Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему : «Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста»
Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития ребенка.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
• Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
• Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
• Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
• Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
В ходе пальчиковых игр развиваются следующие движения:
• Хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью большие – двумя руками);
• Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др.;
• Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• Движения кистей и пальцев рук.
Все игры можно условно разделить на три группы:
I группа. Игры для кистей рук
— развивают подражательную способность;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Игры для пальцев условно статические
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
III группа. Игры для пальцев динамические
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано с использованием наглядности и атрибутики.
1 группа - пальчиковые игры без предметов;
2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3 группа - пальчиковые игры с предметами;
4 группа – тактильные игры;
5 группа – гимнастические игры;
6 группа – творческие игры.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.
Таким образом, исходя из анализа литературы, можно сделать вывод о том, что мелкую моторику рук детей раннего дошкольного возраста необходимо развивать целенаправленно и систематически, что оказывает положительное воздействие на весь организм ребенка в целом. А пальчиковые игры и упражнения прекрасное и доступное средство развития мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/21/picture-396152-1545398089.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе широко распространены поговорки, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-542311-1427992291.jpg)
Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-633867-1433242428.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/06/picture-183138-1622975342.jpg)
Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1435624-1668324772.jpg)
Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно стимулирует развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/12/picture-1264153-1657654257.jpg)
"Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/12/picture-1264153-1657654257.jpg)
"Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...