проект "Модель развития музыкальной одаренности ребенка - дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ - семья- социум с. Бичура»
проект
Всем хотелось бы, чтобы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности, мог бы считаться одаренным не только в данную пору жизни (возрастная одаренность по Лейтесу), чтобы черты одаренности оставались у него и дальше. Важно создать для одаренного ребенка благоприятные обстоятельства жизни, чтобы он и дальше развивал свой необычайный потенциал. Ведь уже сегодня одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние. В проекте описывается система работы с одаренным ребенком в едином образовательном пространстве села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_proekt_model_razvitiya_muzykalnoy_odarennosti_rebenka_doshkolnika.doc | 88.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Бичурский район»
Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Подснежник»
Проект
« Модель развития музыкальной одаренности ребенка - дошкольника в едином образовательном пространстве
ДОУ - семья- социум с.Бичура»
Автор:
Петрова Т.А.
музыкальный руководитель
« Ребенок- это не сосуд,
который надо заполнить,
а огонь, который надо зажечь»
(восточная мудрость)
«Светильники надо беречь,
порыв ветра может их погасить»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вид проекта – экспериментальный
Участники:
Одаренный ребенок, его семья, музыкальный руководитель, педагог- психолог ДОУ, воспитатель группы, специалисты дополнительного образования ДОУ и внешнего социума, администрация ДОУ.
Срок- 3 года.
Одаренный ребенок…Эти слова - обозначение неповторимой индивидуальн6ости детей и возможности для них особой судьбы.
Проблема развития одаренности, ее диагностика волнует педагогов им психологов на протяжении многих столетий. Интерес к этому вопросу достаточно высок в настоящее время. Это объясняется во - первых, значимостью способностей для развития личности, а во - вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способными созидать новое в разных сферах жизни. Именно таким потенциалом обладает одаренные люди.
Изучением индивидуальных природных основ различий по способностям и одаренности занимался выдающийся психолог и психофизиолог Б.М, Теплов . В своих работах он отмечал, что следует различать предвидение масштабов свершений и оценку своеобразия одаренности. Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше в устойчивых интересах и склонности, в большей или меньшей успешности выполнения разных видов деятельности.
Н.С. Лейтес доктор психологических наук выступал на конференции по проблемам одаренности, утверждал, что « первооочердная задача педагога- прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребенка, изучать различия между такими детьми, реальную роль и долговременность тех или иных признаков их одаренности.
Взрослые не вправе претендовать на законченный диагноз и тем более дальнейший прогноз по поводу одаренности.
Всем хотелось бы, чтобы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности, мог бы считаться одаренным не только в данную пору жизни (возрастная одаренность по Лейтесу), чтобы черты одаренности оставались у него и дальше. Важно создать для одаренного ребенка благоприятные обстоятельства жизни, чтобы он и дальше развивал свой необычайный потенциал. Ведь уже сегодня одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние.
Проблема
- Отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми между ДОУ, школой и другими гражданскими институтами
- Неготовность, инертность части родителей к продолжению работы по развитию одаренности ребенка.
Цель:
Стимулировать развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности до школы и после поступления в нее на основе создания психолого-педагогических условий.
Задачи:
- Психолого-педагогическая работа с потенциально одаренными детьми по специальным программам на основе индивидуализации обучения.
- Обогащение предметно - развивающей среды, способствующей развитию музыкальных способностей ребенка.
- Организация единого музыкально- эстетического пространства « ДОУ- семья – социум».
Ожидаемый результат:
- Будут созданы психолого-педагогические условия для развития музыкальных способностей детей.
- единое пространство « ДОУ – семья- социум».
- модель образовательного процесса, построенного на индивидуальном подходе, способствующего развитию индивидуальных музыкальных способностей детей.
- предметно - развивающая среда, способствующая реализации интересов и потребностей детей.
- атмосфера доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующий у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявления его индивидуальности.
2) Произойдут изменения в содержании образовательного процесса:
- исследованием и апробация современных эффективных методик и технологий
- обновление содержания за счет подготовки и экспериментальной проверки различных авторских методик
- разработка новых технологий
- расширение поля совместной деятельности педагогов для повышения эффективности работы.
