«Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи»
презентация на тему

Аль Зайат Елена Александровна

Дошкольный возраст – это время становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одной из наиболее важных способностей является способность к познанию. Развитие дошкольника во многом зависит от разнообразия видов деятельности, в процессе которых он познает мир. Но именно в познавательно- исследовательской деятельности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Одной из важнейших задач современного образования в рамках ФГОС является формирование исследовательских умений дошкольников.  Исходя из задач ФГОС в образовательной области «Познание», внимание педагогов должно быть ориентировано на познавательно-исследовательскую деятельность дошкольника и на её реализацию. Необходимо организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, поисково-исследовательской активности.

Для этого, используя и обобщив опыт ведущих специалистов в области педагогики и психологии, мы попытались воссоздать единую модель развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.ppsx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи Презентацию подготовила воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35» г. Энгельса - Аль Зайат Е.А.

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская мудрость.

Слайд 3

Детская поисково-исследовательская деятельность: Вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического эксперимент ирования с объектом. Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности, и строящийся на базе ее исследовательского поведения. По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Слайд 4

Цель поисково-исследовательской деятельности: С формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Слайд 5

Задачи поисково - исследовательской деятельности

Слайд 6

Умения детей

Слайд 7

Поисково-исследовательская активность Естественное состояние ребенка, его настроенность на освоение окружающего мира, на его познание. Это внутреннее стремление к исследованию. Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слайд 9

Информационный компонент имеет целью формирование первоначальных знаний с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Он представляет собой программу знаний о разных сферах действительности, которая может рассматриваться как содержание поисковой деятельности детей. Действенно-мыслительный компонент имеет целью освоения детьми поисковых действий практического характера (разрывать, взвешивать др.) и мыслительного характера в связи с познанием объектов и явлений окружающей действительности (сравнивать, сопоставлять, обобщать и др.), и собственной поисковой деятельности (предвосхищать результаты действий, определять и формулировать проблему и цель, высказывать предположения о путях решения проблемы, определять способы их решения и др.).

Слайд 10

Потребностно-мотивационный компонент имеет целью обеспечение проявления мотивов поисковой деятельности с различными объектами познания, прежде всего познавательных как наиболее значимых. Эмоционально-волевой компонент имеет целью развитие эмоциональной отзывчивости к объектам окружающего мира, эмоционально-волевой готовности заниматься поисковой деятельностью с ними, развитие эмоционально-чувственного опыта ребенка в поисковой деятельности.

Слайд 11

Изучив педагогические технологии и методы, исследователи пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания окружающего мира являются : - метод детского экспериментирования, - метод проектов, - метод моделирования проблемных ситуаций Данные методы актуальны, так как поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи . Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Слайд 12

Развитие поисковой активности через экспериментирование Детское экспериментирование – особая форма поисково-исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). Детское экспериментирование – стержень любого процесса творчества.

Слайд 13

Принципы исследовательского обучения Реализации исследовательского подхода в разных видах деятельности (создание исследовательского пространства, предметно-развивающей среды в ДОУ) Последовательности (от простого к сложному) и Доступности (тема эксперимента должна быть выполнима) Научности (получение реальных знаний, правильно отражающих действительность, высокая компетентность педагога) Природосообразности (учет возрастных особенностей, дети не могут долго концентрировать внимание, тема должна быть интересна) Педагогической поддержки и обеспечения переживания детьми радости открытия Непрерывности исследовательской деятельности ( экспериментрирование в условиях семьи и ДОУ) Партнерского сотрудничества взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) и детей в экспериментировании

Слайд 14

Экспериментирование во второй младшей группе №5 Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно мною используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной совместной с воспитателем деятельности, на прогулке и дома.

Слайд 15

Програмно-методическое обеспечение

Слайд 16

Уголок «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Слайд 18

Схемы для проведения опытов, мнемотаблицы .

Слайд 19

Картотека опытов во второй младшей группе

Слайд 20

Изучение свойств воды Пробуем на вкус – вода не имеет вкуса

Слайд 21

Переливаем воду из одной ёмкости в другую – вода текуча.

Слайд 22

Опускаем в воду бумагу. Бумага намокла. Вода смачивает предметы.

Слайд 23

Окрашиваем воду .

Слайд 25

Анализируем , сравниваем, делаем выводы.

Слайд 26

Растворяем в воде сахар и песок.

Слайд 27

Взаимодействие с родителями Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для родителей разработаны рекомендации «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Признаки познавательной активности» Проведены консультации на темы: «Опыты в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Родительское собрание на тему: «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Слайд 28

Консультации для родителей

Слайд 29

ЛИТЕРАТУРА «ОБНОВЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ЩЕТИНИНА В.В., Вектор науки ТГУ. № 4 (22), 2012 «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ФАРТАК Л.И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, Москва , 2015. Цыгикало А. П., Попова Т. П., Решетняк Е. А., Детынченко О. А. Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 58-63. "Методика исследовательского обучения младших школьников» Савенков А.И., Издательство «Дом Федорова», 2015 г. Евгений Крашенинников: Развитие познавательных способностей дошкольников. ФГОС, Мозаика-Синтез 2014

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в ДОУ и семье.

Развитие у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. ...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

План работы по самообразованиюна  2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...