проект "Модель развития музыкальной одаренности ребенка - дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ - семья- социум с. Бичура»
проект

Петрова Татьяна Андреевна

Всем хотелось бы, чтобы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности, мог бы считаться одаренным не только в данную пору жизни (возрастная одаренность по Лейтесу), чтобы черты одаренности оставались у него и дальше. Важно создать для одаренного ребенка благоприятные обстоятельства жизни, чтобы он и дальше развивал свой необычайный потенциал. Ведь уже сегодня одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние. В проекте  описывается система работы с одаренным ребенком в едином образовательном пространстве села.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Бичурский район»

Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Подснежник»

Проект

« Модель развития музыкальной одаренности ребенка - дошкольника в едином образовательном пространстве

ДОУ - семья- социум с.Бичура»

Автор:

Петрова Т.А.

 музыкальный руководитель

« Ребенок- это не сосуд,

который надо заполнить,

а огонь, который надо зажечь»

(восточная мудрость)

«Светильники надо беречь,

порыв ветра может их погасить»

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Вид проекта – экспериментальный

Участники:

Одаренный ребенок, его семья, музыкальный руководитель, педагог- психолог ДОУ, воспитатель группы, специалисты дополнительного образования ДОУ и внешнего социума, администрация ДОУ.

Срок- 3 года.

Одаренный ребенок…Эти слова - обозначение неповторимой индивидуальн6ости детей  и возможности для них особой судьбы.

Проблема развития одаренности, ее диагностика волнует педагогов им психологов на протяжении многих столетий. Интерес к        этому вопросу  достаточно высок в настоящее время. Это объясняется во - первых, значимостью способностей для развития личности, а во - вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способными созидать новое в разных сферах жизни. Именно таким потенциалом обладает одаренные люди.

         Изучением индивидуальных природных основ различий по способностям и одаренности занимался выдающийся психолог и психофизиолог Б.М, Теплов . В своих работах он отмечал, что следует различать предвидение масштабов свершений и оценку своеобразия одаренности. Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше в устойчивых интересах и склонности, в большей или меньшей успешности  выполнения разных видов деятельности.

Н.С. Лейтес доктор психологических наук выступал на конференции по проблемам одаренности, утверждал, что « первооочердная задача педагога- прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребенка, изучать различия между такими детьми, реальную роль и долговременность тех или иных признаков их одаренности.

Взрослые не вправе претендовать на законченный диагноз и тем более дальнейший прогноз по поводу одаренности.

Всем хотелось бы, чтобы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности, мог бы считаться одаренным не только в данную пору жизни (возрастная одаренность по Лейтесу), чтобы черты одаренности оставались у него и дальше. Важно создать для одаренного ребенка благоприятные обстоятельства жизни, чтобы он и дальше развивал свой необычайный потенциал. Ведь уже сегодня одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние.

Проблема

  1. Отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми между ДОУ, школой и другими гражданскими институтами
  2. Неготовность, инертность части родителей к продолжению работы по развитию одаренности ребенка.

Цель:

Стимулировать развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности до школы и после поступления в нее на основе создания психолого-педагогических условий.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическая работа с потенциально одаренными детьми по специальным программам на основе индивидуализации обучения.
  2. Обогащение предметно - развивающей среды, способствующей развитию музыкальных способностей ребенка.
  3.  Организация единого музыкально- эстетического пространства « ДОУ- семья – социум».

Ожидаемый результат:

  1. Будут созданы психолого-педагогические условия для развития музыкальных способностей детей.

- единое пространство « ДОУ – семья- социум».

 - модель образовательного процесса, построенного на индивидуальном  подходе, способствующего развитию индивидуальных музыкальных способностей детей.

- предметно - развивающая среда, способствующая реализации интересов и потребностей детей.

- атмосфера доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующий у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявления его индивидуальности.

2) Произойдут изменения в содержании образовательного процесса:

- исследованием и апробация современных эффективных методик и технологий

- обновление содержания за счет подготовки и экспериментальной проверки различных авторских методик

- разработка новых технологий

- расширение поля совместной деятельности педагогов для повышения эффективности работы.

3) Талантливый ребенок- выпускник ДОУ будет обладать такими качествами как:

- самостоятельность,

- активность,

 - инициативность,

- яркая индивидуальность,

- эмоциональная отзывчивость.

И обладать практическими умениями и навыками в определенном виде деятельности.

Этапы реализации

1 подготовительный

Задачи:

1 изучение различных подходов к проблеме развития музыкальных способностей и одаренности:

К.К Платов « Проблема способностей»

М 1972

Б.М Теплов « Психология музыкальных способностей» ( Избр.труды т2; гл.4;6;;6. М; 1985. « способность и одаренность»т.1 стр.15-41

К.В Тарасова « Онтогенез музыкальных способностей» М. 1988г.

А,И Савенков « Детская одаренность» М. 1999г.

Н.С. Лейтес « Возрастная одаренность и индивидуальные различия» Воронеж 1997г.

Ю.Д. Бабаева « Психология одаренности» М.1996г.

О.М. Дьяченко « Одаренный ребенок М. 1997г.

Проектные мероприятия

- консультация для родителей « развиваем музыкальные способности детей». Для участников М.О муз. руководителей с. Бичура « О роли музыкального руководителя в становлении творческой личности»

- круглый стол со специалистами ДОУ  « Способности и одаренность»

- выступление на родительском собрании « В семье растет талантливый ребенок»

- статья в газету « Подснежник» - « Творческое развитие вашего ребенка»

- выставка книг для родителей, подбор статей на тему: « Одаренный ребенок; иллюзии и реальность»

2 Подбор, составление и апробирование диагностической программы эксперимента с учетом новых психолого - педагогических технологий и форм обследования детей для определения склонности к определенному виду деятельности, уровня развития музыкальных способностей и одаренности.

Проектные мероприятия

- презентация на МО книги К.В. Тарасовой « Современные требования к диагностике музыкальных способностей» Внедрение новых методик диагностирования в практику работы:

а) К. В. Тарасова « Диагностика музыкальных способностей для детей дошкольного возраста»

б) А.И Буренина « Диагностика уровня  музыкального и психомоторного развития ребенка»

в) Е.А. Антипина « Диагностика развития музыкальных и артистических способностей детей»

г) Тест- анкета для выявления предрасположенности ребенка к различным видам деятельности и одаренности американских психологов Аде Хана; Г. Кафа

д) Экспресс- анкета « одаренный ребенок».

е) Н.А. Ветлушна « Выявление проявлений эмоциональной отзывчивости детей в процессе восприятия музыки и индивидуальных предпочтений в выборе вида деятельности для реализации своих эмоциональных переживаний.

ж) Урунтаева « изучение индивидуальных психологических особенностей  детей, оказывающих влияние на проявление эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки»

з) Гогоберидзе А.Г « описание примерных возможных типов художественного восприятия музыки»

и) Гогоберидзе  « Изучение особенностей восприятия муз. произведений и способов передачи муз. образов в движении»

к) Гогоберидзе

- тест- игра « Танец»

- Беседа «выявляем особенности развития музыкальной эрудиции ребенка» (серия проблемных ситуаций и творческих заданий)

л) Методика тестирования для поступающих в ДШИ (под ред. Сусловой Н.В.)

- продукт экспериментальной деятельности школы – лаборатории с углубленным изучением музыки г. Москва)

М) тесты на креативность Дж. Гилфорда и П. Торренса

3 Создание предметно - развивающей среды:

а) среда для организованной музыкально – творческой деятельности:

- музыкальные инструменты (озвученные)

- оборудование(проектор, ноутбук, интерактивная доска)

- набор аудио и видеопособий

- набор дидактических материалов и для приемов моделирования

- картотека для игр с 3-хуровневой дифференциацией.

Б) среда для нерегламентированной музыкально- творческой деятельности:

- театральные и сценические костюмы;

- разного типа инструменты:

Дидактические игры типа « Азбука музыки» Белецкого; « Музыкальная азбука» ( «Астрель»

- рабочие тетради по музыке Алексеева Л.Н. « Музыкальная азбука»:

« Путешествие в прекрасное» Куревиной

- компьютерные игры « Знакомство с музыкой»

 - альбом по методике Иванова « Я рисую музыку»

в) среда для самостоятельной деятельности:

- муз. инструменты

- элементы костюмов

- микрофон

- сцена, подиум, большое зеркало

- записи песен, фонограммы и записи песен в исполнении ребенка

- книги, альбомы, энциклопедии о музыке

- фото из сыгранных спектаклей, концертных выступлений ребенка

г) среда семьи, как место муз. деятельности ребенка

- муз. инструменты

- аудио и видеотехника, записи

- книги о музыке

- альбом достижений ребенка, фото и видеоархив

- домашний музыкальный уголок (театр, оркестр)

д) социум- среда муз. просвещения ребенка

- театральная студия ДДТ

- концертный зал в ДШИ

- концертный зал в РДК

- летняя концертная площадка парке

Проектные мероприятия

- работа со спонсорами и родителями по созданию среды (приобретение и изготовление оборудования, костюмов, записей, книг, инструментов и т.д.)

- презентация на родительском собрании « Муз. зал – любимое место для детей в ДОУ»

- конкурс среди групп на лучший музыкальный уголок

- работа мастерской « Делаем сами своими руками (инструменты и костюмы, изготовленные детьми и родителями)

- создание фотовыставок» Наши достижения» (выступления детей на разных площадках села, грамоты и дипломы)

- показ спектакля( концерта) для родителей и зрителей с целью сбора средств на приобретение необходимого оборудования

II этап- практический

 1 блок – работа с потенциально одаренным  ребенком

 Задача: - Развитие музыкальных способностей талантливого ребенка на основе  индивидуализации обучения.

Проектные мероприятия

  1. диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей ребенка по разработанной программе
  2. 2) составление плана- программы образовательного процесса на основе интеграции базисного и дополнительного образования по музыкальному воспитанию в условиях эксперимента
  3. Составление индивидуальной программы развития ребенка (совершенствование способностей и всех структурных компонентов одаренности:

     а) Развитие и обучение на методическом уровне:

Индивидуализация обучения

трехуровневая дифференциация на

занятиях по муз. воспитанию

Через знакомство со знаковой культурой и освоение  общекультурных способов анализа действительности, разработка технологии

« Использование приемов моделирования в индивидуально - дифференцированной работе по муз. воспитанию»

 Индивидуальные задания разной степени сложности

(И1 – задания для детей уровня ниже среднего;

И2 – задания для детей среднего уровня

И3 – задания повышенной сложности для потенциально одаренных детей)( Создание « Методической копилки приемов»)

Формы работы

- регламентированные занятия по муз. воспитанию (коллективные)

- индивидуальные и подгрупповые муз. занятия

- совместная деятельность с муз. руководителем

б) развитие и обучение в инновационном режиме:

Индивидуализация обучения

Использование специальных методик для

развития определенного  вида способностей (одаренности):

- вокальные способности - методики Емельянова, Огородного,Стуловой, Кацер, Кирюшина и др.

- артистические – методики Сорокиной, Антипинолй, Бурениной, Родиной и др.

- инструментальные – методики Трубниковой, Черниковой,        Рокитянской, Тютюнниковой, Артабалевского, Уточкиной и др.

Разработка рабочей программы и карты индивидуального развития ребенка по развитию определенной способности у талантливых детей

 

Формы работы:

- занятия по интересам (кружок, индивидуальная работа, которая планируется 2 раза в неделю, в вечернее время, вне рамок основной образовательной деятельности.

- различные конкурсы

- развлекательные мероприятия

2 блок- Работа с социумом

Задача: Разработка форм активного сотрудничества образовательного пространства «ДОУ- семья- социум» на основе расширения связи с внешними социокультурными структурами

Проектные мероприятия ДОУ - семья:

Направление сотрудничества - информационно- аналитическое

Цель: выявление интересов, потребностей и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности в общении с одаренным ребенком

Формы работы:

- тесты, анкеты, опросы « Выявление предрасположенности ребенка к различным видам деятельности и одаренности»:

- « Талантлив ли ваш ребенок?»

- « Что вы знаете о дополнительных услугах ДОУ?

- выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, взаимоотношения с членами семьи

- на выявление факторов риска в развитии ребенка.

