Выступление на педсовете «Портфолио воспитанника– как средство индивидуализации его развития»
материал
Предварительный просмотр:
«Портфолио воспитанника–
как средство индивидуализации его развития»
1 Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Портфолио ребенка – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития.
2 Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
3 Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о дошкольнике, его уровне развития и способностях.
4 Зачем нужно портфолио дошкольника?
Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог и др.) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.
От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к ребенку, который изберут люди, занимающиеся его воспитанием и развитием.
5 Планомерная работа по наполнению портфолио позволяет решить следующие задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
- Реализовать индивидуальный подход к работе с ребенком;
- Планировать работу, учитывая его способности и потребности (индивидуальную траекторию развития ребенка);
- Организовать сотрудничество с родителями и их психолого-педагогическую поддержку;
- Обеспечить преемственность между ступенями образования.
6 Педагогические задачи
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
7 Функции портфолио
Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка;
Целеполагающая – поддерживает учебные цели;
Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
Социообразующая– формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностью;
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
8 Нормативные документы, регламентирующие внедрение технологии «Портфолио»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
«О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»
«Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей»
«О порядке проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
9 Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует.
Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
10 Примерный вариант:
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы.
Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Моя семья», «Мои друзья», «Моя группа в детском саду».
Раздел 4 «Я мечтаю...». Фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы).
11 Виды портфолио
Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
12 Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички.
Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
13 Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
14
15 Принципы работы по составлению портфолио:
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
16 Алгоритм работы по составлению портфолио
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
Презентация.
17 Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, понимают его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
18 Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
25 Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае портфолио станет и любимой «книжкой с картинками» о себе самом и предметом его гордости. Она с восторгом примет все творческие работы, с особым вниманием отнесётся к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том, каким ещё год назад был малыш.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема: "Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Представление опыта работы кружкового объединения "Волшебная шкатулочка". Знакомство с техниками: Бумажный комочек", "Обрывание", "Петля", "Мозаика."...
Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
Выступление на педсовете «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».
консультация...
Выступление на педсовете «Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста»
Слайд 1.«Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста»Слайд 2.«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую цен...
Выступление на педсовете " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"
конспект выступления музыкального руководителя о развитии креативности с помощью музыкальной среды и инструментов....
Презентация «Портфолио воспитанника – как средство индивидуализации его развития»
Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит ...
Выступление на педсовете. "Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов дошкольников"
В статье представлена актуальность применения методики эйдетики для развития психических процессов дошкольников и ее значение для их обучения....