3) Талантливый ребенок- выпускник ДОУ будет обладать такими качествами как:
- самостоятельность,
- активность,
- инициативность,
- яркая индивидуальность,
- эмоциональная отзывчивость.
И обладать практическими умениями и навыками в определенном виде деятельности.
Этапы реализации
1 подготовительный
Задачи:
1 изучение различных подходов к проблеме развития музыкальных способностей и одаренности:
К.К Платов « Проблема способностей»
М 1972
Б.М Теплов « Психология музыкальных способностей» ( Избр.труды т2; гл.4;6;;6. М; 1985. « способность и одаренность»т.1 стр.15-41
К.В Тарасова « Онтогенез музыкальных способностей» М. 1988г.
А,И Савенков « Детская одаренность» М. 1999г.
Н.С. Лейтес « Возрастная одаренность и индивидуальные различия» Воронеж 1997г.
Ю.Д. Бабаева « Психология одаренности» М.1996г.
О.М. Дьяченко « Одаренный ребенок М. 1997г.
Проектные мероприятия
- консультация для родителей « развиваем музыкальные способности детей». Для участников М.О муз. руководителей с. Бичура « О роли музыкального руководителя в становлении творческой личности»
- круглый стол со специалистами ДОУ « Способности и одаренность»
- выступление на родительском собрании « В семье растет талантливый ребенок»
- статья в газету « Подснежник» - « Творческое развитие вашего ребенка»
- выставка книг для родителей, подбор статей на тему: « Одаренный ребенок; иллюзии и реальность»
2 Подбор, составление и апробирование диагностической программы эксперимента с учетом новых психолого - педагогических технологий и форм обследования детей для определения склонности к определенному виду деятельности, уровня развития музыкальных способностей и одаренности.
Проектные мероприятия
- презентация на МО книги К.В. Тарасовой « Современные требования к диагностике музыкальных способностей» Внедрение новых методик диагностирования в практику работы:
а) К. В. Тарасова « Диагностика музыкальных способностей для детей дошкольного возраста»
б) А.И Буренина « Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка»
в) Е.А. Антипина « Диагностика развития музыкальных и артистических способностей детей»
г) Тест- анкета для выявления предрасположенности ребенка к различным видам деятельности и одаренности американских психологов Аде Хана; Г. Кафа
д) Экспресс- анкета « одаренный ребенок».
е) Н.А. Ветлушна « Выявление проявлений эмоциональной отзывчивости детей в процессе восприятия музыки и индивидуальных предпочтений в выборе вида деятельности для реализации своих эмоциональных переживаний.
ж) Урунтаева « изучение индивидуальных психологических особенностей детей, оказывающих влияние на проявление эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки»
з) Гогоберидзе А.Г « описание примерных возможных типов художественного восприятия музыки»
и) Гогоберидзе « Изучение особенностей восприятия муз. произведений и способов передачи муз. образов в движении»
к) Гогоберидзе
- тест- игра « Танец»
- Беседа «выявляем особенности развития музыкальной эрудиции ребенка» (серия проблемных ситуаций и творческих заданий)
л) Методика тестирования для поступающих в ДШИ (под ред. Сусловой Н.В.)
- продукт экспериментальной деятельности школы – лаборатории с углубленным изучением музыки г. Москва)
М) тесты на креативность Дж. Гилфорда и П. Торренса
3 Создание предметно - развивающей среды:
а) среда для организованной музыкально – творческой деятельности:
- музыкальные инструменты (озвученные)
- оборудование(проектор, ноутбук, интерактивная доска)
- набор аудио и видеопособий
- набор дидактических материалов и для приемов моделирования
- картотека для игр с 3-хуровневой дифференциацией.