Направление - познавательное

Цель- ознакомление родителей с возрастными, психологическими особенностями потенциально одаренными детьми

Формы работы

- выступление на родительском собрании « В семье растет талантливый ребенок», « Работа с талантливыми детьми в Японии» (Метод Сузуки Мориса Мартелоло)

« Способности и одаренность – что это такое?»

- семинар практикум « особенности талантливых детей» (совместно с психологами) « Взаимосвязь детско- родительских отношений на становление6 творческой личности ребенка»

- встречи с родителями талантливых детей Бичуры .

Темы:

- « Как вести себя с талантливым ребенком»

- « Проблемы, трудности и радость»

-« Как помочь развиваться ребенку дальше: стратегия дальнейшей жизни»

- выставка педагогической литературы» Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» (представлены книги и статьи, сайты по проблемам одаренности детей)

- « горячая линия» для родителей

Направление – контрольно- оценочное

Цель- анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.

Формы работы

а) экспресс- методы после проведенного мероприятия:

- книга отзывов

- оценочные листы

- фотовыставки

- видеофильм

Выставки достижений (дипломы, грамоты)

б) оценки отстроенного результата:

- собеседование, интервью с детьми (самим ребенком и его друзьями, зрителями)

- учет активности родителей (строки признательности в газете, грамоты «Благодарность» на выпускном бале»)

Направление - информационное

Цель: ознакомление с работой ДОУ, особенностями воспитания детей, формирование знаний о воспитании и развитии

Формы работы

- « День открытых дверей» (просмотр занятий, студийной и кружковой работы)

- открытые просмотры занятий

- информационные проспекты для родителей на стендах, в газете, папках- передвижках: «как родители могут помочь своему ребенку»; « Что делать, если ваш ребенок талантлив»: « Портрет одаренного ребенка»; « Ученые о детской одаренности».

0 видеотека ( представлены презентации, выступления и достижения детей, развивающие фильмы, фильмы о талантливых людях и гениях)

Направление – досуговое

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Формы работы

- совместное проведение праздника с участием талантливого ребенка( Тема « Бенефис», концерт, спектакль и т.п.)

- участие в районных конкурсах (« Веселый калейдоскоп», « Наранаай туяа», « Очаровашки» и др.)

- создание фильма о домашнем семейном творчестве (типа « Мы поем всей семьей», « Наш домашний театр», « Семейный вечер у инструмента».)

- изготовление атрибутов, костюмов

- встречи с интересными людьми (известными коллективами и артистами Бичуры.)

- викторины, семейные кроссворды, ребусы о музыке

- смотры семейного музыкального творчества

- посещение и совместное обсуждение и концертов и спектаклей на сценических площадках села (с  рисунками детей об увиденном)

После поступления в школу:

- помощь в поступлении в школу дополнительного образования (представление портфолио, показ номеров, беседы с педагогами)

- оказание помощи в подборе репертуара, выступлениях в конкурсах, концертах.

- консультации родителей по необходимым вопросам.

ДОУ - ДДТ (дом детского творчества)

- проведение совместного педсовета

« Развиваем творческие способности детей»

- создание совместной программы развития « Родничок» (по развитию творческих способностей детей)

- беседа с руководителями танцевальной и хореографической студии о преемственности работы образовательных учреждений с одаренными детьми

- представление портфолио талантливых детей

- приглашение специалистов ДДТ на различные мероприятия ДОУ с участием одаренных детей

-участие в конкурсах ДДТ для развития творческих способностей детей.

- предварительная запись и просмотр ребенка- дошкольника для посещения студии после поступления в школу

- посещение досуговых мероприятий, отчетных концертов ДДТ педагогами ДОУ

- создание фильма, фотовыставки «Наши выпускники»

ДОУ - школа

- приглашение учителей начальных классов, психолога, руководителей школьных ансамблей на отчетные концерты детей в ДОУ

- представление портфолио, видеофильма о ребенке.

- знакомство представителей школы с семьей и ребенком

- проведение совместного педсовета и разработка программы « Одаренные дети идут в школу»

- посещение педагогами ДОУ творческих мероприятий в начальной школе

- отслеживание результатов и достижений ребенка в школе

- помощь педагогов ДОУ учителям начальной школы в реализации способностей ребенка ( подбор репертуара, музыкальное сопровождение, репетиции, представление и участие в конкурсах.)

