Доклад на педсовете на тему "Говорящая среда в ДОУ"
методическая разработка
Суть технологии «Говорящая среда» - создать образовательное пространство в ДОУ, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Но, в «Говорящую среду» мы вовлекаем не только детей , но и родителей.
Что такое «Говорящая» среда для родителей и зачем она нужна? Согласно ФОП ДО, родитель — это такой же полноценный участник образовательного процесса, как педагог и ребёнок. Важно учитывать мнение родителя, знать, чем он может быть полезен для организации воспитательно-образовательной работы и какие у него могут возникнуть вопросы.
Поэтому, я хотела бы рассказать о моей работе «Говорящей» среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Суть технологии «Говорящая среда» - создать образовательное пространство в ДОУ, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Но, в «Говорящую среду» мы вовлекаем не только детей , но и родителей.
Что такое «Говорящая» среда для родителей и зачем она нужна? Согласно ФОП ДО, родитель — это такой же полноценный участник образовательного процесса, как педагог и ребёнок. Важно учитывать мнение родителя, знать, чем он может быть полезен для организации воспитательно-образовательной работы и какие у него могут возникнуть вопросы.
Поэтому, я хотела бы рассказать о моей работе «Говорящей» среды.
Традиционная раздевалка превращается в мощный механизм, способный соединить родителей, детей и педагогов в единую «говорящую» среду. Ежедневные действия, происходящие в раздевалке, разожгут интерес к жизни ребёнка в детском саду, позволив родителям вспомнить свое собственное детство и стать активными участниками образовательного процесса.
Родителей мы погружаем в образовательный процесс, родители – партнёры, соучастники образовательного процесса. Считаю, нужно и важно сообщать родителям о том, что происходит в детском саду, в группе. В современный век настолько все заняты, информация должна быть кратка и понятна родителям. А раздевалка, это то место, где мы каждый день взаимодействуем.
Зачем нужна говорящая раздевалка?
- Мотивация: Говорящая раздевалка играет важную роль в мотивации детей. Яркие звуки и приветствия из разных источников поднимают настроение и делают процесс более увлекательным.
- Социальные навыки: Через взаимодействие с "говорящими" элементами дети учатся общению и пониманию других.
- Эмоциональное развитие: Интерактивные стенды помогают детям выражать свои чувства, что способствует эмоциональному осознанию и развитию.
Стенды в говорящей раздевалке
Оформление руками ребенка, где вклад внес КАЖДЫЙ ребенок
-«Лист поощрений»- У нас в группе был придуман своеобразный «Лист поощрений», на месяц, сделан он из ватмана, разлинован, и каждый ребенок написал свое имя, каждый день ребенок получал наклейку, за месяц у детей их накопилось очень много,в этом месяце тема поощрения была, «Кто быстро и качественно оденется». И в конце месяца дети получили мериндинку.
- «Календарь»- ко Дню мамы, мы создали календарь, где каждый день дежурный ребенок приклеивал цветок на сегодняшний день, мы с детьми считали, сколько дней осталось до праздника. Дети рассказывали родителям, что они их очень ждут. И мы сделали видео приглашение детей, разместили его в родительском чате. И сейчас у нас Новогодний календарь «В ожидании Нового года»
- "Здравствуй, я пришел" Этот стенд служит первым элементом приветствия для детей. Когда ребенок приходит в детский сад, он перевешивает свою фотографию из окошка «дом» в окошко «детский сад». Данная функция помогает детям почувствовать свою значимость и принадлежность к группе.
- "Наше меню" Стенд "Наше меню" информирует детей о блюдах, которые будут поданы сегодня. Он может содержать изображения различных блюд с описанием и веселыми комментариями. Это не только формирует у детей хорошие привычки в питании, но и повышает интерес к еде.Этот стенд у нас сейчас в разработке.
- "Уголок настроения" Этот стенд позволяет детям делиться своими эмоциями. На нем могут быть представлены картинки с различными выражениями лиц. Это помогает развивать эмоциональный интеллект и учит детей выражать свои чувства. Картинки эмоций на каждом шкафчике в виде облачка, и бусина со смайликом передвигается по ните.Каждое утро ребенок сам передвигает бусину.
-Активность «Спроси-поддержи». Это карточки с фразами «Спроси» , «Поддержи», на двери у нас расположена картинка со словами : «Я горжусь тобой , «А как бы ты сам поступил?» ,»У тебя все получится» и т.д.. Эту картинку я размещаю на входной двери и отправляю в чат, родителям объяснила, как мы будем работать с этой картинкой, и в течении недели родители, когда приходят за детьми или приводят в детский сад, могут спросить ребёнка и сказать ему слова поддержки. Таким образом происходит взаимодействие между педагогами, родителями и детьми.
