Собственный педагогический опыт
проект
Тема: «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Собственный педагогический опыт | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственный педагогический опыт
Педагога-психолога
Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения №3 г. Оренбурга
Синельниковой Екатерины Александровны
Тема: «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста».
г. Оренбург 2020
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №3 г. Оренбурга
Структура
Описание собственного педагогического опыта
- Сведения об авторе
- Условия формирования опыта
- Теоретическая база
- Актуальность и перспективность опыта
- Новизна
- Адресность опыта
- Трудоемкость опыта
- Технология опыта
- Результативность опыта
- Приложения
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №3 г. Оренбурга
- Сведения об авторе
Ф.И.О. Синельникова Екатерина Александровна
Образование. Высшее
Название учебного заведения, год его окончания.
Оренбургский государственный педагогический университет, 2013г.
Специальность по диплому. Социальный педагог.
Оренбургский государственный педагогический университет, диплом о переподготовке 2018 г.
Специальность по диплому. Педагог-психолог
Место работы. МДОАУ №3
Должность. Педагог-психолог.
Педагогический стаж. 6 лет
Стаж работы в занимаемой должности. 2 года.
Квалификация. Соответствие должности.
Награды. Не имеет.
- Условия формирования опыта
В процессе сказкотерапевтической работы педагог-психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например: с изменением в составе его семьи; нарушение общения со сверстниками; конфликтные отношения с родителями; боязнь темноты, повышенная тревожность; низкая самооценка и другое). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. От психолога требуется выполнение следующих условий:
- при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая
сказка, которая затрагивает проблему ребенка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
- ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинноследственные связи.
Психологическая атмосфера занятий.
Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия ребенка.
Поэтому важна мотивация ребенка. Я должна найти адекватный способ включения детей или ребенка в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны педагога-психолога. Не все дети сразу включаются в сказку. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательной сказке. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в сказку остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной
встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной
лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в
мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. В работе поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие действия персонажа понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Условия пространства и времени.
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки или кабинет педагога-психолога, комната психологической разгрузки если имеется в ДОУ). Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для педагога-психолога, мягкий палас в центре комнаты, компьютер, проектор или музыкальный центр. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят. Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Желательно, чтобы был снижен шумовой фон, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25 - 30 минут. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать детей или ребенка. В тех случаях, когда сказка эмоционально захватывает детей, педагог-психолог должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на напряжении, которое возникло во время сказки. Если у старших дошкольников возникает утомление, педагогу-психологу следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности:
- вылепить из пластилина или кинетического песка фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже? Например: сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).
- Теоретическая база
Сказка - средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории. Это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, перестраивая его и себя. Именно из этой сокровищницы он черпает сведения о реальности, которой еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между детьми, отношения к себе как к индивидуальности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способов их разрешения. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Поэтому сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация, что немаловажно в коррекционной работе с детьми. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития и трансформации. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
Появление первых форм сказкотерапии обнаруживается уже в глубокой древности. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Научный интерес к этому жанру начинается с XVII века. Истоки зарождения сказкотерапии можно проследить в работах известного философа К. Г. Юнга. Он изучил огромное количество сказаний различных народов мира, и обозначил факт о том, что на разных концах нашей планеты встречаются одинаковые сказки. Он заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, который формируется еще в раннем детстве и влияющий на формирование судьбы человека независимо от его свободного выбора.
В нашей стране, одним из первых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В.Н. Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели XVIII и XIX вв., которые видели в них отражение «души русского народа». Они не только находили в сказке отголоски старины, но и понимали их жизненное значение.
Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, И.В. Вачков, которые собрали и обработали огромное количество материала по данной проблеме. Так, А.В. Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания внутреннего ребенка, развитие души, приобретение знаний о законах жизни, а также повышение уровня осознанности в своих действиях.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно поэтому, с помощью сказок или под их влиянием сформировался жизненный сценарий. С помощью сказки можно попытаться выйти из неудачного жизненного сценария.
Наиболее известны в нашей стране исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, которая говорит о сказкотерапии как о наборе способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как о воспитательной системе, сообразной духовной природе человека. Автор также отмечает, что сказкотерапия это и открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, а также процесс объективации проблемных ситуаций. Кроме того, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия не подразумевает под собой использование только сказки, совсем наоборот, это могут быть разнообразные жанры: притча, басня, легенда, былина, миф и даже анекдот.
В историческом контексте Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет 4 этапа в развитии сказкотерапии:
1 этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.
2 этап - собирание и исследование сказок и мифов. (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);
3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
4 этап - интегративный, связанный с «формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Что касается классификации, то Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева в сказкотерапевтическом процессе выделяет 5 видов сказок:
1) художественные;
2) дидактические;
3) медитативные;
4) психотерапевтические;
5) психо-коррекционные.
К художественным сказкам относят:
1) Народные сказки - они формируют базовое мировоззрение ребенка. Наиболее древние из них называются мифами, основа которых - единство человека и природы. В них содержатся чрезвычайно важные для психолого-педагогической практики идеи:
1. Окружающий нас мир - живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для формирования оптимизма, развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытания, а то, что досталось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
С точки зрения использования в терапевтических целях народные сюжеты сказок можно классифицировать следующим образом:
- бытовые сказки - истории о жизни, в которых рассказывается о превратностях повседневной жизни, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам;
- сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах;
- сказки-басни, поясняющие какую-то ситуацию или моральную норму;
- притчи - истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях;
- сказки о животных - передают маленьким детям жизненный опыт;
- мифологические сюжеты, в том числе истории про героев;
- сказки о преобразовании, трансформации, для работы с детьми, у которых низкая самооценка (например, сказка Андерсена «Гадкий утенок»);
- страшные сказки (про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих).
- волшебные сказки - наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»). Благодаря волшебным сказкам, в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
2) Авторские художественные сказки - более трепетны, образны, чем народные. И, именно авторские истории рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки - содержание их сюжета носит обучающий характер. Предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются и живут в сказочном мире («А может, ноль не виноват» Ирины Токмаковой, «Ювентик в стране чисел и цифр» Константина Шевелева). Схема сюжета такова: в сказочной стране живет одушевленный символ (нолик, к примеру), там он попадает в беду и «только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти!». Для этого нужно выполнить задание (решить примеры, вставить в слова пропущенные буквы и т.д.). В итоге обучающий материал становится понятным и запоминается быстрее.
Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они рассматривают темы жизни и смерти, любви и прощения, стимулируют процесс личностного роста. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки чаще применяются в работе со взрослыми, но полезны и с детьми.
Медитативные сказки создаются для снятия психоэмоционального напряжения: они успокаивают и расслабляют. Характер этих сказок - путешествие. Достаточно вспомнить ситуацию, когда вы чувствовали себя счастливым, словесно «прожить» ее заново. Их особенность - отсутствие сюжета, конфликта и злых героев («Терапевтические сказки звездной страны Зоди-акалии» Зинкевич-Евстигнеевой).
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка и позволяют исправить такие черты характера, как стеснительность, капризность, хвастовство, учат детей вежливости. Данные сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией, это могут быть: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
С этой классификацией перекликается и классификация И.В. Вачкова, который в зависимости от целей воздействия выделяет сказки:
1) фольклорные;
2) авторские, выделяя в них: художественные, дидактические, психо-коррекционные, психотерапевтические, психологические.
Ткач Р.М. структурирует сказки по отдельно взятым проблемам:
1. Сказки для детей, которые испытывают страхи, например, темноты.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей, страдающие физическими расстройствами.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (в случае развода родителей, появления нового члена семьи, когда дети считают, что в другой семье им будет лучше).
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Таким образом, сказка и сказкотерапия - это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных жизненных ситуаций.
- Актуальность и перспективность опыта
Актуальностью данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищенность, имеется наличие тайны и волшебства. Подрастающего ребенка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев, раздражение, неуверенность в себе, неорганизованность, скованность и др..
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей адекватное отношение к себе, жизни, родителям, сверстникам обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности. Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотерапию. Для развития личностных и индивидуальных качеств важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком и то, как сказка ему преподноситься. На мой взгляд, сказки преподносятся дошкольникам разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Но мало взрослых, которые уделяет внимание обсуждению после прочтения сказок. Взрослые в силу своей занятости не всегда могут уделить внимание ребенку для того чтобы обсудить поступок главного героя, ситуацию в которую попал герой, как он стал выбираться из сложившейся ситуации, что ему помогло выйти из трудности. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Сказкотерапия особенно актуальна в настоящее время. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к социальным контактам. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапии - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
- Новизна
Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Оформлена картотека терапевтических сказок для работы с детьми, которым требуется коррекция. У меня есть сборник сказок с аудио сопровождением. В моём кабинете есть пальчиковый театр, который я использую для моделирования обучающих ситуаций. Так же использую фигурки, которые предназначены для песочной терапии (моделируем элементы сказочных историю на песочном листе). Использую метафорические ассоциативные карты для детей, при помощи их мы сочиняем сказочные истории, которые обучают ребенка посмотреть на ситуацию глазами героя.
Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Я рекомендую задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
В своей работе я использую сказкотерапию с детьми, которые требуют коррекции. По данному направлению я изучила опыт терапевтических сказок О.В. Хухлаевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н. Никитиной, синтезировала, разработала и апробировала ряд сказок с использованием видеороликов: «Знаешь, как я тебя люблю?», «Слоненок с шариками», «Сказка про Енота», «Серое ухо». Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, я использую ИКТ, плоскостной театр, фланелеграф, сказочные метафорические ассоциативные карты. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс обучения.
Погружаясь в сказку вместе с детьми я использую и такие методы и приёмы, которые позволяют не только послушать сказку, но и посмотреть, потрогать, услышать. Так же могу подобрать музыку с учётом места действия (лес, пруд, замок и т. д.) и характера действия.
- Адресность опыта
Мой опыт адресован детям дошкольного возраста от 3 – 7 лет, родителям, а так же педагогам-психологам детских садов, а так же вы можете посмотреть их на моём утуб канале https://www.youtube.com/channel/UCfzIuZzStda0WF3as0A770w
- Трудоемкость опыта
Указать точную трудоемкость даже стандартных задач педагога-психолога достаточно сложно, а сказкотерапии тем более, т. к. она определяется многими факторами:
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если ребенок боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим я демонстрирую, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и взрослыми.
В- четвертых, приемы сказкотерапии можно интегрировать во все образовательные области по реализации основной образовательной программы ДОУ. Это позволяет детям более успешно усвоить программный материал, который становится интересней, благодаря сказкотерапии.
Таким образом, применяя сказкотерапию в детском саду: содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; применения наглядных материалов, использование иллюстраций, картин, метафорических ассоциативных карт, действия с помощью кукол, игрушек и др.; с возрастом сюжеты более усложняются, дети становятся активными участниками, инициаторами.
Сказкотерапия позволяет осознать в себе различные качества. Понять себя, простить себя, помочь осознать противоречия и причины внутренних конфликтов, найти в себе ресурсы.
На первый взгляд работа психолога незаметна, потому, что продукт работы нельзя потрогать руками, можно только увидеть через некоторое время как ребенок стал себя чувствовать, находится в обществе, выстраивать свою коммуникацию со сверстниками, родителями и взрослыми.
Мы можем увидеть, на сколько изменился ребенок, снял своё напряжения, развил познавательные функции, снизил свою агрессию, тревожность, повысил самосознание. Как важно на разных этапах развития выявить то, или иное отклонение и вовремя скорректировать поведение ребенка при помощи сказкотерапии.
- Технология опыта
Сказкотерапия в работе с дошкольниками является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни. Такой метод можно применять не только работая с детьми, но и с взрослыми людьми. Но именно дети отлично воспринимают жанр сказки, который является главным объектом сказкотерапии.
Основные технологии сказкотерапии:
Способствовать социальной адаптации.
Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
Формировать положительные черты характера.
Развивать познавательный интерес.
Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
Формировать эстетический вкус.
Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Ситуации, при которых я рекомендую применять сказкотерапию в работе с дошкольниками: когда ребенок слишком агрессивный, тревожный, капризный, застенчивый, неуверенный в себе, чего-то боится.
Сказка преподносится ребенку с ознакомительной целью и маленькими порциями. Вначале ребенок рассматривает картинки, слушает сказку, обсуждает с взрослыми поступки героев. Далее важно чтобы педагог-психолог инсценировали сюжет сказки. Сказка должна преподноситься доброжелательно, ненавязчиво, искренне, и в подходящий момент. Также должна быть свобода самовыражения. Содержание сказки должно быть доступным для понимания ребенком, то есть соответствовало его возрасту и психофизическим особенностям. После прочтения сказки и ее инсценировки нужно, чтобы ребенок проанализировал поступки и отношения героев. Также важно узнать личное мнение ребенка по поводу услышанной сказки.
Структура сказки.
Жили - были… Начало сказки, встреча с её героями. (1 этап. Ритуал «входа» в сказку).
И вдруг однажды… Герой сталкивается какой- либо проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. (2 этап. Повторение)
Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. (3 этап. Расширение.)
Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями. (4 этап. Закрепление.)
Развязка. Окончание сказки должно быть позитивным. (5 этап. Интеграция.)
Мораль сказки… (6 этап. Резюмирование)
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется. (7 этап. Ритуал «выхода» из сказки.)
- Результативность опыта
Тема работы мной выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем у детей дошкольного возраста: агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, нерешительность и др.
Исследований в данной области показывает, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Анализ результатов проведенных мной наблюдений за детьми, показал необходимость использования сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Сказка помогает входить в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которые ребенок не должен бояться. Сказка помогает ребенку разобраться в своем эмоциональном состоянии. И когда ребенок возвращается из сказки в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Эмоции, у ребенка которые возникают во время сказки, воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Мое наблюдение показывает, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности при помощи сказкотерапии.
Моя работа заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии. Мой опыт охватывает период с 2018 года по настоящее время. Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы, имеющиеся у детей, родителей, составить индивидуальные маршруты для ребенка, подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста. Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации сказкотерапии для решения обозначенной психолого-педагогической проблемы.
Диапазон моего опыта представлен комплексной системой работы с детьми, педагогами, родителями. Для детей старшего дошкольного возраста я использую программу Цветик-Семицветик Н.Ю. Куражевой, терапевтические сказки О.В. Хухлаевой с помощью сказок и игр на групповых профилактических занятиях. Во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и индивидуальных консультациях с родителями.
Синтезируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
- Приложения
Мой ютуб канал с видео сказками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...
Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...
Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...
Собственный педагогический опыт воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1, р/п Сараи Литвинова Людмила Алексеевна
Идея опыта: Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике.Развить интерес к русским трад...
ОБОБЩАЮ И РАСПРОСТРАНЯЮ СОБСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ОБОБЩАЮ И РАСПРОСТРАНЯЮ СОБСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
Собственный педагогический опыт "Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосе...