«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
методическая разработка
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
(Актуальность)Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
(Проблематика) Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи:
-изучение семьи и ее индивидуальных особенностей;
-формирование потребности в субъектной позиции родителей в развитие детей;
-установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
-объединение усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Очень важен принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Первое правило. Ориентация на успешное развитие личности. Жизнеутверждающий настрой в решении различных проблем воспитания, установка на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности дошкольника. Редко, когда формирование характера ребенка обходится без трудностей. Как правило дошкольное детство полно противоречий и неожиданностей. При этом важно, чтобы педагог почувствовал это и воспринял как проявление закономерностей развития ( скачкообразный характер, неравномерность, избирательный характер отношений воспитанника к воспитательным методам, жесткая причинно-следственная обусловленность), и тогда неожиданные результаты, противоречия, не вызывают недоумения и растерянности у педагога.
Второе правило. Правило педагогического такта. Неосторожное вмешательство в семью. Недопустимо, по роду своей деятельности, педагогу, касаться личных сторон жизни семьи, Воспитатель нередко становится невольным свидетелем семейных отношений. Настоящий педагог в семье не чужой; в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Педагог всегда должен быть доброжелательным и тактичным, какой бы не была семья, какими бы не были воспитанники. Всеми своими знаниями педагог должен поделиться с родителями, все знания о семье он должен обратить на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Третье правило. В основе сотрудничества с семьей могут быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Родители не хотят идти туда, где их только ругают, иногда при всех. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон здесь неприемлем, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей решение, удовлетворяющее обе стороны. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Педагоги должны ценить то, что очень дорого ребенку.
Четвертое правило. Педагоги должны стараться относиться с доверием к воспитательным возможностям родителей, при любой возможности повышать уровень их педагогической культуры. Как доказывает практика, психологически родители дошкольников с готовностью поддерживают все требования, дела и начинания педагогов детского сада. Очень часто, даже те родители, которые не могут похвастаться педагогической компетентностью и высоким уровнем образования, с ответственностью и глубоким пониманием относятся к воспитанию детей.
Педагоги, пользуясь этими правилами, принимают на себя во взаимоотношениях с родителями следующих ролей:
Педагог-защитник: встает на защиту ребёнка в случае полного устранения родителей от своих обязанностей и деградации родителей (наркомания, алкоголизм, жестокое отношение к детям).
Педагог-консультант: всегда проконсультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, проинформирует о существующих методах воспитания, ориентированных именно на конкретную семью, разъяснит родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье;
Педагог-советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка соответственно возрасту, рекомендует, советует, обращает внимание на те мелочи, которые обычно от родителей ускользают.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
• нетрадиционные формы организации родительских собраний
• Мастер-классы(Папье-маше)
Цель: познакомить родителей с новой техникой, создать доверительную атмосферу
Задачи:
Показать применение технологий в ходе работы с родителями.
Дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.
Формировать навыки сотрудничества детей, родителей и педагогов, содействовать их эмоциональному сближению.
• Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
• Семинары(Правильные игрушки )
Задачи проведения семинар-практикума:
— создание условий для живого обмена мнений, опытом семейного воспитания детей;
— развитие коммуникативных навыков участников, расширение круга общения между родителями.
• Дни открытых дверей.
Задачи: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ.
Создание условий для эффективного взаимодействия детей и родителей, атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.
Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
.• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,(ПДД,конкурс чтецов)
• оказание дополнительных образовательных услуг,
• организация совместной трудовой деятельности,
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
• консультации,
• анкетирование,
• индивидуальные беседы и др.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова « взаимодействие « объясняется так:
-взаимная связь двух явлений;
-взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем
Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главный момент в контакте «Семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
• совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
•проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
•выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:
• Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
• Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
• Организация и проведение дней открытых дверей;
• в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.
Родительское собрание.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Здоровые дети - надёжное будущее.
В систему физкультурно-¬оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:
• уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
• разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
• Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
• Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
• Папки–передвижки: «Осторожно грипп», «Игры с папой», «Безопасность», «Спортивный уголок дома», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
Итог На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.
Таким образом, в ДОУ совершенствуется в соответствии с требованиями современности система управления. В результате совместной работы повысилась педагогическая грамотность родителей, взаимодействие ДОУ и семьи проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе. Между педагогами и родителями сложились доверительные отношения. Родители принимают советы как поддержку, а не как посягательство на личную сферу. Воспитатель стал их союзником и помощником.
Список использованной литературы
1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
10. А. Майер «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»
11. Б. Джемакулова, М. Козлова «Новые формы сотрудничества с родителями»/ Справочник старшего воспитателя №6 2007г.
12. Б. Егорова, Н. Ларина «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания» /Справочник старшего воспитателя №1 2008г.
13. О. Митрофанова «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи» / Справочник старшего воспитателя №2 2011г.
14. Н. Ерошкина, Е. Филимонова «Организация совместных физкультурных занятий» / Справочник старшего воспитателя №4 2011 г.
15. Н. Баринова, Ю. Гладкова «Роль отца в семейном воспитании» / Справочник старшего воспитателя №8 2011г.
16. Г. Прокопенко «Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания»/ Справочник старшего воспитателя №8 2011г.
17. Л. Прохорова «Клуб для неравнодушных родителей»/ Воспитатель ДОУ № 10 2009 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль.
педагоги призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи: -изучение семьи и ее индивидуальных особенностей; -формирование потребности в субъектной позиции родителей в развитие детей; -установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; -объединение усилий для развития и воспитания детей; -создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ; -активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Педагог-защитник: встает на защиту ребёнка в случае полного устранения родителей от своих обязанностей и деградации родителей (наркомания, алкоголизм, жестокое отношение к детям).
Педагог-консультант: всегда проконсультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, проинформирует о существующих методах воспитания, ориентированных именно на конкретную семью, разъяснит родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье; развития и воспитания ребёнка в семье;
Педагог-советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка соответственно возрасту, рекомендует, советует, обращает внимание на те мелочи, которые обычно от родителей ускользают .
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы :
• нетрадиционные формы организации родительских собраний
Мастер-классы(Папье-маше ) Цель: Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дать соответствующие рекомендации по данному вопросу. Формировать навыки сотрудничества детей, родителей и педагогов, содействовать их эмоциональному сближению.
Семинары(Правильные игрушки ) Задачи проведения семинар-практикума: — создание условий для живого обмена мнений, опытом семейного воспитания детей; — развитие коммуникативных навыков участников, расширение круга общения между родителями.
Дни открытых дверей . Задачи: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ. Создание условий для эффективного взаимодействия детей и родителей, атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки .
совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
участие родителей в семейных конкурсах, выставках,( ПДД,конкурс чтецов)
оказание дополнительных образовательных услуг,
организация совместной трудовой деятельности,
наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
-консультации , -анкетирование , - индивидуальные беседы и др.
•выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи.
Метод анкетирования
В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова « взаимодействие» объясняется так: -взаимная связь двух явлений; -взаимная поддержка.
. В результате совместной работы повысилась педагогическая грамотность родителей, взаимодействие ДОУ и семьи проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе. Между педагогами и родителями сложились доверительные отношения. Родители принимают советы как поддержку, а не как посягательство на личную сферу. Воспитатель стал их союзником и помощником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ....
Современные модели и формы партнерского взаимодействия ДОУ с семьей.
помощь воспитателям...
Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений
Статья Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений...
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ....
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ. Одним из основных принципов воспитания является принцип единых требований...
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
сделать родителей активными участниками педагогического процесса...