Б) среда для нерегламентированной музыкально- творческой деятельности:
- театральные и сценические костюмы;
- разного типа инструменты:
Дидактические игры типа « Азбука музыки» Белецкого; « Музыкальная азбука» ( «Астрель»
- рабочие тетради по музыке Алексеева Л.Н. « Музыкальная азбука»:
« Путешествие в прекрасное» Куревиной
- компьютерные игры « Знакомство с музыкой»
- альбом по методике Иванова « Я рисую музыку»
в) среда для самостоятельной деятельности:
- муз. инструменты
- элементы костюмов
- микрофон
- сцена, подиум, большое зеркало
- записи песен, фонограммы и записи песен в исполнении ребенка
- книги, альбомы, энциклопедии о музыке
- фото из сыгранных спектаклей, концертных выступлений ребенка
г) среда семьи, как место муз. деятельности ребенка
- муз. инструменты
- аудио и видеотехника, записи
- книги о музыке
- альбом достижений ребенка, фото и видеоархив
- домашний музыкальный уголок (театр, оркестр)
д) социум- среда муз. просвещения ребенка
- театральная студия ДДТ
- концертный зал в ДШИ
- концертный зал в РДК
- летняя концертная площадка парке
Проектные мероприятия
- работа со спонсорами и родителями по созданию среды (приобретение и изготовление оборудования, костюмов, записей, книг, инструментов и т.д.)
- презентация на родительском собрании « Муз. зал – любимое место для детей в ДОУ»
- конкурс среди групп на лучший музыкальный уголок
- работа мастерской « Делаем сами своими руками (инструменты и костюмы, изготовленные детьми и родителями)
- создание фотовыставок» Наши достижения» (выступления детей на разных площадках села, грамоты и дипломы)
- показ спектакля( концерта) для родителей и зрителей с целью сбора средств на приобретение необходимого оборудования
II этап- практический
1 блок – работа с потенциально одаренным ребенком
Задача: - Развитие музыкальных способностей талантливого ребенка на основе индивидуализации обучения.
Проектные мероприятия
- диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей ребенка по разработанной программе
- 2) составление плана- программы образовательного процесса на основе интеграции базисного и дополнительного образования по музыкальному воспитанию в условиях эксперимента
- Составление индивидуальной программы развития ребенка (совершенствование способностей и всех структурных компонентов одаренности:
а) Развитие и обучение на методическом уровне:
Индивидуализация обучения
↓
трехуровневая дифференциация на
занятиях по муз. воспитанию
↓
Через знакомство со знаковой культурой и освоение общекультурных способов анализа действительности, разработка технологии
« Использование приемов моделирования в индивидуально - дифференцированной работе по муз. воспитанию»
↓
Индивидуальные задания разной степени сложности
(И1 – задания для детей уровня ниже среднего;
И2 – задания для детей среднего уровня
И3 – задания повышенной сложности для потенциально одаренных детей)( Создание « Методической копилки приемов»)
Формы работы
- регламентированные занятия по муз. воспитанию (коллективные)
- индивидуальные и подгрупповые муз. занятия
- совместная деятельность с муз. руководителем
б) развитие и обучение в инновационном режиме:
Индивидуализация обучения
↓
Использование специальных методик для
развития определенного вида способностей (одаренности):
- вокальные способности - методики Емельянова, Огородного,Стуловой, Кацер, Кирюшина и др.
- артистические – методики Сорокиной, Антипинолй, Бурениной, Родиной и др.
- инструментальные – методики Трубниковой, Черниковой, Рокитянской, Тютюнниковой, Артабалевского, Уточкиной и др.
↓
Разработка рабочей программы и карты индивидуального развития ребенка по развитию определенной способности у талантливых детей
Формы работы:
- занятия по интересам (кружок, индивидуальная работа, которая планируется 2 раза в неделю, в вечернее время, вне рамок основной образовательной деятельности.
- различные конкурсы
- развлекательные мероприятия
2 блок- Работа с социумом
Задача: Разработка форм активного сотрудничества образовательного пространства «ДОУ- семья- социум» на основе расширения связи с внешними социокультурными структурами
Проектные мероприятия ДОУ - семья:
Направление сотрудничества - информационно- аналитическое
Цель: выявление интересов, потребностей и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности в общении с одаренным ребенком
Формы работы:
- тесты, анкеты, опросы « Выявление предрасположенности ребенка к различным видам деятельности и одаренности»:
- « Талантлив ли ваш ребенок?»
- « Что вы знаете о дополнительных услугах ДОУ?
- выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, взаимоотношения с членами семьи
- на выявление факторов риска в развитии ребенка.
