ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
презентация

ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

 

Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с изменениями и дополнениями).

В п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения:

  • инклюзивное,
  • дистанционное образование,
  • или индивидуальное обучение на дому.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальная образовательный маршрут разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

4) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения

Выбор ИОМ для детей с ОВЗ должен осуществляться на основании таких факторов как:

возраст учащегося;

состояние его здоровья;

уровень готовности к усвоению материала из школьной программы;

интересы ученика, его особенности и потребности в достижении определенных учебных успехов;

уровень квалификации педагогического состава учебного учреждения.

Что представляет собой индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с целью образовательного и психолого-педагогического сопровождения для реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении. Это позволяет решить проблему направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.

Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут

В создании индивидуального маршрутного листа для ребенка с ОВЗ должен участвовать школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: учителя, психолог, логопед, дефектолог, педагоги допобразования. Также в работу включается администрация во главе с директором школы.

Администрация отвечает за общее руководство образовательным процессом, внесение соответствующих правок в устав школы, за создание и принятие приказов, положений, обеспечивающих возможность ведения коррекционно-образовательной деятельности. Кроме того, директор образовательного учреждения несет ответственность за содержание и выполнение ИОМ.

В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем учащихся, а также - внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.

Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в создании программ обучения, а также помощи учителю в реализации учебного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как механизм реализации адаптированной образовательной программы

ИОМ включает в себя:

• учебный план и соответствующие рабочие программы;

• направления и программы коррекционной и развивающей работы;

• направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

Алгоритм проектирования ИОМ:

1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ специалистами сопровождения (диагностика, заключения основным педагогом и специалистами сопровождения).

2. Обсуждение намеченных действий на заседании школьного консилиума, утверждение.

3. Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ПМПК).

4.Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы).

5. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка.

6. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии). Возможные коррективы ИОМ.

7. Мониторинг реализации ИОМ (отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации). По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  1. особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  2. профессионализмом педагогического коллектива;
  3. возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  4. возможностями материально-технической базы школы.

Задачи индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут для школьника с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями учеников и уровнем их развития.

Главными задачами создания образовательного маршрута являются:

  1. создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации учеников, а также их социальному и личностному развитию;
  2. решение задач личностно-социального развития воспитанника;
  3. создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;
  4. организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ученика;
  5. выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.

Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в школе у ребенка должно формироваться положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван помочь школьнику осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ОВЗ

В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ в школе прописываются цели и задачи. Цель может быть описана общими словами. Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации школьника с ОВЗ, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития.

Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.

Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику ученика, и обязательно - содержание индивидуального образовательного маршрута. Содержание ИОМ состоит из:

  • психолого-педагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на ученика, учет его особенностей, использование современных технологий обучения);
  • программно-методического обеспечения (использование цифровых ресурсов образования, диагностического и коррекционно-образовательного инструментария, учебно-методических комплексов и учебных программ);
  • кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами, логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.);
  • материально-технического обеспечения (учитывается наличие пандусов, полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.);
  • информационного обеспечения;
  • содержания образовательных программ (создаются индивидуальные образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС);
  • педагогических методов воспитания и образования;
  • ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.

Индивидуальная программа развития (ИОП) - это возможность достижения обучающимися с особыми образовательными потребностями успеха в учебном процессе. Если обучающиеся преуспевают в учебе в соответствии со своими возможностями и делают это самостоятельно, то можно утверждать, что инклюзивное обучение удовлетворяет их потребности, а школа создает специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vybor_individ._marshruta.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выбор индивидуального образовательного маршрута

Слайд 2

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 3

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с изменениями и дополнениями). В п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения: инклюзивное, дистанционное образование, или индивидуальное обучение на дому. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Слайд 4

Индивидуальная образовательный маршрут разрабатывается для следующих категорий обучающихся : 1) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики; 2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды; 3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды; 4) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения. В создании индивидуального маршрутного листа для ребенка с ОВЗ должен участвовать школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: учителя, психолог, логопед, дефектолог, педагоги дополнительного образования . Также в работу включается администрация во главе с директором школы. В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем учащихся, а также - внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей. Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в создании программ обучения, а также помощи учителю в реализации учебного процесса.

Слайд 5

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как механизм реализации адаптированной образовательной программы ИОМ включает в себя: • учебный план и соответствующие рабочие программы; • направления и программы коррекционно-развивающей работы; • направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ. Работа над созданием индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя этапы: 1. Наблюдение. 2. Диагностика. 3. Конструирование. 4. Реализация. 5. Итоговая диагностика. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: 1. особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; 2. профессионализмом педагогического коллектива; 3. возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы школы.

Слайд 6

Главными задачами создания образовательного маршрута являются: 1. создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации учеников, а также их социальному и личностному развитию; 2. решение задач личностно-социального развития воспитанника; 3. создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка; 4. организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ученика; 5. выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.

Слайд 7

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ОВЗ В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ в школе прописываются цели и задачи. Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности. Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику ученика, и обязательно - содержание индивидуального образовательного маршрута . Содержание ИОМ состоит из: • психолого-педагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на ученика, учет его особенностей, использование современных технологий обучения); • программно-методического обеспечения (использование цифровых ресурсов образования, диагностического и коррекционно-образовательного инструментария, учебно-методических комплексов и учебных программ); • кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами, логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.); • материально-технического обеспечения (учитывается наличие пандусов, полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.); • информационного обеспечения; • содержания образовательных программ (создаются индивидуальные образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС); • педагогических методов воспитания и образования; • ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.

Слайд 8

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) - это возможность достижения обучающимися с особыми образовательными потребностями успеха в учебном процессе.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....