Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством
пальчиковых игр и упражнений».
Воспитатель:
Прокопова Н.А.
1
План работы по самообразованию второй
группы раннего возраста на 2024– 2025 учебный год.
Актуальность
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только
развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного.
На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Я считаю, что именно пальчиковые игры и упражнения помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей.
Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Цели: - формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений;
- создание условий для развития речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
Работа с детьми
- Развивать интерес у детей раннего возраста к пальчиковым играм и упражнениям.
- Формировать у детей основы речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, пополнение словарного запаса слов.
- Развивать инициативу и желание применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности, в различные режимные моменты.
- Формировать умение использовать пальчиковый театр в процессе пальчиковой игры.
- Развивать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию, навыки ручной умелости.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Работа с родителями
- Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
- Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковых игр).
- Участие родителей в пополнении РППС группы.
Работа воспитателя
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр и упражнений в становлении и развитии речи детей раннего возраста.
- Создать условия развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений, учитывая особенности каждого ребенка.
- Включать пальчиковые игры и упражнения в воспитательно – образовательный процесс и в режимные моменты группы.
- Разработать перспективный план работы по данному направлению (теме).
- Пополнять РППС группы, центр активности «Умелые пальчики», картотеку пальчиковых игр и упражнений.
- Изучить готовность родителей к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
Работа с воспитателями ДОО
- Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
- Привлечь воспитателей к изучению данной темы (анкетирование).
- Представить практическую деятельность по данной теме в различных формах (мастер – класс, круглый стол).
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 уч. год.
Форма работы | Срок | Ожидаемый результат |
Информационно- аналитический этап (вводно- ознакомительный) – продолжать изучать научно- методическую литературу; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно- ориентированного анализа полученных данных. | сентябрь – ноябрь 2024 г. | На данном этапе будет подобрана и изучена научно – методическая литература, касающаяся темы самообразования. Литература:
М: ТЦ Сфера, 2006.
|
Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня речевой активности у детей раннего возраста. |
Проведение диагностик (начальная). Получение результатов и их апробация. Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. По итогам данной работы мною будет разработан план деятельности с детьми раннего возраста, родителями и педагогами. В данном плане будет описана деятельность с детьми, родителями и педагогами ДОО. | |
Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме сообразования. | декабрь 2024 г – апрель 2025 г. | Проведение всех запланированных форм работы с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме самообразования. Прослеживания уровня развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений (проведение диагностических тестов, методик). |
Представление опыта работы - доклад на педсовете, участие в педагогических чтениях, выступление на род. собрании. | май 2025 г. | Выступление на родительском собрании: озвучивание результатов совместной деятельности по теме самообразования. Выступление на педсовете: озвучивание проведения успешной работы по теме сообразования (результаты); методик и диагностик, которые были использованы в ходе работы. |
Перспективный план работы на 2024– 2025 уч. г.
Длительность над работой осуществляется в четыре этапа.
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный, теоретический).
- Продолжение изучения теоретической части развития вопроса (знакомство с этапами разучивания пальчиковых игр, с рекомендациями по проведению пальчиковых игр).
- Выявление уровня развития речевой активности у детей (методики, диагностики, тесты).
- Разработка диагностического инструментария к материалу.
- Разработка перспективного плана работы по данному направлению.
- Пополнение соответствующей РППС группы (уголка «Умелые пальчики»).
- Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста.
- Создание сценариев различных форм взаимодействия с родителями и педагогами по данному вопросу
2 этап – практический.
- Работа с детьми по развитию речевой активности посредством пальчиковых игр и упражнений.
- Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания).
- Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы, круглые столы).
3 этап – коррекционный.
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – завершающий.
- Создание познавательного уголка «Умелые пальчики» (пальчиковый театр).
- Проведение совместно с детьми с помощью пальчикового театра сказки
«Колобок» (на выбор).
- Организация фотовыставки: «Пальчиками играем, стихи повторяем» (для родителей).
- Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.
- Эффективность проведенных мероприятий по развитию речевой активности у детей раннего возраста (мониторинг).
1этап – подготовительный, теоретический (сентябрь-ноябрь 2024г).
