речевой коллоквиум
материал
речевой коллоквиум или деловая игра для воспитателей по теме "Культура речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагогов | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой коллоквиум или деловая игра
Тема: «Культура речи»
Цель: активизация деятельности педагогов по культуре речи.
Задачи: совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагогов;
активизировать имеющийся опыт за счет использования метода «мозговой штурм».
Ход коллоквиума
I. Психологический настрой.
- Говорят, что когда встречаются два педагога, обязательно начнется педсовет. Нас собралось больше, а это значит, сегодня проведем речевой коллоквиумом или деловую игру с целью активизации знаний по культуре речи.
Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в собственной речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Для начала, назовем частые ошибки в речи взрослых, которые «режут слух»:
- торопливость и невнятность,
-монотонность,
-излишнее повышение или понижение голоса,
-нарушение звукопроизношения,
-слова-паразиты и ненормативная лексика (матерные, бранные, нецензурные слова)
-неправильное ударение в словах,
- сюсюкание с ребенком, излишнее употребление слов уменьшительно-ласкательного значения.
Как избавится от таких ошибок? (заниматься самообразованием, обогащать свой словарный запас, научиться контролировать себя), чем мы сейчас и займемся.
Распределение участников на 2 команды «Гласные и Согласные»
Правила игры:
- работать дружно, согласованно,
- соблюдать порядок и тишину,
- уметь слушать,
- выслушивать задание до конца,
- отвечать громко и желательно не хором.
Первый этап игры - обогащения словарного запаса.
- Игра «Сам себе синонимайзер». Какая часть слова вам знакома?
- За 30 сек. подобрать к данному слову как можно больше синонимов (слов или фраз,
не меняющих смысл исходного слова)
Одна команда отвечает, другая считает слова.
- Девушка – (девчушка, девочка, девица, деваха, девка, молодая особа, барышня, миледи, сеньорита, мадемуазель, мамзель, мисс, мадам, фрейлейн, вертихвостка)
- Умный - (мудрый, премудрый, смышленый, толковый, разумный, мыслящий, находчивый, сообразительный, смекалистый, догадливый, головастый, хитроумный, мозговитый)
- Игра – тренинг «Ударение» – расставить ударение в словах.
Каждой команде выдается список слов, после выполнения задания, команды меняются списком для проверки.
красИвее, свЁкла , сирОты ,твОрОг, кАмбалА, позвонИт, звонИшь , договОр («обсудим договОры», «поговорим о договОрах», «довольны договОрами»), досУг (Чтобы весел был досуг,
Поскорее встаньте в круг), квартАл (во всех значениях), танцОвщица, избаловАть, тУфля, тОрты, сенсОрное развитие ,сЕнсорный телефон, кофе лАтте, завИдно, жалюзИ.
- Конкурс «Загадочный»
- Каждому члену команды, по очереди, необходимо быстро объяснить слово, не называя его, не употребляя родственных и однокоренных слов, не показывая жестами, не называть подсказывающих звуков.
- ( сарай, бурундук, фиолетовый, электричка, шпион, пашня, человек, конура, пригожий, шут, галка, донышко)
- Угадать слово, задавая вопросы команде соперника, на которые только один ответ «Да» или «Нет»
(картинка в конверте для каждой команды – пингвин, пушка)
Второй этап «От теории к практике»
Динамическая пауза
Все встаем в круг. Звучит музыка.
- Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете любые движение под музыку. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле равно количеству слогов в слове, которое я назову. (Вы быстро составляете группы по количеству слогов в слове.)
- Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» делит слово на слоги вслух.
«Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. Словесная команда (загадка-3, предложение-5)
Правило: для звукового анализа подходят только те слова, которые как слышатся, так и пишутся (нельзя брать такие слова: окно, конура)
4 конкурс «Блиц - опрос»
Команда «Гласные» | Команда «Согласные» |
1 Назовите (напишите) всегда твердые согласные звуки? (ш, ж, ц) | 1. Назовите (напишите) всегда мягкие согласные звук? (Й, Щ, Ч). |
2.На что похожа буква М? | 2. На что похожа буква Г? |
3. Придумайте слова-действия на звук М. | 3. Придумайте слова-признаки на звук Г |
4. Назовите количество БУКВ в слове деньги! (6 букв) | 4. Назовите количество ЗВУКОВ в слове пальма. (5 звуков) |
5. Определите количество слогов в слове парикмахерская (6) | 5. Определите количество слогов в слове полицейский (5) |
6. Подберите рифмы к слову лицо (кольцо, крыльцо) | 6. Подбери рифмы к слову букет (пакет, паркет, жакет). |
7. Продолжите фразу: «Через горы и леса в край родной летит…» (птица). | 7. Продолжите фразу «Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… ?» (Белка) |
8. Какая бывает ручка? (дверная, шариковая, маленькая) | 8. Какой бывает ключ? |
9. Назовите лишнее слово: «Ночь, сутки, день» | 9. Лишнее слово: «Говорить, идти, молчать» |
10. Вспомните скороговорку с именами людей (Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Про Греку.) | 10. Вспомните скороговорку про транспорт (Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. 33 вагона в ряд, тараторят, тарахтят) |
- Конкурс «Составь слово из букв»
Узнаем, что же мы сегодня получили от нашего коллоквиума, и что я вам желаю в дальнейшем.
(«Радость» «Общение»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Речевой коллоквиум»
Выступление на педагогическом совете с цельью активизирования деятельности педагогов по речевому развитию детей;совершенствования практических навыков профессиональной деятельности. Данный матери...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевой коллоквиум»
Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевой коллоквиум»...
Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»
Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...
Деловая игра Речевой коллоквиум (разговор или беседа)
Деловая играРечевой коллоквиум (разговор или беседа)1. «Быстрый ответ»Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, теа...
Деловая игра «Речевой коллоквиум»
Выступление на педсовете«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в условиях реализации ФОП ДО»...
Конспект Деловая игра «Речевой коллоквиум»
Повысить знания, профессиональную компетентность и педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.....
Презентация к конспекту деловой игры "Речевой коллоквиум"
Повысить знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития, проверить сплоченность коллектива и умение работать в команде....