Собственный педагогический опыт
материал
««Формирование у детей дошкольного возраста социального опыта
через ознакомления их с правилами и нормами безопасного поведения»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт | 61.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Собственный педагогический опыт
воспитатель
Франц Валентина Владимировна
Тема: ««Формирование у детей дошкольного возраста социального опыта
через ознакомления их с правилами и нормами безопасного поведения»»
Оренбургский район, с. Ивановка 2025
«Формирование у детей дошкольного
возраста социального опыта через ознакомление их с правилами и
нормами безопасного поведения»
Я не боюсь ещё и ещё раз
повторять: забота о здоровье-это
важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости
детей зависит их одухотворенная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера
в свои силы.
В.А.Сухомлинский.
Дети – наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
2.Идея опыта.
Ведущая идея опыта состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.
При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально - коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению в быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель моей работы - в доступной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
3.Условия формирования опыта
Главной целью в воспитании безопасного поведения у детей для меня стало –сформировать у детей представления об опасных ситуациях и особенностях поведения в них. В ходе работы по теме мною решались следующие задачи:
- Дать представление детям о причинах возникновения опасности.
- Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях и о том, как избегать их.
- Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении опасности.
- Развивать умение реально оценивать возможную опасность. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих.
Работа по формированию у детей основ безопасности велась целенаправленно и систематически, что позволило на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту безопасности. Я считаю, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. И чтобы уберечь детей от трагедии, необходимы усилия не только детского сада, но и родителей.
В своей работе я опиралась на следующие принципы, которые должны быть взаимосвязаны и реализоваться в единстве:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); - дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических
особенностей, возможностей и интересов; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности; - сочетание научности и доступности материала; – наглядность; - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - профессиональная компетентность педагога; - систематичность и последовательность; - принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ; - принцип учета региональных условий.
Обучение детей в детском саду правилам безопасности осуществляла по двум направлениям:
- Профилактическая работа с детьми
- Разъяснительная работа с родителями.
Профилактическая работа с детьми велась со средней группы. В соответствии с возрастом учитывался объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Содержание проводимых мероприятий интегрировалось в различные виды детской деятельности: изобразительную, театрализованную, досуговую. Представления, полученные детьми на занятиях по ФЭМП, грамоте, ИЗО-деятельности помогали детям оценить степень опасности: дошкольники учились анализировать, обобщать, моделировать ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать её итог. Изучение той или иной темы осуществлялось в соответствии с разработанным алгоритмом.
С его помощью дети знакомились с тем, как действовать в опасных ситуациях, распознавать их в разных областях жизни.
Работа по теме велась через: 1) Образовательную деятельность. 2) Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, рассматривание наглядно-иллюстративного материала. 3) Свободно-самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Для занятий с детьми мной были выбраны наиболее актуальные и важные темы. Это и электроприборы, мелкие предметы, лекарственные препараты, острые предметы. Была проведена большая совместная работа с детьми. Дети знакомились с правилами здорового образа жизни, как ядовитые вещества могут попасть в организм, как избежать этого и тем самым сохранить свое здоровье. Во время экскурсии в медицинский кабинет, медсестра провела познавательную беседу о том, где хранить лекарства, можно ли их брать без спроса родителей, как это опасно. Также не остался в стороне младший воспитатель группы, которая провела беседу о том, как опасны хозяйственные, моющие средства, где они должны стоять, для какой цели предназначены. Для ребят, с целью расширения знаний по безопасности были организованы беседы с папами, которые показали детям, как пользоваться столярно-плотницкими инструментами, объяснили правила, которые необходимо выполнять при пользовании ими. Огромный интерес вызвали беседы о появлении первого утюга, почему он опасен в быту, о работе стиральной машины. Были проведены беседы с участием инспектора ГИБДД, пожарным.
4.Теоретическая база опыта.
Накопление опыта безопасного поведения - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи, психологи, педагоги, инженеры, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.
В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:
- природные; 2) техногенные; 3) социальные.
Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:
1)Опасности дома (или бытовые).
2)Опасности на природе.
3)Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область « Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
*отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения в быту, этапов работы. Последовательное прохождение ребенком, которое способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребёнка правил поведения, накопление соответствующего опыта.
Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П.Я.Гальперина и других описаны компоненты, последовательное, поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.
Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс. К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется рад требований к методике их преподнесения:
- Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
- Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- Организация наблюдений за поведением носителя нормы;
- Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л.С.Выготский). Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Исследователи детской игры отмечают, что она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира; в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования.
В теории и практике дошкольного образования широко распространены такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование и другие. В исследованиях доказана целесообразность и эффективность имитационных, моделирующих игр и упражнений в работе с детьми, определены условия их применения в ДОУ.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Учёные отмечают, что в среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
Анализ исследования показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, может художественная литература (Л.П. Князева, А.М. Виноградова, Н.С.Карпинская и другие). Необходимо отметить, что отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.
В многочисленных исследованиях подчеркивается, что важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Анализ литературы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.
Вышеуказанный анализ историко-педагогической, медика - педагогической и психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в быту) дошкольников:
*отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения;
*применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;
*осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.
Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения ребенком дошкольного возраста.
В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек – транспортное средство – дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др. Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление. В основе концепции формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста лежит идея развивающего обучения, обогащение жизненного опыта ребёнка теоретическими и практическими знаниями.
Как отмечают работники ГИБДД, большинство нарушений правил дорожного движения происходит из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине незнания и прямого игнорирования правил дорожного движения.
Чтобы на дорогах не гибли люди, перед нашим обществом поставлена цель: добиться максимального взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения и проявлять уважение к тем, кто вместе с нами ездит и ходит по улицам и дорогам нашей страны.
Почти каждый гражданин бывает в роли и пешехода, и водителя, а наши дети через игровую деятельность также осваивают эти роли. Поэтому все водители должны помнить, что в их руках жизнь и здоровье людей. А родители должны помнить, что от их воспитания и внимания зависит безопасность детей. Дети должны знать, что только знание и соблюдение правил дорожного движения сохранит им жизнь и здоровье.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появиться у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому предлагаем начать обучение ПДД в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве. Все знаки дорожного движения нет надобности изучать, так как ребенок за руль автомобиля сядет не скоро. Но знаки дорожного движения, встречающиеся на улице города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольным учреждениям, так как большую часть своего времени дети проводят в ДОУ.
5. Актуальность и перспективность опыта
Тема безопасности дошкольников мною выбрана не случайно. Её актуальность на сегодняшний день очень велика. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Актуальность опыта жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в быту, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Задача взрослых - помочь детям научиться безопасному поведению на собственном примере. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Актуальность темы посвящена - обучению детей правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей ПДД.
6. Новизна опыта
Новизна заключается в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к требованиям ФГОС и условиям конкретного дошкольного учреждения, чётко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников безопасного поведения на улице, через освоение правил дорожного движения, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения на улице, в транспорте.Новизнаопыта заключается в том, в процессе обучения детей основам безопасности и жизнедеятельности значительное место уделено формированию умения «быть внимательным на дороге». Считаю, что заниматься этой проблемой надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно. Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:
1. переключение внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда);
2. спокойное, достаточное уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);
3. наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения);
4. предвидение опасности (умение видеть все предметы, представ-ляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов);
5. переключение на самоконтроль (умение следить за своим поведением). Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов безопасности дорожного движения».
7.Адресность опыта.
Опыт может быть рекомендован для использования педагогам как на занятиях основ безопасности жизнедеятельности, так и на любых других мероприятиях, а также во самостоятельной деятельности.
Он также может быть полезен для родителей, которые смогут более эффективно обучать своих детей правилам безопасности.
8.Трудоёмкость опыта.
Трудоемкость опыта с использованием разнообразных методов и приёмов обучения состоит в необходимости затрат воспитателем большого количества времени на подготовку каждого занятия. Трудность может состоять в определении соответствия используемого методического приема определенному этапу занятия, индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся для более эффективной работы.
9.Результативность опыта
В настоящий момент, мои воспитанники дошкольники, постоянно окруженные вниманием взрослых, но скоро – в школу, там родители не смогут постоянно опекать их. Кроме этого современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и их жизнь и здоровье это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.
Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование и систематизацию у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
- научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;
- разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с педагогами
- создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- создать систему анкетирования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в работе с детьми
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
Задачи в работе с родителями
- знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?
Работе с семьей было отведено особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения и навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.
Основными направлениями работы с родителями были: - информирование о фактах, которые могут стать причиной несчастных случаев; - о том, как объяснить детям правила безопасности; - формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.
А разнообразными формами работы с семьей были: - беседы о безопасности; - размещение в уголке для родителей статей, материалов о безопасности в домашних и природных условиях; -оформление папок-передвижек по профилактике безопасности; - открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике; – анкетирование; – консультации.
Большую роль в формировании у детей основ безопасной жизнедеятельности играет создание предметно – развивающей среды. В группе был оформлен «Центр Безопасности», который постоянно дополнялся и систематизировался материалами благодаря родителям, которые понимали важность проводимой работы ( игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, костюмы «пожарный», «врач», «инспектор ГИБДД», наглядно-дидактические пособия, книги, иллюстрации).
Родители стали активнее проявлять заинтересованность, изготовили необычный стенд с прикрепленными к нему муляжами опасных предметов, что служит хорошим наглядным пособием, модуль «Пожарная часть», игровой противопожарный щит. Этот яркий, красочный наглядный материал оказал большую помощь. На нём показана, не только, опасная ситуация, но и как можно её исправить, какое правило необходимо выполнять.
Наряду с традиционными в нашей группе использовались нетрадиционные формы работы, такие как, проведение «Недели безопасности», когда мы с детьми и родителями изготавливали групповые стенды, рисовали, сочиняли истории о безопасности жизнедеятельности. Совместно с детьми и родителями мы работали над проектами о пожарной безопасности, дорожной безопасности. Лучше понять детям правила безопасности, а также как можно решить проблемные ситуации, что в этом поможет и кто, позволило использование технических средств.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности. Создано пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевым играм). В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
За время работы по данной теме я пришла к выводу, что знания детей правил безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил являлась игра, в которой они сами участвовали. Увлекаясь ею, дети усваивали основные требования правил, расширяли знания о правилах безопасности в повседневной жизни, которые помогут избежать несчастья, учились правильно действовать во время опасности, если рядом нет взрослых. Работа по формированию у детей знаний по безопасности жизнедеятельности проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы. В течение данного периода у детей значительно расширился круг сведений и представлений об окружающем мире предметов и отношений между людьми, обогатился теоретический и практический опыт, активизировалось их речевое общение. В конце учебного года с детьми каждого возраста проводилось индивидуальное обследование по теме безопасности жизнедеятельности.
По результатам обследования детей сделала вывод, что в начале обследования дети неуверенно отвечали на поставленные вопросы; полученный результат не соответствовал образцу. К концу подготовительной группы дети сразу же осмысленно отвечали на поставленные вопросы, оценка полностью была адекватной.
Положительным результатом воспитательно- образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников можно считать следующие:
* у детей появилось стремление расширить свой кругозор по теме, желание выявить и вникнуть в существование проблемы.
* появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Таким образом, личная безопасность — это не просто усвоенные знания, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. И если сейчас наши ребята усвоят и поймут, как это важно, то можно считать, что работа воспитателей в содружестве с родителями прошла не зря.
Полученные знания детей о правилах безопасного поведения будут способствовать выполнению их детьми дома и в зонах ближайшего окружения (улица, сквер, транспорт), а значит, обогатится жизненный опыт детей по данной проблеме, а родители почувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери в формировании у ребенка навыков охраны личного здоровья.
После проведенного анкетирования родителей, (приложение № 3), был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.
Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Список литературы:
1.Газета «Добрая дорога детства»,№№15-16, 2004 год2. В.Волков «Как избежать беды. Советы полковника милиции»3. К.Ю.Белая и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников»4. З.Кутилова, М.Айдарова «Внимание! Знаки на дороге 5. Авдеева Н.Н. Безопасность. Система развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности./Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:Детсво-Пресс,2014.-144с. 6.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. 7.Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, Беседы. Игры./З.С. Дмитриенко.- М.:Детство-Пресс,2015.-240с. 8.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет 9.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2019. – 117 с. 10.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО./Л.Л.Тимофеева.-М.:Детство-Пресс,2015.-176с.-(Серия: ОБЖ детей дошкольного возраста).
Цикл бесед «Уроки безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Цикл бесед составлен для детей старшего возраста, где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок, которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях.
Цикл бесед:
1. «Пожар»
2. «Опасности на улице и во дворе»
3. «Опасные ситуации на улице и во дворе»
Цель. Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание, взаимопомощь, внимательность, осторожность. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях дома, на дороге, в детском парке и около дома.
Беседа №1 Тема: «Пожар». Задачи: Учить детей совершать правильные действия при пожаре.Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару.Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.
Оборудование: плоскостное изображение домика, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайчихи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, конкурс рисунков на тему: «Осторожно, огонь!», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные», отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Словарная работа: пожарные, электроплита, лестница, огонь, опасность.
1. Беседа.Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? От чего происходят пожары? Можно ли оставлять включенным утюг? Телевизор? Электроплиту?
2. Сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку о том, как и от чего случился пожар у зайчихи.
3. Показ настольного театра с речевым сопровождением сказки.
Жили в лесу зайчонок и бельчонок. Один раз, как обычно, утром они отправились в лес на прогулку. Друзья бегали, играли, догоняли друг друга.Вдруг они учуяли запах дыма. Друзья быстро побежали к месту, откуда шел запах. Беда случилась у тетушки зайчихи. Из окна её дома и из всех щелей валил дым. Она включила электроплиту, чтобы приготовить борщ, а сама пошла в огород за овощами. Плита нагрелась, дунул в окошко ветерок, шторка коснулась плиты и загорелась. Зайчиха звала на помощь. Двое друзей знали, как надо быстро действовать, чтобы не сгорел весь дом.
Физминутка :
Скок-поскок! Скок-поскок!
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке некогда играть:
надо всех на помощь звать.
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок-скок-скок!
Зайчонок побежал вызывать пожарных и звать на помощь, а бельчонок освободил тетушку, нашел лестницу. Услышав крики о помощи, прибежали звери и начали тушить пожар. Кто-то носил воду, кто-то подавал ведра, а бельчонок, стоя на лестнице, тушил огонь, поливая его водой. Когда приехала пожарная машина, огонь уже был потушен.
4. Заключение
Понравилась вам сказка? О чем эта сказка? Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете?Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится опасным. Ребята, не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными
Беседа №2
Тема: «Опасности на улице и во дворе».Цели:Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.
Оборудование: дорожный знак, альбомный лист, карандаши и фломастеры, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка.
Предварительная работа: рассматривание и знакомство с дорожными знаками, беседа о правилах дорожного движения.
Словарная работа: улица, дорога, опушка, переход, качели, ушиб.
Ход беседы:
Воспитатель: Где бы вы ни были, в городе большом или маленьком, в деревне, в селе – везде вы встретите дороги. А чтобы дорога была безопасной, мы должны соблюдать правила дорожного движения.Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу? (Ответы детей)Какие вы знаете правила для пешеходов?Воспитатель: Сегодня мы с вами встретимся с друзьями: бельчонком и зайчонком, послушаем, в какие непредвиденные обстоятельства они попадали.
Слушание сказки
Бельчонок и зайчонок решили сходить в детский парк, покататься там на качелях. Детский парк находился за лесом. Добежав до опушки леса, друзья увидели, что в парк не сразу можно попасть. Для этого нужно перейти широкую улицу. Зайчонок предложил перебежать улицу между машинами, которые мчались по дороге. Но бельчонок был очень внимательный: он заметил недалеко дорожный знак, который разрешал переход. По этому знаку друзья без опаски перешли улицу и оказались в парке.
Физкультминутка «Дорожная».
(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз – два - три,
Покачай головой: раз – два – три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.
(Продолжение сказки)
Друзья сели в качели. Бельчонок пристегнул ремни, а зайчонок решил, что и так сойдет. И вот качели качнулись… Зайчонок не удержался и выпал. Бельчонок действовал очень быстро. Он позвонил 03, вызвал машину «Скорая помощь», а сам успокаивал своего друга, что все будет хорошо и все обойдется. Врачи, осмотрев зайчонка, сказали, что, к счастью, ушибы незначительные и, пожурив его, отпустили друзей домой.
Беседа по прочитанному.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Какая неприятность могла встретить друзей на дороге? Почему выпал из качелей зайчонок? Как действовал бельчонок?
Практическая работа
Воспитатель: Какой дорожный знак подсказал друзьям, где переходить дорогу? Давайте сейчас мы его нарисуем.
Заключение
Воспитатель: Этот дорожный знак – помощник пешеходов, и они должны дружить с ним. На улицах, дорогах много разных дорожных знаков. Они – лучшие помощники и друзья для водителей и пешеходов, рассказывают о том, какова дорога, как нужно ездить, что разрешается и чего нельзя делать. Будьте внимательны на дорогах, ребята!
Литература:
1. К.Ю.Белая и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников»
2.З.Кутилова, М.Айдарова «Внимание! Знаки на дороге», альбом для раскрашивания
Беседа №3
Тема: Опасные ситуации на улице и во дворе.
Задачи:Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми.Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей.Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
Оборудование: плоскостные изображения деревьев, домика, красиво упакованная коробочка, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайца большого.
Предварительная работа: беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерений незнакомцев, о правилах поведения при обнаружении незнакомых предметов
Словарная работа: похититель, добро, зло, упаковка, многоликий, злоумышленник
Ход беседы:
1. Вступительная беседа воспитателя.
Ребята! Мы живем в огромном многоликом мире людей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, умными, честными, добрыми. Но, к сожаленью, есть и люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют людей и совершают разные гнусные преступления. Человека со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником. Какое зло может причинить такой человек вам, вашей семье? Как научиться разбираться в людях, угадывать, кто добрый, а кто злой?
2. Сегодня, ребята, нас опять ждет встреча с бельчонком и зайчонком. Вы узнаете, какие опасности подстерегали друзей.
3. Показ настольного театра с речевым сопровождением.
Бегут друзья по лесу обратно домой: бельчонок по веткам деревьев прыгает, зайчонок по тропинке между кустами. Вдруг зайчонок увидел красивую коробочку, перевязанную большим бантом. Он позвал друга, чтобы посмотреть, что же там внутри. Подойдя к коробке поближе, друзья услышали тиканье часов. Бельчонок вспомнил, как в лесной школе их учитель Барсук рассказывал о таких странных находках, которые могут принести беду. Недолго думая они позвали своего учителя. Он поблагодарил друзей за их внимательность, осторожность и бдительность.
Физкультминутка
Прибежав к дому, зайчонок заметил какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который ходил вокруг их жилища. Зайчонок быстро подскочил к нему и начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле их дома. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг отца, находится здесь проездом, и ему хотелось встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его дома. Зайчонок совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомцами.Хорошо, что мама пришла вовремя домой. А то….
4. Беседа по услышанному. Разыгрывание ситуаций.
В какие опасные ситуации попадали бельчонок и зайчонок? Как они избежали беды? Что могло произойти, если бы вовремя не пришла мама?
Ситуация 1. (Дети разыгрывают сценку)Незнакомка: Здравствуй, девочка. Девочка: Здравствуйте. Незнакомка: Как тебя зовут? Девочка: Таня. Незнакомка: А где ты живешь? Девочка: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми. (Вот я сейчас милиционера позову, он вам расскажет, где я живу! Простите, но я очень спешу!)
Ситуация 2. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!»
5. Заключение
Ребята, никогда нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злоумышленник, а хороший человек, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить. Нельзя есть и пить то, что предлагают тебе на улице незнакомцы. С едой тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!
Творческий план самообразования
Разделы программы | Тема. Цель | Работа с детьми | Работа с родителями |
Ребенок и другие люди
| 1. «Ребѐнок и его старшие приятели» Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | 1.Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «Старший приятель зовѐт вас с собой залезть в чужой огород». 2.Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни. 3.Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю». | Беседа с родителями на тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего ребѐнка оказывает на него большое влияние». |
| 2. «Если ты потерялся на улице» Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес. | 1.Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором ребѐнок живѐт, ориентиры, помогающие определить место жительства. 2.Тематическая беседа "Назови свой адрес!". 3.Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4.Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой» | Консультация «Опасности подстерегающие ребѐнка на улице» |
| 3. «Если тебе угрожает опасность». Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью ребѐнка. 2.Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр. 3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» 4.Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому» | Оформление папки- передвижки: «Как обезопасить своего ребѐнка» |
Ребенок и природа
| 1. «Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе. | 1.Дид. карточки «Найди правильное действие» 2. Игра-тренинг: «Если рядом пчѐлы» 3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза». 4.Разгадывание тематических загадок. 5.Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»! | Папка-передвижка «Экскурсии в природу». |
| 2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Земля—наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение. | 1.Тематическая беседа. 2.Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна. 3.Чтение стихотворений и рассказов о природе. 4.Демонстрация художественных картин о природе. 5.Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды». 6.Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу». | Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника. |
| 3. «Беседа о гололѐде» Цель: дать детям представление о гололѐде как явлении природы.
