Доклад к педсовету "Влияние предметно-пространственной среды, духовной нравственности, детской игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников"
статья
В докладе я описываю какая должна быть предметно-развивающая среда в ДОУ. как среда влияет на развитие ребенка, на развитие коммуникативных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkola.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Школа №1391 г. Москвы
ДОКЛАД
К педсовету на тему: «Влияние предметно-пространственной среды, духовной нравственности, детской игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников».
Подготовила:
Воспитатель –Диброва О.И.
Москва 2016г.
Предметно-пространственная среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.
Какой же должна быть среда?
Очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявлять свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно-развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, т. е. психологическая безопасность среды.
Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, т. е. гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.
В предметно-развивающую среду мной включены были развивающие игры, модели, настольно-печатные игры, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, образы героев для кукольного театра, озвученные игрушки. Необходимо помнить, что игровое поведение-один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.
Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Игрушка вызывает положительные эмоции у ребенка. У него возникает возможность для молниеносной смены ролей. Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, интонацию речи. Возникает то, что можно назвать игрой за двоих: когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает в роли спрашивающего, и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития малыша: он примеряет на себе различные ролевые поведения, учится разрешать конфликтные ситуации. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в мире людей, изображает их взаимоотношения, варианты начала и завершения разговора. В этих играх используются различные игровые средства, которые выступают в качестве заместителей других предметов. Такие игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на развитие культуры речи. Полезно готовить необходимый материал для построения сюжета совместно с ребенком.
Очень важно, на мой взгляд, предоставить ребенку выбрать одного персонажа сделанного из материалов (мишка-резиновый, плюшевый, большой и маленький, бурый и белый). Все это позволяет нам стимулировать речевое развитие – я прошу ребенка описать, рассказать историю о своем «друге». Чаще всего основу игр – драматизаций составляют сказки. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует развитию речи и коммуникативных способностей. При построении сказки дети хорошо запоминают и начинают включаться в игру. Выполняя роли отдельных персонажей. Таким образом, играя, ребенок выражает свои чувства в слове, интонации.
Размещение оборудования по секторам позволяет ребятам объединяться подгруппами, реализовывать свои творческие задумки, делиться впечатлениями, творчески осваивать новые способы деятельности: игровые замыслы, диалоги главных героев совместной игры.
С детьми младшего возраста необходима совместная с взрослым игровая деятельность: подражание взрослому, называние ребенком игровых атрибутов, использование «звучащих игрушек», которые сначала вызывают слуховое, а затем зрительное сосредоточение.
Комментирование педагогом действий малыша с предметами необходимо для развития у детей пассивной и активной речи. В этом возрасте игровое взаимодействие детей строится на основе обладания той или иной игрушкой: чем младше дети, тем больше одинаковых игрушек (2-3 экземпляра) должно быть для игры в группе. Интересно проходят игры с использованием ширмы: кто спрятался, чьи ушки, кто может так говорить и т. д. Помимо этого ширмы позволяют детям отгородиться от внешней среды, дают возможность побыть в одиночестве. Для стимулирования речевой деятельности детей 2-3 лет можно показывать фотографии их близких, задавать им вопросы: «Кто это на фотографии? Как зовут папу, маму и т.д.?». Многие дети начинают с удовольствием рассказывать о своих близких.
В старшем возрасте у ребят значительно обогащается среда, усложняются отношения внутри группы. В игре дети могут просить у своих сверстников недостающие предметы – накапливается опыт коммуникативного общения. В группе для развития речи полезно иметь игрушечные телефоны, чтобы ребята могли переговариваться друг с другом, учиться строить разнообразные речевые обороты. Интересны задания по рассматриванию иллюстраций книг, сюжетных картин. Просим детей: «Найди и расскажи, а все остальные заметили – промолчи» - формируем навыки активного слушания друг друга, развития произвольности. В свободном доступе ребят должны быть размещены материалы, способствующие овладению чтением, письмом: печатные буквы, кубики с буквами, книги с крупным шрифтом, карандаши, листы бумаги.
Существует очень эффектный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами сказки, игровой деятельности. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних реальных объектов другими условными. В качестве таких заместителей удобно использовать бумажные, геометрические фигуры (круги, квадраты и т. д.), различающиеся по цвету и по величине. Замещение основывается на каком – либо различии между героями. Это может быть различия по цвету (крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым), по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький кружок). Набор заместителей (различных геометрических фигур) должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. Разыгрывать можно русские народные сказки «Колобок», «Теремок», сказку Л. Толстого «Три медведя» и т. д. При этом очень важно выстраивать с ребенком диалогическое общение, закреплять образные речевые обороты, обращать внимание на способы и приемы решения конфликтных, спорных ситуаций.
Для обогащения речи ребенка, его коммуникативных навыков можно предложить игру «Какой?», «Какая?». Взрослый называет предмет, например «морковка». Малыш должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства: «Какая морковка?» (оранжевая, длинненькая, гладкая, на конце острая и т.д.). Для детей дошкольного возраста можно не только называть предмет, но и показывать его – опора на наглядность. Другое задание – подобрать как можно больше предметов, имеющих заданный взрослым признак: «Что бывает красное?» (флажок, помидор, яблоко и т.д.). В этой несложной игре можно называть предметы по очереди с ребенком, тогда будет веселее и легче избежать нередкого у детей замыкания на одной единственной теме. Задаваемые признаки могут быть самыми разными: что бывает круглое, вкусное, деревянное и т. п. Эти игровые задания можно выполнять не только в помещении (активное освоение предметно-развивающей среды, развитие наблюдательности и внимания), но и на прогулках. Речевое обозначение окружающей среды позволяет эффективно осваивать ее, в дальнейшем разнообразно использовать ее в построении коммуникативных взаимодействиях.
Таким образом, организация насыщенной, разнообразной предметно – развивающей среды в современном дошкольном учреждении является одним их необходимых компонентов для формирования и развития коммуникативной сфере каждого участника педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»
В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...
Картотека "Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников"
Данные игры помогают развивать коммуникативные способности у детей старшего дошкольного возраста.Так как коммуникативные способности тесно связаны с эмоциональной сферой, то также данные игры направле...
статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...
Буклет «Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольника»
Буклет для педагогов...
Буклеты "Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольника"
В буклете представлены игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников....