Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников.
консультация (старшая группа)

Консультация для педагогов на тему "Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия с семьями дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mo_tekst.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

                                               Воспитатель МБОУ "Начальная - школа - детский сад №44"                    

                                           Нетеса Наталья Николаевна

Свое выступление я хочу начать с  замечательных слов, которые я когда - то прочитала: "Если птенец имеет хоть капельку поддержки, чтобы расправить крылья, то он обязательно полетит. Педагоги и родители - как два крыла птицы, их забота дает силы для преодоления трудностей, способствует развитию свободной творческой личности ребёнка.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных.. Взаимодействие ДОО с родителями строится на нормативно-правовой основе:

  ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г;

 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.02.2023)

  Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 28  декабря  2022 г. № 71847)

Сотрудничество  детского сада и семьи – один из важнейших факторов воспитания подрастающего поколения. В поиске форм и методов работы, способствующих формированию активной родительской позиции и организации сотрудничества между ДОО и семьей, мы обратились к сотворчеству детей и родителей в проектно познавательной деятельности. Мы считаем, что   участие родителей в проектно - познавательной деятельности  позволяет установить партнерские отношения, объединить усилия для развития и воспитания детей, а также создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.                                    

 Цель нашей работы:

Создание единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ через вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

- Развитие познавательных и творческих способностей ребенка посредством проектно познавательной деятельности;

- Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка;

-Установление партнерских взаимоотношений с родителями;

- Гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

Безусловно, наша задача - показать родителям   важность такого направления работы, как проектно - познавательная деятельность, направленная на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.   Мы должны убедить их  в том, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их ребенка.

В помещении раздевалки перед началом реализации проекта появляется информационный стенд, который  знакомит родителей с названием и целью проекта, содержит модель трех вопросов, из которой родители получают информацию о том, что дети знают по теме проекта, что они хотят узнать и как они будут это узнавать. Также на стенде есть кармашки с  методами исследования в поисковой деятельности (по методике Савенкова А И), схемы для составления рассказа. По мере выполнения проекта кармашки заполняются рисунками и схемами детей,  карточками для фиксирования полученной информации, интеллект-картой  по проекту. Один из кармашков - "Спроси у взрослого", сюда родители помещают информацию, которую считают интересной по теме проекта, а также предложение выступить по теме, над которой сейчас дети работают. В ходе проекта мы приглашаем родителей, профессия которых связана с темой проекта, для выступления перед детьми. Так, например, в ходе проекта "Мой домашний питомец", перед детьми выступила мама -ветеринар, в ходе проекта " Кулинарные традиции моей семьи"  выступила мама, которая познакомила детей с традицией семьи  выпекать пряники.

Одним из способов реализации личностно ориентированного подхода к образованию, мы считаем наличие кейсов проекта Кейсы родители могут взять домой. Кейсы содержат материал, который поможет  родителю создать условия для детского творчества, а следовательно, будет способствовать развитию познавательных способностей детей, способностей  мыслить, творить, рассуждать. Такие кейсы могут  использоваться  для организации проектно-познавательной деятельности дома, с временно  отсутствующими детьми, или с детьми, которые выбрали для себя дополнительные, интересные им направления  работы.

Я бы хотела вас познакомить с содержанием кейса по проекту "Мой домашний питомец". Предлагаю познакомиться с его содержанием:

1.Кейс "Игровые упражнения на развитие речи, мелкой моторики" содержит  Энциклопедию "Наши питомцы", а также подборку литературы, которую можно почитать по теме; мультфильмов, которые можно по этой теме посмотреть, а также задания для развития речи дошкольников: подборка стихотворений и загадок про домашних питомцев картинки "Как мы ухаживаем за домашним питомцем", для составления описательных рассказов, настольную игру "Что нужно для ухода за домашним питомцем".

Используя помещенные в этом разделе загадки, родитель сможет упражнять детей отвечать на вопросы полными предложениями, формировать умение выделять существенные признаки предметов путем сравнения, развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач, воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Задание по развитию речи  с элементами ТРИЗ технологии.

 Послушай, пожалуйста, загадку.

 Что за зверь со мной играет?                                                                                                                  Не мычит, не ржет, не лает,                                                                                                                  Нападает на клубки,                                                                                                                           Прячет в лапки коготки.

   О ком она? Правильно, о кошке.