| 1.Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы. 2.Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре». 3.Дид. игра «Явления природы» 4.Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5.Моделирование ситуации: «Ребѐ-нок вышел с мамой на прогулку, а на дороге гололѐд» | Памятка «Осторожно! Скользкая дорога». |
| 4. «Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. | 1.Беседа "Лекарственные растения, польза и вред". 2.Экскурсия на луг: «Знакомство с лекарственными растениями» 3.Разгадывание загадок о растениях. 4.Чтение тематических стихотворений. 5.Подвижная игра «Что где растѐт» 6.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху. | Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья» |
Ребенок дома
| 1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними. | 1.Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2.Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3.Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, передаѐт шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему) . 4.Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы» 5.Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01» | Консультация: «Не бывает дыма без огня». |
| 2. «Использование и хранение опасных предметов» Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов. | 1.Дидактические упражнения. 2.Беседа. 3.Разгадывание загадок по теме. 4.Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов» 5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» | Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы». |
| 3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. | 1.Разучивание правил—стихотворений. 2.Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра. 3.Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку». 4.Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а кто нет». 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Оформление папки-передвижки: «Безопасность в доме». |
| 4. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре. | 1.Беседа «Чтобы не было пожара» 2.Дид. игра «Сигнал тревоги» 3.Игра-имитация «Пожарники» 4.Чтение стихотворений и рассказов по теме. 5.Подвижная игра «Преодоление за-дымлѐнной зоны». 6.Разгадывание тематических загадок, кроссвордов. | Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» |
Здоровье ребенка
| 1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. | 1.Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека» 2.Игра-разминка: «Покажи части тела и лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе. 3.Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет» | Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами. |
| 2. «Работа внутренних органов человека» Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания. | 1.Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека». 2.Составление схем некоторых систем органов. 3.Тематическая беседа. 4.Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм». 5.Дид. игра: «Составь схему работы для пищеварительной, дыхательной систем». 6.Чтение произведения В.Драгунского «Денискины рассказы» 7.Подвижные игры. | Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм» |
| 3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.
| 1.Тематическая беседа с использование иллюстраций. 2.Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3.Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку) 4.Дид. упражнение «Найди и назови суставы на рисунке» 5.Подвижные игры. 6.Корригирующая гимнастика. | Консультация: «Как сохранить осанку в норме» |
| 4. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям. | 1.Тематическая беседа. 2.Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т.п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют) 3.Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь» | Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом. |
Эмоцио-нальноеблагопо-лучиеребенка
| 1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
| 1.Тематическая беседа. 2.Игра-пантомима: «Угадай мои эмоции» 3.Моделирование ситуаций: -одна девочка катается на качелях, другая пытается еѐ столкнуть; -один мальчик принѐс игрушки, а другой их забрал. 4.Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а най-дѐшь—береги; Других не суди—на себя погляди; Добрые слова дороже богатства. | Консультация: «Жадный ребѐ-нок» |
| 2. «Как можно всѐ объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путѐм формирования умения объясниться. | 1.Тематическая беседа. 2.Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (ребѐнку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения). 3.Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4.Моделирование ситуации: -ребѐнок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». | Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего ребѐнка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации. |
| 3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. | 1.Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации) 2.Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке» 3.Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4.Игра: «Я—разведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии) 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». | Оформление уголка: «Как наше слово отзовѐтся» |
| 4. «Мы готовимся к школе» Цель: сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе.
