Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
учебно-методический материал на тему

Фазлова Нурия Растямовна

          Ведущая идея  педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью техник рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственный  инновационный педагогический опыт

 «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.

                                                 «У человека может быть много разных настроений,

                                                  но душа у него одна, и эту свою душу он

                                                  неуловимо вкладывает во все свое творчество».

                                                                                                         Джон Голсуорси

Актуальность и перспектива опыта

         Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного  образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одна из целей ФГОС является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.  

        Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни. А  развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей современного детского сада. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.        

          Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной

жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

          Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих

способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку

связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного

пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и

воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным

возможностям личности.

           В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».      

          Я считаю, что задача современного дошкольного образовательного

учреждения - создание условий для систематической, комплексной

 работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

          Как известно – все дети талантливы. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Поэтому важно, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.                            

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

         Из своего опыта могу сказать, что все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. В свою очередь, рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

        Мои наблюдения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию.

         Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Они позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

         Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание использованию нетрадиционной техники рисования, которая проста и доступна в использовании, эффективна для создания выразительных образов и способствует развитию специальных художественно-творческих способностей детей.

         Я считаю, что развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. А чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

         Формирование навыков должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

          На занятиях, по изобразительной деятельности у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

         Работа по изодеятельности стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.  Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

          Для будущего наших детей очень важно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Поэтому свою работу я строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

       

         Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

          Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

          Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к познанию.

          Техники  рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

         Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Наличие теоретической базы опыта

          Изобразительная деятельность – своеобразное познание окружающей действительности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

          В процессе рисования дошкольники учатся рассуждать, делать выводы. При этом обогащается их словарный запас. Рисование с натуры способствует развитию внимания у детей. Рисование по представлению  развивает память.

         О техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1. Гаврина С. и др. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать и красиво рисовать», Ярославль, 1997г.,

  2. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», Москва, 2000г.,

 3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005г.,

  4. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.,

5. Комарова Т. «Изобразительная деятельность детей в детском саду». – М.: 2006.,

6. Котляр В. «Изобразительная деятельность дошкольников». Киев, 1986.,

7.  Соломенникова О. «Радость творчества» - М.: 2005 и др.

Ведущая педагогическая идея.

          Идея моего педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью техник рисования.

          Для развития творчества и систематизации знаний детей, я  поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Оптимальность и эффективность средств

Необходимость решать   проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной образовательной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности  детей, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

           Развитие способностей дошкольников зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является дидактический материал. Известно, что у дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда дидактический материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают педагогу такие возможности, стирая грань между обучением и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

         Незаменимым помощником для воспитателя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к НОД по любомой теме. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе дошкольниками, владеющими разной степенью освоения материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, закрепления ранее пройденного и как средство подачи информации

         Работу по формированию творческих способностей дошкольников  может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, педагоги дополнительного образования, учителя. Что-то могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

          Организовать работу по формированию творческих способностей  не трудно при наличии художественных материалов, образцов рисунков в разной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

         Сущность опыта заключается в процессе художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников  и строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

          В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

          Приобретя соответствующий опыт рисования, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

«Монотипия», «Печатание», «Рисование нитками», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»,

«Мятый рисунок», «Рисование по стеклу», «Рисование методом тычка»,

«Печатание», «Оттиск поролоном» и др.

         Каждый из методов  является маленькой игрой, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях по  рисованию важно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

           «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни» (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается смысл этой идеи – в воспитание у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

            Работа с детьми, неизбежно ведет к сотрудничеству и  с их родителями. Я  использую любую возможность общения с ними для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, этот опыт ребенка задает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Из своих наблюдений я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми – это важнейшее условие его психического развития. Поэтому я строю работу  совместно с родителями: в сотрудничестве с ними  выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее.

           Я думаю, что такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

           Я сделала вывод, что если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества дошкольников и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

       Развитие способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Игровая, как основной вид деятельности дошкольников,  помогает развитию творческих способностей последних.

Результативность опыта

 

          В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

          Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

          Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к различным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

           Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

          Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

         Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

         С помощью различных  техник рисования ребенок имеет возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

           Мой опыт работы с детьми подтверждают и результаты мониторинга. Дети показывают высокие результаты по следующим направлениям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение анализировать свою работу и работу сверстников;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

          Мой опыт  работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами рисования способствовал:

- формированию эстетических чувств;

- развитию художественного вкуса, эстетической этики;

- формированию интеллектуальных, творческих и художественных способностей.

Возможность тиражирования

          Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне ДОУ, района, республики, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских научно-практических конференций,  провожу открытые занятия. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены

на сайте образовательного учреждения,  на сайте РУО, на личном мини-сайте  на nsportal, на сайте МААМ. ru.

В заключение

       Есть великая  «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:  «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец, открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообра...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

Педагогическое ателье «Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приёмах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...