Посмотри, вот она! Что мы можем рассказать о кошке? К кому относится кошка? Какие у кошки есть части? Кем была кошка раньше? Что произойдет с ней в будущем? 

А теперь давай поиграем в игру "Хорошо - плохо"Для игры нам нужны зеленые и красные фишки. Зеленая фишка - хорошо, красная - плохо. Кошка - это хорошо или плохо?                                                                  

 Игра «Хорошо-плохо» Что хорошего в питомце -кошке? А что плохого? (Ребенок  называет, что хорошо, что плохо и выставляет рядом с картинкой фишки двух цветов). Предлагаю поиграть вместе  в такую игру.

Отгадывание загадок о животных с использованием интерактивной технологии «Метод Пресс». Отвечать нужно, используя слова: «я думаю», «потому что», «значит это») (Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по вопросу выразительно, аргументировано, лаконично. Этапы: высказывание собственной точки зрения : «я думаю»,обоснование своей мысли: «потому что»,обобщение, выводы: «значит это»)

Ночью он совсем не спит,                                                                                                                  Дом от мышек сторожит,                                                                                                                     Молоко из миски пьет,                                                                                                                                   Ну конечно это - (Кот)

Хоть и бархатные лапки,                                                                                                                                 Но зовут меня "царапкой".                                                                                                   Мышек ловко я ловлю,                                                                                                                        Молоко из блюдца пью.

Мы вернулись в поздний час.                                                                                                                  Кто в дверях встречает нас?                                                                                                                Кто хвостом от счастья машет,                                                                                                               И на задних лапах пляшет,                                                                                                                       Это – наш любимый … (Пес)

Я хозяину служу,                                                                                                                                           Дом хозяйский сторожу.                                                                                                                                     Я рычу и громко лаю,                                                                                                                                              И чужих я прогоняю.                                                                                                                    

 

2.Кейс "Художественно - эстетическое развитие" содержит  схемы для  рисования животного, для раскрашивания,  схемы для игры "Дорисуй -ка" (родитель начинает рисовать, задает вопрос ребенку, что он рисует, ребенок высказывает свое предложение и дорисовывает животное. Схемы для лепки домашних животных.

3.Кейс "Познавательное развитие" содержит  карточки с домашними животными  для игр на развитие памяти, Схемы для конструирования питомца из танграма,  плоскостных геометрических фигур

4. Для развития воображения  - игровые упражнения, игры - импровизации,  мини – этюды

5. Фоторамка. Как вы думаете, для чего ее можно использовать? (ответы педагогов) Замечательно, мы, педагоги, творческие люди, и сразу нашли применение для фоторамки, а еще мы предлагаем использовать ее как средство психологической и эмоциональной разгрузки - все вы знаете о таком методе, как песочная терапия, и рамку можно использовать для  рисования песком вместо светового стола. Ребенок, играя с песком, выражает через свое творчество волнующие его ситуации, освобождается от переживаний и негативных эмоций, снижается его тревожность. (Показ способа рисования домашнего питомца песком).Работаем ладонью, пальцами, ребром ладони, тыльной стороной ладони, используем приемы засыпания или  расчищения. Родитель может вместе с ребенком нарисовать питомца, например, кошечку или собачку, сопровождая фактами, какой щенок, что он умеет, и т д,  составить вместе с ребенком рассказ о своем питомце, используя схему, которую мы предлагаем. Вместо песка можно взять манку, гречку, или др материал.

 Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что вовлечение в проект является     действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи, позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, способствует развитию творческих способностей детей, позволяет родителям  обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны своего ребенка, испытать чувство удовлетворения за успехи своего ребенка, укрепляет доверительные отношения между воспитателями и родителями. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы взаимодействия с семьями воспитанников при реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Памятка для воспитателей к презинтации «Интеграция образовательных областей в планировании роботы воспитателей в условиях введения ФГТ»...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ при подготовке зимним видам деятельности группы комбинированной направленности «Ромашки».

При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Семья и ...

Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ при подготовке зимним видам деятельности группы комбинированной направленности «Ромашки».

Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ при подготовке зимним видам деятельности группы комбинированной направленности «Ромашки»....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ

В проекте рассматривается проблема семейного воспитания, семейных традиций и обычаев. Цель проекта повысить значимость семьи и семейных традиций в понимании детей и их родителей....