Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»
ЦЕЛЬ: повысить компетентность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении рассказыванию по картине); внедрить современные технологии по обучению методы и формы работы по развитию связной речи дошкольников.
Задачи:
1) Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания, изучать новые эффективные методы в области развития связной речи у детей;
2) Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ;
3) Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, активизировать д-ть педагогов
4)Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.
Актуальность
В век современных технологий родители мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье есть компьютеры, телефоны, планшеты, которые заменяют общение взрослого с ребенком. Ведь никакие обучающие игры, мультфильмы не могут заменить общения. У детей снижается зрение, появляются невротические реакции. В настоящее время примерно 80% детей нуждаются в помощи специалистов.
ЗНАЧЕНИЕ:
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми
окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного развития, ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы и речевого воспитания, развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам сегодня показать свое педагогическое мастерство, проявить находчивость и смекалку по актуальной теме развития речи детей, повысить свой уровень профессиональной компетентности.
Ход Деловой игры «Речевой коллоквиум».
(Каждому педагогу выдается лист с заданием. -9см. приложение в конце педсовета). Сначала все педагоги последовательно выполняют 1 задание индивидуально, а затем его обсуждаем коллективно)
1 Задание: «Блиц-вопросы»
1) Назовите возраст детей, которому соответствует это суждение. В детском саду детей учат описывать предметы…., работа по обучению детей рассказыванию по картине следует начинать с . … (с 4 лет)
2)Детский рассказ описание –…это (изложение характерных признаков отдельных предметов и явлений).
3)Описательному рассказу присуща своя структура. Назовите ее.
В начале его
--- называется предмет (или приобщается краткое содержание картины,
…затем указываются характерные признаки, взаимосвязь частей
…. и в заключении говорится о назначении предмета, о действиях с ним.
• Я предлагаю посмотреть на слайд и запомнить маленький стишок-подсказку структуры, которая присуща описательному рассказу.
Название,
Характерные признаки,
Взаимосвязь частей,
Назначение предмета и действие с ним
Вы называйте поскорей.
5) О каком возрасте детей идет речь
• Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения, речь их носит характер диалога с воспитателем. ( о младшем)
• Составляет описательные рассказы из 5-6 предложений о предметах (средняя группа)
• Составляют рассказ по серии сюжетных картин, умеют развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
6) Составление рассказа по предметно-схематическому плану предполагает подготовительную работу, начинается она … с младшей группы.
7) Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь…
(Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т. д.)
8. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней…. (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
9. Что является более сложной деятельностью для ребенка – рассказ или пересказ? Почему?
(Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи – пересказом и рассказом. В пересказе ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. Это самостоятельно составленное развернутое изложение какого –либо факта. Серьезной задачей для ребенка является изложение материала в нужной последовательности, по плану).
Задание №2 – «Картинки»
На слайде вы видите 6 картин. Не все картины подходят для составления описательных рассказов. Какие требования на Ваш взгляд не были учтены? Какие требования необходимо учитывать при отборе картин?
СЛАЙД 1 - При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине
СЛАЙД 2 Предлагаю Вам составить короткий описательный рассказ к картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
Я предлагаю Вам послушать описательный рассказ ребенка
(видеоролик)
-6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Нарушена ли структура рассказа? Что именно?
Задание №3 – «Поиграем, а потом расскажем»
Назовите игры, которые Вы будете использовать с детьми при подготовке к составления описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т. д.
4 Задание- «Угадай по описанию - ОПИСАНИЕ и его виды.
На экране Вы видите разные картины. Вам необходимо правильно поднять цифру в соответствии с предложенным описанием.
ВИДЫ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗЫ
1. Описание предметных картин –
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты – объекты природы, то на пейзажной картине они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. Особое внимание уделяется описанию качеств объектов.
На этой картине есть природные объекты, часто отсутствуют живые объекты или несут второстепенную смысловую нагрузку
Работа по пейзажным картинам строится по следующим этапам:
1. Выделение значимых объектов картины.
2. Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта
3. Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины.
4. Объединение мини-рассказов в единый сюжет.
5 Задание
- Установив правильную последовательность при составлении описательного рассказа по сюжетной картине. (Ниже приводится правильная структура)
Сюжетный рассказ- передача событий, происходящих в в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.
(Структура.
1. Сообщается краткое содержание картины. Вначале называется герой, описание его внешнего вида
2. Затем излагается первое событие, по возможности объясняется, когда и где оно проходило.
3. Далее устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами.
4. Окончание.
6 ЗАДАНИЕ- «Узнай по описанию методический прием и назови его цель»
У каждого из вас имеется таблица, которую необходимо заполнить. Заполнить надо 1 и 3 столбец. В 1 столбце необходимо прописать название методического приема, во 2-м указано описание этого методического приема, в 3 столбце необходимо указать цель методического приема
1) Образец рассказа - основной прием обучения, и представляет собой краткое живое описание предмет
Цель (функциональная роль) : подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога. (В мл. и средней в начале занятия, в старшем д/в в конце занятия или в случае разнообразных рассказов.
2) Частичный образец- разновидность образца рассказа и представляет собой начало или конец предполагаемого рассказа.
Цель: Облегчает задачу самостоятельного создания текста детьми. В старшей и подг. гр.
3) Совместное рассказывание – совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает.
Цель- планирует высказывание, задает схему, подсказывает последовательность способа связи. В мл. гр, в инд. работе, в средн. гр. со всеми детьми
4) Анализ образца рассказа- разбор содержания и структуры образца рассказа. Цель: привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа. В сред. гр., ст. и подг. гр.
5) План рассказа это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.
Цель: При описании помогает последовательному вычислению и характеристики их деталей, признаков и качеств. При повествовании отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета.В средней группе. В ст. и подг. становится ведущим.
7 задание – «Эффективная форма работы» Ярмарка идей»
Я предлагаю каждому из Вас назвать эффективную форму работы в обучении детей составлять описательный рассказ
• Н-р, я начну. Одной из эффективной формы работы по развитию речи детей, в том числе и связной речи детей являются игры и упражнения. (коротко об этой форме работы)
В младшем возрасте игры по развитию речи в малышей гр. направлены на решение сразу нескольких задач (на развитие звукоподражание, пополнение словаря глаголами, сущ., прилаг. ; активизация в речи глаголов; овладение обобщ. понятиями овощи. Фрукты. Игрушки) Т. к. мышление мл. эош. носит н-обр. характер важно подбирать к играм яркие пособия,, красочные игрушки, цветной иллюстративный материал.
В среднем возрасте в плане речевого развития эффективны коллективные игры-драматизации с помощью звукоподражания, мимики, жестов, ряжения.
В старшем возрасте основное направление речевого развития – обучение различным видам рассказывания.
- Одним из методов активного развития речи является прежде всего беседа с ребенком.
- Высокой эффективностью обладает форма работы такая как «ситуация письменной речи». Взрослый предлагает ребенку сочинить рассказ и записать его. Замедляя свою речь, чтобы взрослый успел ее записать ребенок. Ребенок продумывает каждое предложение и правильно оформляет свои высказывания (составление предложений с заданным количеством слов, использование средств речевой выразительности (метафоры, сравнения. эпитеты)
В подготовительной группе активно развивается смысловая сторона речи, грам. строй. дети активно осваивают такую форму речи как монолог
Каждый педагог по очереди называет эффективный прием работы.
В конце игры подводятся итоги. Отмечаются наиболее активные педагоги, которые награждаются дипломами
Уважаемые педагоги! Вот и подошла к концу наша деловая игра. Я предлагаю Вам высказать свое отношение . Для этого каждый из вас может выбрать 3 картинки и приклеить их на фон. С вами мы создадим свою картину, которая будет ассоциироваться с нашим мероприятием.
Спасибо, уважаемые коллеги, за плодотворную работу!
Приложения
ЛИСТЫ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Ф. И. О. педагога ___
Задание №3
1) Назовите игры, которые Вы будете использовать с детьми при подготовке к составления описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры
,
2) 4 Задание «Угадай по описанию
1.,
2,
3 ,
5 Задание Установив правильную последовательность при составлении описательного рассказа по сюжетной картине.
Структура.
3) Излагается первое событие, по возможности объясняется, где оно проходило.
4) Сообщается краткое содержание картины.
5) Устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами.
6) Называется герой, описание его внешнего вида
7) Окончание.
6 ЗАДАНИЕ- «Узнай по описанию методический прием и назови его цель»
Название методического приема Описание методического приема Цель
2. Частичный образец- 2. разновидность образца рассказа и представляет собой начало или конец предполагаемого рассказа.
4. Цель: привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа. В сред. гр., ст. и подг. гр.
2. Цель: Облегчает задачу самостоятельного создания текста детьми. В старшей и подг. гр.
1. Цель подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога. (В мл. и средней в начале занятия, в старшем д/в в конце занятия или в случае разнообразных рассказов.
3. Цель- планирует высказывание, задает схему, подсказывает последовательность способа связи.
В мл. гр, в инд. работе, в средн. гр. со всеми детьми.
5. Цель: При описании помогает последовательному вычислению и характеристики их деталей, признаков и качеств. При повествовании отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета.
В средней группе. В ст. и подг. становится ведущим.
1. Образец рассказа -
1. основной прием обучения, и представляет собой краткое живое описание предмета
5. План рассказа
5. это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.
3. Совместное рассказывание 3. совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает.
4. Анализ образца рассказа-
4. разбор содержания и структуры образца рассказа.
Структура занятия
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, вызвать желание рассмотреть картину, настроить детей к восприятию.
Мл. средн. гр
Внесение предмета, игрушки, оживление игрушки. Вопросы, дидактические игры до внесения картины, загадки. худож. слово
Ст, подг. гр.
Вводная беседа, вопросы детей, ответы находят на картине. Загадка, худ. слово. Дид. игры
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы. Вначале создать целостное представление по всей картине.
Цель 2 части : Установить связи и отношения. И еще цель
2ч. - обобщить в связном монологе представления детей. об увиденном на картине. Вызвать желание слушать данный рассказ
2ч. Вопросы от внесенного персонажа.
Ст. возр Вопросы
3ч. Мл. средн. гр. -Образец рассказа воспитателя
Ст. возр. Образец воспитателя, частичный образец. План рассказа, коллективное рассказывание, литературный образец.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
- методы рефлексии
1. СПОСОБ- С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов. Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
2. СПОСОБ Метод «Огонёк общения».
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
• сегодня меня порадовало…• сегодня меня огорчило…
Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей : «Как вы думаете, почему?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...
Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке»
Занятие по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста...
Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок
ldquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель Учить детей дошкольно...
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...