Тема по самообразованию "Работа с крупой как средство развития мелкой моторики"
материал (младшая группа)

Лаптева C.C.

Вашему вниманию представлена тема по самообразованию "Работа с крупой как средство развития мелкой моторики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3_rabota_s_krupoy_kak_sredstvo.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию воспитателя МКДОУ «Борский детский сад»

Лаптевой Светланы Сергеевны

«Работа с крупой как средство развития мелкой моторики»

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Одним из важных аспектов развития дошкольника , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила
научное обоснование.
При анализе исторических исследований можно сделать: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Крупы - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, так как они способствуют развитию мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать. Также выполнять разнообразные бытовые и учебные действия. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, рис, фасоль, манка, горох, макароны ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Чем раньше начать уделять этому внимание, тем быстрее можно услышать первое слово ребенка. В домашних условиях можно начинать играть с крупами с полугода. Так как малыши часто тянут все в рот, играя, маме надо быть внимательней, но не откладывать игры по этой причине. Начинаем с самых простых игр. Например, манка очень похожа по ощущениям на мелкий песочек, она приятно массирует пальчики. Поэтому для начала просто насыпьте манку в емкость и дайте малышу повозиться в ней. Делайте все с удовольствием и сопровождайте свои действия речью. Работа с крупой - это совместная деятельность взрослого и ребенка.

Эта работа интересная, кропотливая и сложная, так как материал очень мелкий и сложен в использовании. На занятиях дети знакомятся с различными видами круп, семян. Сравнивая их, дошкольники видят, что они различаются по форме, размерам и цвету, и именно это позволяет создавать оригинальные панно и картины. Кроме того, объяснила детям, что манную и рисовую крупу можно красить гуашью, что позволяло разнообразить оттенки. Также использовали в работах естественные цвета круп: гречневую – коричневый цвет, перловую и пшеничную – серый, пшено – желтый и т. д. Из гороха, тыквенных и арбузных семян получались панно с крупным рисунком, орнаментом.

Начиная работу с крупой, сначала вместе с детьми подбирала рисунок. Затем упрощала его, убирая все линии и детали, которые трудно выложить из круп и семян. Сначала создавали фон композиции. Для этого учила детей укладывать семена, как бы утапливая их в рамку, чтобы они не выступали. После этого мы подбирали по цвету и размеру семена и крупы для самого рисунка.

Варианты игр с крупой:

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Развитие звукового восприятия.

Насыпьте в яички из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.

Развитие тактильных ощущений.

Запаситесь несколькими непрозрачными маленькими мешочками. Насыпьте в них разную крупу. Затем насыпьте те же виды круп в открытую посуду. Предложите малышу потрогать крупу в открытой емкости, а затем найти такую же в закрытом мешочке.

Формирование умений сортировать, перекладывать, собирать.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Бусы из макарон.

Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Рисование.

Возьмите поднос и крупу, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку. На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал! Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликация.

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!

Учимся творить. Пластилиновые фантазии.

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Украсим вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Развитие фантазии, воображения.

Дайте ребенку игрушки или попросите его выбрать их самому. А теперь включайте фантазию и воображение! Например, крупа может быть песком в песочнице, который можно насыпать в кузов машины или экскаватора.

Развитие ловкости и координации движений.

Приготовьте различные емкости и ложки, чтобы насыпать и пересыпать крупу. Чашки разных размеров, пластиковые бутылки, формочки-игрушки. Предоставьте ребенку возможность насыпать, пересыпать и высыпать крупу столько, сколько ему захочется.

Самое ценное и полезное, что мы можем дать детям – это внимание! Поэтому необходимо играть, заниматься, фантазировать и проводите время вместе со своими детьми! Формируйте у детей представление о видах крупы, усидчивость. Игры с крупой развивают мелкую моторику, речь, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие, тактильные ощущения. И не только! Помните, что при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов. А массаж пяток повышает защитные силы организма и успокаивает нервную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (РИСОВАНИЕ НА МАННОЙ КРУПЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК)

-           развитие познавательных процессов, саморегуляции сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала;-...

Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...

Консультация для родителей на тему: «Лепка жгутиками из пластилина как средство развития мелкой моторики рук детей»

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.Значимост...

Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...

Статья на тему "Лепка из соленого теста, как средство развития мелкой моторики рук"

Материал на тему "Лепка из соленого теста как средство развития мелкой моторики рук"...

Консультация для родителей "Игры с крупами как средство развития мелкой моторики"

Мелкая моторика считается системной работой нервной, мышечной и костной систем организма. Рука содержит наиболее большое представительство в коре головного мозга, именно поэтому игры с крупами являютс...