Цель: создание условий для проведения деятельности с детьми раннего возраста.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Продолжать изучение передового опыта педагогов и психологов по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений. За основу я беру методическую литературу таких ученых, как: Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет». | Информация с интернета, работа с литературой. | Сентябрь 2024 г. |
Продолжение изучения и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. | Продолжать изучать и подбирать литературу. | Октябрь 2024 г. |
Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. | Наблюдение. | Октябрь 2024 г. |
Пополнение методических материалов по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений. Пополнение материалов для родителей и педагогов по данной тематике. | Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие речевой активности детей раннего возраста, оформление папок - передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами детского сада. | Ноябрь 2024 г. |
Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений. | Работа с методической литературой. | Октябрь 2024 г. |
2этап – практический (декабрь 2024г. – май 2025г.) 1 блок - работа с детьми.
Цель: продолжать работу по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, упражнений, пальчикового театра.
блок - работа с родителями
Цель: продолжать осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Срок проведения | Содержание деятельности с детьми | Содержание деятельности с родителями |
Сентябрь 2024 | Проведение начальной диагностики. Цель: выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. | Анкетирование на тему: «Развитие речевой активности детей посредствам пальчиковых игр и упражнений» Исследовать воспитательный потенциал семьи |
Октябрь 2024г |
«Киска», «Курочка», Цель пальчиковых игр: развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук, развитие речевой активности.
| Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Познакомить родителей с пальчиковыми играми для развития речевой активности, которые они будут использовать в домашних условиях. |
Ноябрь 2024 г |
«Мышка», «Капуста» Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
«Квадрат», «Треугольник».
«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). |
Декабрь 2024г 2024 год |
«Человечек».
«Домик», «Заборчик».
| Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе. Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». |
пазлы).
| Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | |
Январь 2025 г |
«Дорожка».
«волшебной палочки» или пальчиком) 3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
| Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки). Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). |
Февраль 2025 г |
«Шнуровка».
| Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста). Цель: расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения. |
Март 2025 г |
«Капуста», «Пирожки».
«Шаловливый котенок».
| Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей». Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома. |
семья»
«Флажок».
«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
| ||
Апрель 2025 г |
работ по ИЗО.
«Стол», Стул», «Кровать».
желанию. | Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют. |
Май 2025 г |
«Голуби».
| Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
|
блок - работа с воспитателями
Цель: распространение и передача передового педагогического опыта работы.
«Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений». Цель: увидеть точку зрения педагогов по теме исследования, выяснить осуществляется ли педагогами работа с детьми, направленная на развитие речевой активности детей посредствам пальчиковых игр (какие используются методы и приемы) | Анкетирование. | Сентябрь – октябрь 2024 г. |
ПЕРЕДАЧА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: «Педагогическая мастерская воспитателя группы по развитию речевой активности детей». Цель: передача опыта работы по развитию речевой активности у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении через пальчиковые игры и упражнения. | Мастер – класс. | Декабрь – Январь 2024 - 2025 г. |
«Формы и методы работы с детьми по развитию речевой активности» | Памятка для педагогов (пальчиковые игры). | Февраль 2025 г. |
Распространение передового педагогического опыта работы. | Презентация. Семинар. Результаты проделанной работы с родителями и детьми. | Мая 2025 г. |
этап – коррекционный
Цель: анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. Описание: анализ проведенной работы, выявление правильности использования методов и приемов в работе с детьми.
Работа: коллективная (обсуждение с педагогами).
этап – завершающий (май 2025г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Динамика развития речевой активности у детей до и после проведения пальчиковых игр и упражнений. | Мониторинг качества развития речевой активности. | Май 2025 г. |
Эффективность проведенных форм работы с детьми и родителями по теме самообразования. | Выступление на педсовете о проделанной работе, озвучивание результатов. | Май 2025г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....
Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем больше ма...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чембольше мастерств...
консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем...
СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...
Самообразование "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Цель самообразования: Формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений....
Консультация для родителей на тему: Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
В последние годы в нашей стране наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, что делает развитие речи младших дошкольников важным направлением педагогической деятельности. Современные дети мень...