Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»
материал (средняя группа)
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО
Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО
Тема: «Диагностика математического развития дошкольников»
г. Железногорск, 2023 г.
Задание 1.
Составьте конспект мастер-класса для воспитателей ДОО по теме: «Диагностика математического развития дошкольников».
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Тимошина Елена Ивановна, я воспитатель.
Тема: И сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Диагностика математического развития дошкольников» дошкольников старшей группы.
Цель: Целью мастер-класса является передача опыта по диагностике математических представлений дошкольников старшей группы
Задачи: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию диагностики математических представлений дошкольников старшей группы
Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования диагностики математических представлений дошкольников старшей группы.
Развивать интерес, инициативу и желание применять на практике данную диагностику
Оборудование и материалы: каждому участнику мастер-класса предоставляется диагностика математических представлений дошкольников старшей группы на бумажном носителе (Таблица 1 в конспекте), предметные картинки (6 матрешек, 9цветов, 7солдатиков, 8 бабочек), мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос, картинки - солдатики (5-7 штук), три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины), ленточки разной длины и ширины ( 7-10 штук), набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, сюжетные картинки: подъем, гимнастика, умывание, завтрак, одевание, занятие.
Ход мастер-класса
Эта тема актуальна, потому что данные педагогической̆ диагностики ориентируют воспитателей̆ на анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой̆ в целом. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе.
Подходы к оценке математического развития детей дошкольного возраста разнообразны в зависимости от концептуальных идей программы развития, по которой работает дошкольное образовательное учреждение и непосредственно конструируется процесс развития математических представлений у детей.
Я хочу представить вам диагностическую программу для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшей группы, основываясь на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и разработанную педагогическим коллективом ДОУ систему диагностических материалов.
Для проведения диагностики используются задания, выявляющие наличный уровень освоения ребенком количественных, пространственных, временных представлений, а также представлений о величине и форме предметов.
Таблица 1. Диагностика математического развития дошкольников
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1. Умение считать (отсчитывать) предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10), пользоваться количественным порядковым счетом в пределах 10 | 1. Дидактическое упражнение Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 9 цветов, 7 солдатиков, 8 бабочек). 2. Дидактическое упражнение Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.) | 1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п. | 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?». 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов |
2. Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, получать равенство из неравенства | Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал | Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной из них было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек?
| 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). 2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может |
3.Умение устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью | Диагностическая игра «Часть и целое». Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов | Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:
- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)
- В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм | 3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого). 2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть. 1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями |
Умение систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине | 1. Дидактическая игра «Построй солдат». Материал: картинки - солдатики (5-7 штук) разные по высоте. 2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки». Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук | Вопросы: - Что ты видишь на столе? -Посмотри, все ли солдатики одинаковы? - Чем они отличаются? Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». | 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты). 2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания. 1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок |
Знания о форме предметов | Дидактическая игра «Что где лежит?». Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос | Задания: - Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? -Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. -Разложи фигуры в ряд, под каждой из них | 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку. 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок |
Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений | Игра «Встань там, где я скажу» | Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:
| 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям. 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно |
Представления о днях недели, последовательности частей суток | 1. Дидактическая игра «Наш день». Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: подъем, гимнастика, умывание, завтрак, одевание, занятие . 2. Дидактическое упражнение | 1. Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) 2. Вопросы:
| 3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели. 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов |
Таки образом, вы познакомились с моим опытом работы по использованию диагностики математических представлений дошкольников старшей группы.
А сейчас попрошу всех выйти ко мне и сесть в круг. Расскажите о своем эмоциональном состоянии в начале мастер-класса и в конце. Что нового вы узнали, чему научились? В чем были затруднения? Как вы оцениваете свое участие на мероприятии? (Все участники мастер–класса поочередно высказываются).
Надеюсь, я вызвала интерес, инициативу и желание применять на практике данную диагностику. Спасибо за ваше внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР»
План -конспект проведения мастер -класса с педагогами дошкольниками....
Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»
Мастер - класс для педагогов использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....
Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"
Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...
Мастер класс для педагогов на тему "Диагностика экологических знаний дошкольников"
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, ...
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО Тема «Диагностика речевого развития дошкольников»
Конспект мастер-класса для педагогов ДООТема: «Диагностика речевого развития дошкольников»...