План по самообразованию -Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста в игровой деятельности »
материал по развитию речи (младшая группа)
Реализация плана по самообразованию 2024-2025 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация плана по самообразованию 2024-2025 уч.г. | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 86 Красносельского района
г. Санкт – Петербурга
План самообразования
Воспитателя первой младшей группы
№8 Карапетян Нарине Грачиковны
2024-2025г.
Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста
в игровой деятельности »
Санкт-Петербург
2024
Актуальность: Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого следует, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки.
Игра- это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.
Таким образом, проблема развития речи детей средствами игровой деятельности актуальна на сегодняшний день, она требует дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников с целью речевого развития детей . Игры и упражнения дадут хороший результат только в том случае, если воспитатель четко представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающего мира, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного ее изучения. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Играющий ребенок непрерывно говорит; он не говорит в том случае, если играет один и манипулирует предметами, не стимулирующее к разговору. Но есть игры, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это те игрушки, которые изображают одушевленные предметы: животных, людей. Например, лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как со своей живой лошадью говорит ее хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Кукла становится партнером по общению для ребенка. Особенную роль в развитии речи играют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким двух-трехлетним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий то или иное игровое действие. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и т. д.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит» и др. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизация словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.
Проблема: Практика показывает, что из года в год растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Поэтому сегодня задача дошкольного учреждения – позаботиться о своевременном и полноценном развитии речи у дошкольников, так как именно правильная, хорошо развитая речь – один из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе и становление личности в целом. Решение данной задачи актуально и для меня, ведь ежегодно набирая новых воспитанников, год от года прослеживаю увеличение количества вновь поступивших малышей, у которых не сформирована активная речь, имеется малый словарный запас.
Цель: Внедрить в образовательный процесс различные виды игр, для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Повысить свой профессиональный уровень, развивать любознательность и познавательный активность.
Задачи самообразования:-
Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
Составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;
Развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;
- провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.
Активизировать познавательный интерес, привлекать детей к совместной и самостоятельной игровой деятельности.
Обогащать активный и пассивный словарь детей.
Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковых игр.
Развивать речь,используя стихи, потешки, во всех режимных моментах.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умения согласовывать свои действия с другими детьми.
Реализация плана по самообразованию 2024-2025 уч.г.
Повышение теоретического и научно-методического уровня( изучение литературы по теме ,самообразование с помощью интернет ресурсов ,КПК…) | Срок | Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий, посещение семинаров по теме | Повышение практического опыта (показ и обработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками). | Отчётные материалы(подведение итогов, оформление результатов). |
Поиск информационных ресурсов по выбранной теме. | сентябрь | .Изучение литературы по теме самообразования.. Проведение диагностики детей в группе.. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) | Адаптационные игры для малышей | Разработка тематических планов |
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | октябрь | Д\и «узнай предмет» Индивидуальные работы Д\И «Овощи фрукты» | .Д/И«Игрушки: пирамидка» Наблюдения и подвижные игры: Д/и «Овощи в загадках», «Расскажи про животное», «кто что умеет делать». П/и «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Листопад». | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома» |
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. | Ноябрь | Знакомство с опытом работы других воспитателей | • пальчиковая гимнастика • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики) • работа с бумагой (сминание, рваная бумага) • работа со шнурками, нитками • рисование | Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». |
Работа с методической литературой Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | декабрь | Д/И «Узнай что это и назови?» Индивидуальные работы | Мини – сказка на фланелеграфе «Теремок». Выставка совместных рисунков по русским народным сказкам. Памятка для родителей | Выставка литературы и наглядного материала для родителей по заданной теме |
. Работа с методической литературой Повышение знаний, сбор материала |
январь | Игры развлечения «Зимние забавы: снеговик» | Памятка для родителей «Играйте дома с детьми». | |
. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | февраль | НОД «Книги: сказочный герой» НОД «Правила дорожного движения: светофор» | Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по теме. | Подготовить промежуточный отчет о приобретенных навыках . |
Изучение литературы по теме самообразования. Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием. | март | НОД «Забота о маме: цветы для мамы» НОД «Весна: птицы прилетели» | Сборник консультаций для родителей по теме «Играя дома с малышом-развиваем речь» | Индивидуальные беседы с родителями по теме |
Работа с методической литературой | апрель | НОД «Кто живет в воде?» (Рыбы,Ящерица, черепаха) НОД «Комнатные растения: фиалка, розы» | Оформление информационного стенда для родителей | |
Мониторинг освоения темы: | май | НОД «Ягоды: кузовок с черникой» (земляникой) Итоговый мониторинг | Выставка детского творчества | Выступление на педсовете, презентация по теме. |
Список литературы:
1.Примерная образовательная программа ДОУ.
2.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.
3.Рабочая программа педагога первой младшей группы.
4. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
5.Е.А.Янушко –Развитие речи у детей раннего возраста.
6.Е.О.Смирнова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова-Игры и занятия с детьми раннего возраста.
7,Э.Г.Пилюгина-Игры занятия с малышом.
8.Г.Я.Затулина-Развитие речи дошкольников.
9.Н.С.Голицына-Конспекты комплексно-тематических занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....
СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.
Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.
Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....
Консультация для родителей на тему: Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
В последние годы в нашей стране наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, что делает развитие речи младших дошкольников важным направлением педагогической деятельности. Современные дети мень...
Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...