- «Алгоритм одевания» у нас оформлен на шкафчике в виде фотографий ребенка, где последовательность действий показана наглядно. Расположен алгоритм на свободном шкафчике на уровне глаз детей.
- «Это можно взять с собой» - это карман , в который кладем задания на дом по тематической недели, ребенок берет, выполняет дома , и показывает, как он справился.
- «Фотовыставка» - как одна из форм работы с родителями. Они из «зрителей» и «наблюдателей» стают активными участниками воспитательно-образовательного процесса. У нас в группе проходят много фотовыставок «Мое село в фотообъективе», «Прогулка в осеннем лесу», «Мы тоже были детьми» и т.д., а сейчас у нас новая фотовыставка «Как мои мама и папа ждали Деда Мороза»
-«Наши работы»- это папки , в которые кладутся детские работы.
Говорящая раздевалка — это не просто удобство, а важный инструмент в обучении и воспитании детей. Она объединяет элементы интерактивности, игры и коммуникации, создавая положительную атмосферу в детском саду. Использование стендов "Здравствуй, я пришел", "Наше меню" и "Уголок настроения" позволяет формировать у детей навыки общения, познания и эмоционального выражения, что является важной основой для их дальнейшего развития.
А из «Говорящей» среды в группе у нас новый «Уголок уединения»- Во многих группах сейчас создаются специальные уголки для уединения. Они служат для поддержания психологического комфорта детей, и могут использоваться для всех возрастных групп.
Уголки уединения могут иметь различное оформление: норки, домики, конусы, или просто уголок огражденный ширмой или шторкой.
Наполнение таких уголков также может быть различным: подушки, игрушки-антистресс, мягкие и сенсорные игрушки, плеер с записью звуков природы, баночки для избавления от злости и обиды (это баночки с крышкой, ребенок проговаривает отрицательные переживания в такую баночку, и затем плотно закрывает её). Можно разместить там фотоальбом с фотографиями птиц, животных, пейзажей, семейными снимками воспитанников. Конечно не следует размещать в таком уголке предметы, которые могут травмировать и ранить детей. В нашей группе это шатер, на полу круглый палас, подушки, огромные гуси.А на шторе с двух сторон гирлянда.
- «Календарь наблюдения за погодой»- графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Основная суть этого элемента говорящей среды в том, что дети, находясь на прогулке, либо по дороге в садик наблюдают за явлениями природы, за изменениями в природе, окружающей их среде.
Далее приходя с прогулки дети самостоятельно фиксируют все свои наблюдения в календаре наблюдений самостоятельно.
Ведение календаря наблюдения за погодой имеет большое значение для экологического воспитания детей, расширения их кругозора, развития и уточнения представлений о явлениях природы, установления определенных логических связей и зависимостей между ними, обогащения словарного запаса, развития наблюдательности и познавательного интереса.
Лучшее время для этого- после возвращения с прогулки, то есть перед сном. Работа ведется ежедневно.
Расположение календаря – центр природы и экспериментирования. Организован таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; могут воплощать все ими задуманное. В свободном доступе, тут же находятся средства фиксации погоды и природы. В средней группе это фломастеры и карандаши. Начиная со старшей – карандаши, ручки и т д.
И закончить мне хочется словами В.А.Сухомлинского
- Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...

Доклад на педсовете "Детский сад среда здорового образа жизни" Утренняя гимнастика ДОУ.
Утренняя гимнастика ДОУ.Использование нетрадиционных форм утренней гимнастики....

Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»
Доклад на педсовете«Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»Разработала воспитатель Карагозян Римма Ашотовна М...
Доклад на педсовете на тему «Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды за прошедший 2014 год в рамках проектной деятельности»
Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, ко всему живому....
Доклад к педсовету "Влияние предметно-пространственной среды, духовной нравственности, детской игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников"
В докладе я описываю какая должна быть предметно-развивающая среда в ДОУ. как среда влияет на развитие ребенка, на развитие коммуникативных способностей детей....

Доклад на педсовете. Интерактивная предметно – развивающая среда в детском саду
Доклад на педсовете. Интерактивная предметно - развивающая среда в детском саду...
Доклад на педсовет «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открываю...