Направление - познавательное
Цель- ознакомление родителей с возрастными, психологическими особенностями потенциально одаренными детьми
Формы работы
- выступление на родительском собрании « В семье растет талантливый ребенок», « Работа с талантливыми детьми в Японии» (Метод Сузуки Мориса Мартелоло)
« Способности и одаренность – что это такое?»
- семинар практикум « особенности талантливых детей» (совместно с психологами) « Взаимосвязь детско- родительских отношений на становление6 творческой личности ребенка»
- встречи с родителями талантливых детей Бичуры .
Темы:
- « Как вести себя с талантливым ребенком»
- « Проблемы, трудности и радость»
-« Как помочь развиваться ребенку дальше: стратегия дальнейшей жизни»
- выставка педагогической литературы» Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» (представлены книги и статьи, сайты по проблемам одаренности детей)
- « горячая линия» для родителей
Направление – контрольно- оценочное
Цель- анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
Формы работы
а) экспресс- методы после проведенного мероприятия:
- книга отзывов
- оценочные листы
- фотовыставки
- видеофильм
Выставки достижений (дипломы, грамоты)
б) оценки отстроенного результата:
- собеседование, интервью с детьми (самим ребенком и его друзьями, зрителями)
- учет активности родителей (строки признательности в газете, грамоты «Благодарность» на выпускном бале»)
Направление - информационное
Цель: ознакомление с работой ДОУ, особенностями воспитания детей, формирование знаний о воспитании и развитии
Формы работы
- « День открытых дверей» (просмотр занятий, студийной и кружковой работы)
- открытые просмотры занятий
- информационные проспекты для родителей на стендах, в газете, папках- передвижках: «как родители могут помочь своему ребенку»; « Что делать, если ваш ребенок талантлив»: « Портрет одаренного ребенка»; « Ученые о детской одаренности».
0 видеотека ( представлены презентации, выступления и достижения детей, развивающие фильмы, фильмы о талантливых людях и гениях)
Направление – досуговое
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Формы работы
- совместное проведение праздника с участием талантливого ребенка( Тема « Бенефис», концерт, спектакль и т.п.)
- участие в районных конкурсах (« Веселый калейдоскоп», « Наранаай туяа», « Очаровашки» и др.)
- создание фильма о домашнем семейном творчестве (типа « Мы поем всей семьей», « Наш домашний театр», « Семейный вечер у инструмента».)
- изготовление атрибутов, костюмов
- встречи с интересными людьми (известными коллективами и артистами Бичуры.)
- викторины, семейные кроссворды, ребусы о музыке
- смотры семейного музыкального творчества
- посещение и совместное обсуждение и концертов и спектаклей на сценических площадках села (с рисунками детей об увиденном)
После поступления в школу:
- помощь в поступлении в школу дополнительного образования (представление портфолио, показ номеров, беседы с педагогами)
- оказание помощи в подборе репертуара, выступлениях в конкурсах, концертах.
- консультации родителей по необходимым вопросам.
ДОУ - ДДТ (дом детского творчества)
- проведение совместного педсовета
« Развиваем творческие способности детей»
- создание совместной программы развития « Родничок» (по развитию творческих способностей детей)
- беседа с руководителями танцевальной и хореографической студии о преемственности работы образовательных учреждений с одаренными детьми
- представление портфолио талантливых детей
- приглашение специалистов ДДТ на различные мероприятия ДОУ с участием одаренных детей
-участие в конкурсах ДДТ для развития творческих способностей детей.
- предварительная запись и просмотр ребенка- дошкольника для посещения студии после поступления в школу
- посещение досуговых мероприятий, отчетных концертов ДДТ педагогами ДОУ
- создание фильма, фотовыставки «Наши выпускники»
ДОУ - школа
- приглашение учителей начальных классов, психолога, руководителей школьных ансамблей на отчетные концерты детей в ДОУ
- представление портфолио, видеофильма о ребенке.
- знакомство представителей школы с семьей и ребенком
- проведение совместного педсовета и разработка программы « Одаренные дети идут в школу»
- посещение педагогами ДОУ творческих мероприятий в начальной школе
- отслеживание результатов и достижений ребенка в школе
- помощь педагогов ДОУ учителям начальной школы в реализации способностей ребенка ( подбор репертуара, музыкальное сопровождение, репетиции, представление и участие в конкурсах.)