ДОУ - ДШИ (проектирование развития личности отдельного ребенка)

  1. Обогащение ребенка впечатлениями и переживаниями с целью развития его музыкальных способностей

– экскурсия в ДШИ, посещение уроков, концертов учащихся ДШИ, организация встречи детей со знакомыми учащимися ДШИ, посещение ДШИ семьей ребенка, знакомство с учителем, выступление ребенка в ДШИ.

  1. планирование дальнейшей деятельности ребенка: определения перспектив его развития и ЗБР. ( представление портфолио и фильма, презентация о ребенке, подбор специальной методики для работы в ДОУ, определение даты записи в ДШИ, выбор инструмента.
  2. Предусматрение возможных затруднений ребенка в период обучения (знакомство педагогов ДШИ с результатами анкет, тестов и предложений психолога ДОУ и беседа с родителями)
  3. Подбор педагогами ДШИ материала, в наибольшей степени отвечающего развитию определенного вида способностей с целью различения его для самостоятельной деятельности ребенка в группе и дома.
  4. Наблюдение педагогами ДШИ и ДОУ за ходом развития способностей ребенка и анализ из развития.
  5. Организация выступлений ребенка- учащегося ДШИ, в ДОУ и школе.
  6. Совместное проведение педагогами ДОУ и ДШИ тематических праздников о композиторах, занятий по знакомству с разными видами искусств.
  7. Углубленная диагностика уровня развития ребенка по запросам родителей.    

ДОУ - РДК.

  1. проведение совместных досуговых мероприятий (праздники, конкурсы)
  2. представление ребенка руководителям студий и ансамблей
  3. посещение педагогом ДОУ и родителями занятий и концертов ребенка в студии РДК.
  4.  Выступления ребенка  с концертом в ДОУ.

 3 блок: Преемственность

ДОУ – семья – социум.

Цель ДОУ - формирование личностных качеств ребенка, развитие его дарований

Цель гражданских институтов села- опора на достижения ребенка- дошкольника и организация практики, развивающей накопленный потенциал.

Принципы взаимодействия:

- непрерывность и единство основного, дополнительного  и семейного воспитания.

- системность в работе

- доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.

Условия:

- выработка общих взглядов на ребенка и понимание его потребностей, мотивов и особенностей.

- согласование взаимодополняющих действий без дублирования друг друга.

- отсутствие стремления к единству в содержании и методах обучения

Формы преемственных связей:

- педагогические советы, круглые столы с участием педагогов и родителей по актуальным вопросам

- планирование и осуществление совместной практической деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты)

Встречи родителей с педагогами

- анкетирование, интервьюирование ребенка ,родителей и  педагогов

III этап – Заключительный

Формы оценки результатов:

  1. Портфолио ребенка
  2. Портфолио педагога (работа в условиях эксперимента)

 Средства оценки результатов:

С детьми:

1) Беседа

Цель: выявить степень принятия ребенком своего статуса.

2)Интервью

Цель: определить мотивационную готовность ребенка к дополнительному обучению, нагрузкам

3) Тест для дошкольников « Хочешь ли ты?»

Цель: определение эмоционального мироощущения ребенка

4)Интервью с ребенком

Цель: узнать о способах эмоциональной поддержки, ожидаемых ребенком от взрослого.

5)Рисуночная методика « Как я представляю себя», « Я – будущий»

Цель: Обратить внимание взрослых на характер эмоционального отношения ребенка к своему дарованию, проецируемого в рисунке

С родителями:

1) Анкета « Мое мнение о моем ребенке»

Цель: проанализировать особенности родительской позиции по отнош9еню к ребенку

2) Опрос « В чем причина трудностей ребенка»

3) Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком (Захаровой)

Цель: Вместе с родителями проанализировать особенности проявлениями эмоциональной чувсвительности к значимым переживаниям ребенка

4)Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в будущем»

Цель: изучение переживаний взрослыми, обсуждение вместе с родителями того, какой они видят будущую жизнь своих детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМА

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМАСоциализация — понятие, широко использующееся в современ­ной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не...

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья - социум».

«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья - социум».Марченко О.А., заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра разв...

«Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи»

Дошкольный возраст – это время становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одной из наиболее важных способностей является способность к познанию. ...

Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника

в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»...