Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»
материал (средняя группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО

Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО

Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»

г. Железногорск, 2023 г.

Задание 1.

Составьте конспект мастер-класса для воспитателей ДОО по теме: «Диагностика математического развития дошкольников».

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Тимошина Елена Ивановна, я воспитатель.

Тема: И сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Диагностика математического развития дошкольников» дошкольников старшей группы.

Цель: Целью мастер-класса является передача опыта по диагностике математических представлений дошкольников старшей группы

Задачи: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию диагностики математических представлений дошкольников старшей группы

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования диагностики математических представлений дошкольников старшей группы.

Развивать интерес, инициативу и желание применять на практике данную диагностику

Оборудование и материалы: каждому участнику мастер-класса предоставляется диагностика математических представлений дошкольников старшей группы на бумажном носителе (Таблица 1 в конспекте), предметные картинки (6 матрешек, 9цветов, 7солдатиков, 8 бабочек), мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос, картинки - солдатики (5-7 штук), три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины), ленточки   разной длины и ширины ( 7-10 штук), набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, сюжетные картинки: подъем, гимнастика, умывание, завтрак, одевание, занятие.

Ход мастер-класса 

Эта тема актуальна, потому что данные педагогической̆ диагностики ориентируют воспитателей̆ на  анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой̆ в целом. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе.

Подходы к оценке математического развития детей дошкольного возраста разнообразны в зависимости от концептуальных идей программы развития, по которой работает дошкольное образовательное учреждение и непосредственно конструируется процесс развития математических представлений у детей.

Я хочу представить вам диагностическую программу для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшей группы, основываясь на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и разработанную педагогическим коллективом ДОУ систему диагностических материалов.

Для проведения диагностики используются задания, выявляющие наличный уровень освоения ребенком количественных, пространственных, временных представлений, а также представлений о величине и форме предметов.

Таблица 1. Диагностика математического развития дошкольников

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1. Умение считать (отсчитывать) предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10), пользоваться количественным порядковым счетом в пределах 10

1.        Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».

Материал:  предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 9 цветов, 7 солдатиков, 8 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает                        (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

2. Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, получать равенство из неравенства

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной из них было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

  • Кого больше (меньше)?
  • На сколько?
  • Сделай так, чтобы их стало поровну.
  • Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

3.Умение устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

  • Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
  • Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)

  • Посчитай количество игрушек каждой части.
  • Чего больше?
  • Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

-        Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.                                                                  

1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Умение систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: картинки - солдатики (5-7 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?
Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

  • Что ты видишь справа (слева) от себя?
    -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
  • Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
    от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Представления о днях недели, последовательности частей суток

1.        Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: подъем, гимнастика, умывание, завтрак, одевание, занятие .

2.        Дидактическое упражнение
«Назови соседей»

1.        Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
подъем, гимнастика, умывание, завтрак, одевание, занятие

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.        Вопросы:

  • Если вчера было воскресенье, какой день
    недели сегодня?
  • А какой день недели следует за четвергом?  И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.                                              2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает  1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Таки образом, вы познакомились с моим опытом работы по использованию диагностики математических представлений дошкольников старшей группы.

А сейчас попрошу всех выйти ко мне и сесть в круг. Расскажите о своем эмоциональном состоянии в начале мастер-класса и в конце. Что нового вы узнали, чему научились? В чем были затруднения? Как вы оцениваете свое участие на мероприятии?  (Все участники мастер–класса поочередно высказываются).

Надеюсь, я вызвала интерес,  инициативу и  желание применять на практике данную диагностику. Спасибо за ваше внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Мастер класс для педагогов на тему "Диагностика экологических знаний дошкольников"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, ...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема «Диагностика речевого развития дошкольников»

Конспект мастер-класса для педагогов ДООТема: «Диагностика речевого развития дошкольников»...