удовлетворены и у ребенка нет мотивации.
Если ребенок рисует ценную бутылку, которая украшена драгоценностями, – это говорит о том, что окружающая среда, занятия, кружки, впечатление, которое ребенок производит на окружающих, ценятся больше, чем он сам.
Манера рисования
Манеру рисования проанализируйте по следующим параметрам – нажим на карандаш, особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, тщательность и детализированность рисунка.
1. Нажим на карандаш – показатель психомоторного тонуса.
Слабый нажим (линия едва видна) говорит об астении, пассивности, иногда депрессивном или субдепрессивном состоянии.
При астении ухудшается память, внимание, появляются плаксивость, капризность, раздражение, неуверенность в себе. Для субдепрессивного состояния (легко выраженной депрессии) характерны пониженное настроение, пессимистическая оценка событий и снижение работоспособности.
Сильный нажим (карандаш продавливает бумагу) свидетельствует об эмоциональном напряжении, ригидности, импульсивности.
Слишком сильный нажим (карандаш рвет бумагу) говорит о конфликтности, гиперактивности, иногда агрессивности, возбуждении. Также это может свидетельствовать о пограничном или психотическом состоянии – грубом нарушении оценки реальности.
Изменчивый нажим говорит об эмоциональной лабильности (подвижности, переключении). Особенно сильные колебания нажима – об эмоциональной неустойчивости; иногда остром состоянии. Острые состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца из семьи, смерти близкого члена семьи и т. п.
2. Особенности линий. Штриховые линии говорят о наличии тревожности как черты характера. Частая штриховка свидетельствует о тревоге на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности.
Эскизные линии – сначала ребенок делает слабые линии, затем наиболее удачные обводит более жирным – отражают стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Линии, которые «промахиваются», не попадают в нужную точку, можно трактовать как признаки импульсивности, органического поражения мозга, иногда гиперактивности.
Импульсивные и астеничные дети не доводят линии до конца.
3. Размер рисунков. Большой размер (рисунок занимает весь лист) говорит о тревоге как состоянии на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности, гиперактивности. Малый размер (рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте) свидетельствует о депрессии, низкой самооценке. У эмоционально неустойчивых детей размер рисунка варьируется.
4. Расположение рисунка на листе. Рисунок расположен в верхней половине листа (но не в углу) – у ребенка завышенная самооценка, он стремится к большим достижениям. В нижней половине – сниженная самооценка. Смещение рисунка в сторону может говорить об органическом поражении мозга. Рисунок выходит за границы листа у импульсивных детей, которые испытывают острую тревогу. Может встречаться при пограничном, невротическом или психотическом состоянии. В углу листа рисунок расположен у детей, которые испытывают депрессию или субдепрессию.
5. Тщательность и детализированность рисунков. Большое количество разнообразных деталей свидетельствует о демонстративности, живом воображении, творческой направленности. Большое количество однотипных деталей наблюдается у ригидных, тревожных детей.
Малое количество деталей, схематичность (по отношению к возрастной норме) – у астеничных, импульсивных детей. Также это может быть проявлением негативизма, отрицательного отношения к обследованию, замкнутости, низкого уровня умственного развития.
Для импульсивных, с низкой мотивацией, негативно настроенных детей характерна небрежность (по отношению к возрастной норме) в рисунках. Тщательность и детализированность рисунков – у эмоционально лабильных.
По результатам диагностики обсудите рисунок с родителями ребенка (с его согласия). Особенно – если результат насторожил, а в рисунке наблюдаются признаки тревожности, страхов. Возможно, после беседы вам будет необходимо провести углубленную диагностику детско-родительских отношений, а затем коррекционную работу с детско-родительской парой.
Примеры рисунков и их интерпретация
Интерпретация рис. 1
Автор – девочка, 6 лет. Впечатление от рисунка позитивное, теплое. Девочка ощущает себя в родительской семье спокойно и уверенно, чувствует любовь и заботу родителей. Родители окружают всем необходимым, но не лишают ребенка права на самостоятельность (горлышко широкое, над ним светит солнышко). Признаки импульсивности, демонстративности (у барашка четко прорисованные реснички, алые губы, украшения в виде цветочков внутри бутылки). Последнее подтвердилось наблюдениями за девочкой в группе, беседой с воспитателями.
Рис. 1. Барашек и солнышко
Интерпретация рис. 2
Автор – мальчик, 6,5 лет. Признаки активности, энергичности, иногда демонстративности, агрессивности ребенка. Ребенок уверен в себе, открыт и общителен, имеет лидерские наклонности. Мальчик стремится к самостоятельности. Это стремление, а также «мужской» тип поведения поддерживаются родителями, особенно папой.
Рис. 2. Активный барашек
Интерпретация рис. 3
Автор – мальчик, 6,5 лет. Признаки тревожности, неуверенности в себе, страхов перед самостоятельным решением. Горлышко бутылки закрыто, сама бутылка «узкая», что свидетельствует о воспитании в семье по типу «гиперопеки». Последнее подтвердилось в беседе с мамой, данными методики АСВ, опросника В. Миниярова. Цветовая гамма однотонная, рисунок выполнен простым карандашом, что говорит о подавленном состоянии. В беседе ребенок высказал пожелание барашку выбраться из бутылки.
Рис. 3. Барашек в закрытой бутылке
Интерпретация рис. 4
Автор – мальчик 6,5 лет. Рос до недавнего времени в полной, внешне благополучной семье. Месяц назад отец покончил с собой. Отклонения в поведении наблюдались и ранее: мальчик был легко возбудим, неуправляем, демонстративен. Сейчас мальчик замкнулся, стал агрессивен, проявляет озлобленность.
Расколотая бутылка – наличие психологической травмы. Рисунок выполнен, скорее, формально, использован один черный цвет, что говорит о тревожности, неуверенности в себе.
Ножки-палочки барашка, который как будто парит в бутылке, могут говорить о потере опоры, стабильности в семье. Зачерненные глаза – показатель страха, тревожности. Острые рожки – признак агрессивного поведения, возможно, как варианта психологической защиты.
Рис. 4. Барашек в перевернутой бутылке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бутылка в чулочках"
Мастер - класс по декупажу...
Декупаж бутылки шампанского
Мастер - класс...
Декупаж бутылки шампанского
Мастер - класс для педагогов...
Исследовательский проект "Чудеса бутылки"
Познакомиться с качествами и свойствами пластмассы и стекла путём сравнения....
РАДУГА В БУТЫЛКЕ
Работа детей "Радуга из цветных мелков и соли"...
«Осенние листья» из пластиковой бутылки
С такими листиками можно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры с детьми дошкольного возраста, а можно использовать как атрибут украшения группы или участка....
Адаптированный вариант диагностической проективной методики "Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова)
Диагностическая методика, которая позволит понять уровень психологического комфорта в семье. Применяется с детьми от 6 лет....