ДОУ - ДШИ (проектирование развития личности отдельного ребенка)
- Обогащение ребенка впечатлениями и переживаниями с целью развития его музыкальных способностей
– экскурсия в ДШИ, посещение уроков, концертов учащихся ДШИ, организация встречи детей со знакомыми учащимися ДШИ, посещение ДШИ семьей ребенка, знакомство с учителем, выступление ребенка в ДШИ.
- планирование дальнейшей деятельности ребенка: определения перспектив его развития и ЗБР. ( представление портфолио и фильма, презентация о ребенке, подбор специальной методики для работы в ДОУ, определение даты записи в ДШИ, выбор инструмента.
- Предусматрение возможных затруднений ребенка в период обучения (знакомство педагогов ДШИ с результатами анкет, тестов и предложений психолога ДОУ и беседа с родителями)
- Подбор педагогами ДШИ материала, в наибольшей степени отвечающего развитию определенного вида способностей с целью различения его для самостоятельной деятельности ребенка в группе и дома.
- Наблюдение педагогами ДШИ и ДОУ за ходом развития способностей ребенка и анализ из развития.
- Организация выступлений ребенка- учащегося ДШИ, в ДОУ и школе.
- Совместное проведение педагогами ДОУ и ДШИ тематических праздников о композиторах, занятий по знакомству с разными видами искусств.
- Углубленная диагностика уровня развития ребенка по запросам родителей.
ДОУ - РДК.
- проведение совместных досуговых мероприятий (праздники, конкурсы)
- представление ребенка руководителям студий и ансамблей
- посещение педагогом ДОУ и родителями занятий и концертов ребенка в студии РДК.
- Выступления ребенка с концертом в ДОУ.
3 блок: Преемственность
ДОУ – семья – социум.
Цель ДОУ - формирование личностных качеств ребенка, развитие его дарований
Цель гражданских институтов села- опора на достижения ребенка- дошкольника и организация практики, развивающей накопленный потенциал.
Принципы взаимодействия:
- непрерывность и единство основного, дополнительного и семейного воспитания.
- системность в работе
- доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.
Условия:
- выработка общих взглядов на ребенка и понимание его потребностей, мотивов и особенностей.
- согласование взаимодополняющих действий без дублирования друг друга.
- отсутствие стремления к единству в содержании и методах обучения
Формы преемственных связей:
- педагогические советы, круглые столы с участием педагогов и родителей по актуальным вопросам
- планирование и осуществление совместной практической деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты)
Встречи родителей с педагогами
- анкетирование, интервьюирование ребенка ,родителей и педагогов
III этап – Заключительный
Формы оценки результатов:
- Портфолио ребенка
- Портфолио педагога (работа в условиях эксперимента)
Средства оценки результатов:
С детьми:
1) Беседа
Цель: выявить степень принятия ребенком своего статуса.
2)Интервью
Цель: определить мотивационную готовность ребенка к дополнительному обучению, нагрузкам
3) Тест для дошкольников « Хочешь ли ты?»
Цель: определение эмоционального мироощущения ребенка
4)Интервью с ребенком
Цель: узнать о способах эмоциональной поддержки, ожидаемых ребенком от взрослого.
5)Рисуночная методика « Как я представляю себя», « Я – будущий»
Цель: Обратить внимание взрослых на характер эмоционального отношения ребенка к своему дарованию, проецируемого в рисунке
С родителями:
1) Анкета « Мое мнение о моем ребенке»
Цель: проанализировать особенности родительской позиции по отнош9еню к ребенку
2) Опрос « В чем причина трудностей ребенка»
3) Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком (Захаровой)
Цель: Вместе с родителями проанализировать особенности проявлениями эмоциональной чувсвительности к значимым переживаниям ребенка
4)Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в будущем»
Цель: изучение переживаний взрослыми, обсуждение вместе с родителями того, какой они видят будущую жизнь своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМА
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМАСоциализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не...
Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...
«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья - социум».
«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья - социум».Марченко О.А., заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра разв...
«Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи»
Дошкольный возраст – это время становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одной из наиболее важных способностей является способность к познанию. ...
Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника
в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...
Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»
Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»...