Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анновская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша
Корочанского района Белгородской области»
Доклад на тему:
«Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
Выполнила:
воспитатель дошкольной группы
Костомаха С.А.
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (книжный уголок, шкафчик с игрушками и т. д.).
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в старшей разновозрастной группе детского сада, мной учитывались следующие принципы:
1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
2. Для развития самостоятельности среда должна быть вариативной, состоять из различных элементов (уголок безопасности, книжный уголок, экологическая тропинка, музыкальный зал, уголок экспериментирования, творческий уголок и др.) которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможности внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).
5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами творческой деятельности: поделками из природного материала, соленого теста и глины.
7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Пространство группы организовывается в виде разграниченных зон («Центры», «Уголки»), которые оснащены развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и др). Все предметы должны быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
- уголок для сюжетно ролевых игр («Детям знать положено» (ПДД), «Кукольный театр», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Безопасность» «Уголок здоровья»);
- уголок для игрушек: машинки, куклы, мелкие игрушки (зоопарк, мебель для маленьких кукол.
- математический уголок: математические дидактические игры, счеты, часы и т. п.
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок «Хочу все знать». (Книги обновляются в соответствии с темой недели и ближайшими праздниками, материал доступен и соответствует возрасту ребенка. В книжном уголке находятся книжки, литературные игры, викторины, сюжетные картинки и т. п.).
- зона для настольно печатных игр (предлагаются следующие игры, н-р : «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам»и др.)
- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.). Материал необходимый для творческой деятельности: тонированная бумага, кисти, палитра, непроливайка, акварельные краски, пастель, восковые карандаши, пластилин, доска для лепки и т. д.);
- уголок природы (в уголке природы находится разнообразный природный материал: шишки, ракушки, камни, мох, семена растений. Имеется оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, пульвырезатор, тазики, тряпочки, совочки, фартучки. Центральное место в уголке природы, конечно же, занимает календарь природы).
- спортивный уголок (комплектация уголков: скакалки, обручи, шнуры, кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, мячи и мешочки с песком для метания, корзины для игр с бросанием, кегли. Выносной материал (по возрасту детей): мячи резиновые, мяч футбольный, ворота футбольные, колцеброс, бадминтон, скакалки, обручи и т. д. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики).
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
- уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в шкафчике, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
- музыкальный уголок (оборудование музыкального уголка включает в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования: пианино, металлофон, шарманки, дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия (нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей). Аудио-, видео - диски и кассеты.
- стенд информации для родителей (сетка занятий, режим дня, годовые задачи детского сада, консультации и рекомендации, объявления с мероприятиями в детском саду и в группе и т. д.)
Отношения в образовательной среде должны строится на основе взаимопонимания, преобладающего позитивного настроения, авторитетности ее руководителей, участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности, продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.
Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый – и ребенок, и воспитатель – обучает и себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образователь...
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...
Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Об организаци предметно - пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС...
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО.
Выступление на педагогическом совете ДОО на тему: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО....
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Консультация для молодых педагогов.Развивающая предметно-пространственная среда - определенное пространство, организационнооформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения ...
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда-определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, ...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...