Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя
план-конспект урока по логопедии на тему

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям

Работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения, опирается в первую очередь на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

        

        Работа над коррекцией речевого развития дошкольников ведётся в тесном сотрудничестве логопеда и музыкального руководителя.

Формы взаимодействия:

  1. Обсуждение результатов диагностики в рамках медико-педагогического консилиума.
  2. Работа по коррекции просодических сторон речи.
  3. Проведение логоритмических занятий.
  4. Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми по запросу логопеда.
  5. Использование музыкального материала на логопедических занятиях.
  6. Адаптирование логопедом речевого материала, используемого на утренниках.
  7. Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

   Логопед и музыкальный руководитель используют общие схемы, условные обозначения, символы, наглядности для более основательной и углублённой работы:

  1. по развитию высоты, силы, тембра голоса;
  2. по развитию интонационной выразительности;
  3. по формированию фонематического слуха.

Задачи воспитания звуковой культуры речи:

  1. формирование правильного звукопроизношения;
  2. выработка дикции;
  3. работа над фонетическим ударением;
  4. формирование темпа речи и качеств голоса;
  5. воспитание выразительности речи;
  6. развитие речевого слуха и речевого дыхания.
  7. Детей часто затрудняет постановка словесного ударения. Ударение – выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Так, например, на логопедических занятиях отрабатывается навык выделения ударного и безударного слога. Используем схемы, где дан ряд аналогичных рисунков. Больший по размеру рисунок – это так называемый ударный слог.
  8. Берём слог «на» и соответственно данной схеме произносим его в ударной и безударной позиции.
  9.       «НА-на-на»     «на-НА-на»     «на-на-НА»

Используя данные схемы, отрабатываем навык ударного и безударного слога на логопедических занятиях. Навык определения ударного слога необходим для усвоения основного правила орфографии – правописание безударных гласных.

Эту тему успешно отрабатываем и на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель использует те же схемы. Но ударный и безударный слог – это тихий или громкий звук на том или ином музыкальном инструменте. (Барабан, колокольчик, металлофон, ложки.) Ударный слог соответствует звуку на инструменте, который звучит громче.

Логопед и музыкальный руководитель используют общую схему для развития высоты и силы голоса. Темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства: нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро.

«Забираемся на горку и спускаемся с горы»
На логопедических занятиях по этой схеме произносим звук тихо, потом громче, совсем громко. И наоборот. Тот же приём использует и музыкальный руководитель. Дети поют тихо или громко гласные звуки.

.   Коррекционная работа по развитию интонационной выразительности.

   На логопедических занятиях используются символы радостного, грустного настроения.

Дети произносят фразы с различной интонационной выразительностью. Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения.

Выразительность возникает тогда, когда ребёнок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения, эмоции.

Та же работа проводится и на музыкальных занятиях. Под руководством музыкального руководителя дети поют песни с выражением грусти, радости, удивления.

Музыкальный руководитель и логопед ведут совместную работу, в результате которой:

  1. обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;
  2. дети учатся думать, творить, фантазировать, сочинять, развивать коммуникативные умения;
  3. осуществляется эстетическое воспитание;
  4. формируется внимание и наблюдательность.
  5. Схемы, условные обозначения, сказочные персонажи – это связующие моменты занятий логопеда и музыкального руководителя.
  6.  Все методы и приемы, используемые специалистами детского сада, направлены на преодоление речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.
  7.  Тесная взаимосвязь коррекционно-развивающей деятельности специалистов имеет большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным изменениям в творческом и речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ

Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....

Сообщение "Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ"

В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играют совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и спо...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединени...

Перспективное планирование совместной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Основные задачи совместной работыучителя-логопеда и музыкального руководителя 1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематическоговосприятия;2. Развитие основных компонентов звуковой ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...