Собственный педагогический опыт воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1, р/п Сараи Литвинова Людмила Алексеевна
материал
Идея опыта: Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике.
Развить интерес к русским традициям и промыслам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_sobstvenn_pedag_opyt_s_foto.docx | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственный педагогический опыт
воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1 Литвиновой Людмилы Алексеевны
Тема: Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста»
Идея опыта: Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике. Развить интерес к русским традициям и промыслам.
Структура описания собственного педагогического опыта
1. Сведения об авторе. 2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Актуальность и перспективность опыта. 5. Новизна опыта. 6. Адресность опыта. 7. Трудоёмкость опыта. 8. Технология опыта. 9. Результативность опыта. 10. Приложения.
1.Сведения об авторе.
Ф.И.О. - Литвинова Л. А. Образование - Среднее специальное. Название (полное) учебного заведения, год его окончания - Спасское педагогическое училище, 1986 г. Специальность по диплому - «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Место работы - МДОУ Сараевский детский сад №1. Должность - воспитатель. Педагогический стаж - 34лет. Стаж работы в занимаемой должности - 34 лет. Стаж работы в данной организации – 5 года Квалификация - высшая.
Награды: Свидетельство о занесении на Доску почёта Сараевского муниципального района главы администрации муниципального образования Сараевский муниципальный район Рязанской области – 2015 г. Диплом Министерства образования Рязанской области за активное участие в областном этапе конкурса «Воспитатель года России – 2015» - 2015 г. Почётная Грамота главы администрации муниципального образования Сараевский муниципальный район -2017 г. Почётная Грамота начальника отдела образования Сараевский муниципальный район – 2017 г.
Грамота МДОУ Сараевский детский сад №1 - 2015г. Грамота МДОУ Сараевский детский сад №1 - 2017г. Грамота за активное участие в проведение смотра – конкурса «Герб моей семьи» МДОУ Сараевский детский сад №1 - 2015 г. Благодарность за качественную подготовку летних мероприятий МДОУ Сараевский детский сад №1 - 2016 г. Диплом 2 степени смотра – конкурса «Лучшее оформление группы к Новому году» МДОУ Сараевский детский сад №1 – 2016 г. Благодарность за качественную подготовку и интересное проведение5 мероприятий в рамках Недели театра (27-31 марта 2017г.) МДОУ Сараевский детский сад №1 – 2017 г. Сертификат ОГБУДО «Детский эколого – биологический центр» интернет выставки «Новогодняя сказка» - 2017 г.
2.Условия формирования опыта.
«Только тот, кто любит, Ценит и уважает накопленное И сохранённое, предшествующим Поколением, может любить Родину, Узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем.
Мы сейчас подходим к новым условиям работы в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.
Сейчас я работаю с детьми младшего дошкольного возраста – это вторая младшая группа. В группе младшего возраста оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной посёлок); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с посёлком, с краем, страной, государственной символикой.
В уголках изодеятельности выделено место для так называемой полочки красоты, где периодически выставляю предметы декоративно – прикладного искусства. Необходимо пополнять наглядно – демонстрационный материал по разделам (например, «Предметы старины», «Защитники Отечества», «День Победы», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси»).
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданином России.
Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, Экскурсии, совместное творчество, посещение музея и т. д.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Для успешной работы по патриотическому воспитанию я подобрала следующую методическую литературу:
1.Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2011г.
2. Козлова С. А. Мой мир. Москва, 2000г.
3. Шаламова Е. И. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ.2011г.
4.Комарова Т. С. Народное искусство в воспитание детей. Москва, 2004г.
5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003г.
6.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Санкт – Петербург,2010г.
7. Жуковская Р. И. Родной край. Москва, 1990г.
3. Теоретическая база опыта.
На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.
Методическая разработка «Растим патриотов России» представлена в следующих направлениях:
- Моя семья – дом – детский сад.
- Мой родной посёлок – частица Рязанской области.
- Россия – Родина моя.
- Земля наш общий дом.
- Достижение эффективных результатов при организации деятельности патриотической направленности предоставляется возможным лишь при соблюдении ряда требований:
- Учёт возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- Всемерное развитие их эмоциональной сферы
- Учёт опыта семейного воспитания, традиций.
Все эти положения взаимосвязаны и должны реализоваться в единстве.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы.