|
1.Дид. игра «Оцени друга» 2.Подвижная командная игра: «Кто быстрее соберѐт портфель» 3.Дид. игра: «Что тебе понадобится в школе». 4.Подвижная игра «Школьный звонок» (дети сидят на стульчиках, как только звенит 1-звонок, можно вставать и бегать, а когда звонок звенит второй раз, нужно занять свой стульчик) | Оформление папки-передвижки: «Готовность ребѐнка к школе». |
Ребенок на улице
| 1. «Мы—пассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте. | 1.Дид. игра «Назови виды транспорта» 2.Беседа о правилах Дорожного движения. 3.Обсуждение иллюстраций с типичными ситуациями. 4.Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение. 5.Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса» 6.Разгадывание ребусов. | Консультация: «С ре-бѐнком едем в город» |
| 2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. | 1.Тематическая беседа. 2.Обыгрывание ситуаций: -вы идѐте зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома…; вы идѐ-те по тротуару и увидели открытый люк. 3.Дид. игра: «Найди и обозначь опасные места на карте» 4.Сюжетно-ролевая игра «Дорога» 5.Дид. игра: «Кто самый внимательный» 6.Выезд на улицу города : пешеходный переход, для написание трафаретами «Сними наушники», «Убери мобильник» | Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования. |
| 3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.
| 1.Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций. 2.Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» 3.Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности тѐтушки Совы» и обсуждение. 4.Игра-тренинг: -перейди правильно, дорогу в нерегулируемом месте. 5.Чтение литературных произведений о ПДД. 6.Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения» 7. Флешмоб: Соблюдай ПДД. | Памятка для родителей: « Основные правила дорожного движения» |
| 4. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где жи-вѐшь?» Цель: помочь детям запомнить и твѐрдо знать свой адрес. | 1.Тематическая беседа. 2.Написание печатными буквами своего адреса, номера телефона. 3.Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели милиционера и подошли, вам нужно объяснить, где живѐте, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира. 4.Конструирование: «Наша улица», «Мой двор». | Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона. |
Анкета для родителей
«Безопасность Вашего ребенка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.
1. Оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?________________________
2.Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?__________________________
3.Разрешаете ли Вы ребенку открывать входную дверь?___________________
4.Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?_________________________
5.К кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли Ваш ребёнок телефоны бабушки, соседей?_________________________________________
6.Разрешанте ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?________________________________________________________
7. Учите ли вы своего ребенка тому. Как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?____________________________________________
8. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?____________________________________________________
9.Считаете ли Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с вами откровенен?___________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для сотрудников и родителей
«Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается данная анкета.
Полученные данные дадут возможность педагогам планировать и проводить работу с детьми по формированию у них навыки безопасного поведения в современном мире.
1.Есть ли у Вас дома дверной глазок?__________________________________
2.Есть ли у Вас дома дверная цепочка?_________________________________
3.Отдадите ли Вы преступнику свой кошелек с зарплатой по его требованию или будете сопротивляться?__________________________________________
4.Гуляете ли Вы с ребенком вечером по городу в одиночестве?____________
5.Войдете ли Вы в лифт с незнакомым человеком?_______________________
6.Верите ли Вы, что от травм погибает больше детей, чем от всех инфекционных болезней, вместе взятых?_______________________________
7.Согласны ли Вы с тем, что курение опасно для здоровья?________________
8.Нарушали ли Вы правила дорожного движения хотя бы один раз?________
9.Оставляли ли Вы когда – либо ключ от квартиры в почтовом ящике, под ковриком и т.д.?____________________________________________________
10. Как нужно обходить транспортные средства: спереди и сзади?__________
11.Считаете ли Вы, что своему здоровью нужно уделять больше внимания?_________________________________________________________
12.Уходя из дома, выключаете ли Вы электроприборы из розеток?_________
13.Считаете ли Вы, что доверительные отношения с ребенком играют огромную роль в работе по программе «Один дома»?_____________________
14.Одобряет ли Вы раннюю углубленную работу по обучению детей поведению в экстремальных условиях?_________________________________
Выражаем Вам благодарность за сотрудничество!
Дидактические игры по формированию основ безопасности у детей
«ОПАСНО – НЕОПАСНО»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку.
«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям; развивать мышление, сообразительность.
Ход: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
НАШИ ПОМОЩНИКИ — РАСТЕНИЯ
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
«ПЕРЕКРЁСТОК»
Дидактическая игра
Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.
Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...
Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...
Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...
Собственный педагогический опыт воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1, р/п Сараи Литвинова Людмила Алексеевна
Идея опыта: Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике.Развить интерес к русским трад...
Собственный педагогический опыт
Тема: «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»...
ОБОБЩАЮ И РАСПРОСТРАНЯЮ СОБСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ОБОБЩАЮ И РАСПРОСТРАНЯЮ СОБСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
Собственный педагогический опыт "Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосе...