План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр»
материал (средняя группа)

Татевик Грачяевна

Актуальность: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

    Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

 Задачи:

Развитие активного словаря.

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Вызвать интерес к игре.

Учить осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы.

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Колосок»

План по самообразованию

на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр»

Воспитатель:

Торосян Татевик Грачяевна

2024-2025 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2024 г.

Месяц окончания работы: май 2025 г.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Актуальность: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Развитие активного словаря.

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Вызвать интерес к игре.

Учить осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы.

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Формы работы:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы по самообразованию:

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовить методический материал, план работы, картотеку дидактических игр по развитию речи, пальчиковых гимнастик физкульт минуток.

Внедрение данной темы в работу с детьми.

Подготовить консультацию для родителей «Роль игры в развитие речи дошкольников», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Изготовление лэпбука для проектной деятельности «В мире домашних животных».

Создание папки-передвижки «Игра в жизни ребенка».

Реализация плана в работе в течение всего учебного года.

Сроки проведения

Содержание работы

Дополнительная деятельность с детьми

Цель

Сентябрь

#1057;оздание в группе предметно-развивающей среды.

2. Подбор методического оснащения.

3. Пополнение методической копилки

Дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Октябрь

Картотека на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности (Игры из картотеки)

1. обучать детей играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).

2. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к играм.

Ноябрь

1. Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи дошкольников».

2. Выставки детских рисунков для родителей.

#1055;роектная деятельность (ноябрь-январь)

«В мире домашних животных»

«Домашние животные»

(формирование звуковой культуры речи)

продолжение развития

мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Участие в проектной деятельности; фотовыставки, поделки, рисунки, игры.

Декабрь

Обогащение группы сюжетно-ролевыми играми

Игры и упражнения для развития речи детей (картотека)

1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений Подготовка дидактического материала

Январь

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников.

«Игры, в которые мы играем».

Речевые игры с музыкальными инструментами

самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности,

любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Февраль

Папка передвижка «Игра в жизни ребенка»

Пальчиковая гимнастика

развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Март

Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

«Народное творчество»

(формирование и развитие связной речи)

1. вызвать у детей эмоциональный отклик через загадку;

2. воспитывать любовь к фольклору, народному творчеству;

3. учить детей внимательно слушать загадку, понимать их смысл, выявлять характерные признаки того предмета или явления, о котором идет речь в загадке;

4. развивать у детей слуховое восприятие, воображение, мышление в процессе отгадывания загадок.

Апрель

Использование пальчиковых игр, направленных на развитие речи

«Выстроим пирамиды».
Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

#1059;чить детей делать постройки из разноцветных крышек.
2. Совершенствовать внимание,
воображение, творческие способности.
#1056;азвивать мелкую моторику рук

Май

Отчёт по теме

самообразования.

Заключительное занятие с детьми по теме( закрепление знаний)

Использование наиболее понравившихся игр

развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....

Логопедический семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»

Логопедический семинар - практикум для педагогов на тему: "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

В последние годы в нашей стране наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, что делает развитие речи младших дошкольников важным направлением педагогической деятельности. Современные дети мень...