В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?
Для успешной деятельности по формированию представлений о явлениях общественной жизни и формированию патриотических чувств мною были выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны носить не только воспитывающий, но и обучающий характер.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.).
- Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей изобразительным искусством.
Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а поминанию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и дошкольников.
По своим наблюдениям я уже давно отметила для себя, как интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. А в достаточной ли мере мы взрослые, родители и педагоги, поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Поэтому я считаю, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданный трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Моя главная цель в этом направлении – совместная деятельность с родителями.
Моя главная задача в работе с дошкольниками - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему:
- Семья.
- Труд людей.
- Традиции.
- Общественные события и т. д.
При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Новизна системы работы.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а также физического развития.
Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, за свой край, за свою семью, вызвать у них восхищение творчеством русского народа вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни и воспитания патриотических чувств.
Это очень сложный, но в тоже время важный и нужный процесс работы. Да и само слово звучит строго и важно патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Воспитательно – образовательный – творческий проект «Моя семья, дом, детский сад» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию спихологической активности ребёнка к школе и соответствует принципам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Использование проектной деятельности как средство воспитания любви к Родине, к самому близкому – к родному дому и детскому саду будет наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого я стараюсь наладить доверительные отношения со всеми членами семьи воспитанников.
Мои трудности в системе работы.
Трудности в реализации данной системы работы заключаются в следующем:
- Низкое познавательное развитие детей.
- Недостаточно развито произношение детей в разговорной речи.
- Низкая заинтересованность родителей.
- Могут быть упущены отдельные направления проекта из – за большого объёма изучаемого материала и отсутствия детей по определённым причинам.
- Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чём говорит воспитатель.
Чтобы преодолеть эти трудности стараюсь использовать всевозможные способы, средства и формы в работе по своей направленности приобщая в совместную работу родителей.
4. Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время воспитание патриотических чувств, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Задача педагога: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему - семья, труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни воспитания патриотических чувств.
Данный опыт не исчерпывает проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. Перспективы мы видим в разработке проблемы преемственности патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе.
Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников.
«Любовь к родному краю, родной культуре, Родной речи начинается с малого – с любви, К своей семье, к своему жилищу, к своему Детскому саду. Постепенно расширяясь, Эта любовь к прошлому и настоящему, Ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы сейчас работаем в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.
Система и последовательность методической разработки «Растим патриотов России» представлена в следующих направлениях:
- Моя семья – дом – детский сад.
- Мой родной посёлок – частица Рязанской области.
- Россия – Родина моя.
- Земля наш общий дом.
Достижение эффективных результатов при организации деятельности патриотической направленности предоставляетсявозможным лишь при соблюдении ряда требований:
- Учёт возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- Всемерное развитие их эмоциональной сферы;
- Учёт опыта семейного воспитания, традиций
Все эти положения взаимосвязаны и должны реализоваться в единстве.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы.
В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а так же физического развития.
Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы. Прогулка в лес, поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:
1. Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
3. Расширение представлений о России, как о родной стране, о Саратове, как о родном городе.
4. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, такими как изобразительная деятельность, художественное слово.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Приоритеты.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью.
5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. При знакомстве с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.
Средства.
- Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Взаимосвязь всех участников процесса.
Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, герб семьи, проведение совместных мероприятий, праздников, развлечений, экскурсий, консультаций, родительских собраний. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Акимовой Антонины Николаевны по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»
Инновационный опытпо формированию навыков безопасного поведения представлен в виде отчета.....
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
Представление собственного инновационного опыта воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Дегановой Риммы Павловны «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»
laquo;Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»...
Портфолио воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи Литвиновой Людмилы Алексеевны
I. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА1.1. Общие сведения1.2. Официальные документы1.3. Повышение квалификацииII. ПОРТРЕТ 2.1. Характеристика 2.2. Эссе «Мои приоритеты в профессии»III. ПРОФЕС...
Эссе. Воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи.
В последнее время в нашей стране уделяется много внимания дошкольному образованию. Оно стало первой и, несомненно, главной ступенью и это правильно, ведь именно, в детском саду начинается социал...
Эссе. Воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи.
В последнее время в нашей стране уделяется много внимания дошкольному образованию. Оно стало первой и, несомненно, главной ступенью и это правильно, ведь именно, в детском саду начинается социал...