Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
статья
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое наразрывно связано с общими процессами интелектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 258.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка
(важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада.
Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Методы, используемые в работе:
беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап (мониторинг)
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики (мониторинг).
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь)
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные).
По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины».
Второй этап - диагностический (мониторинг)- первая неделя ноября
Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-логопедом и педагогом-психологом, музыкальным руководителем ДОУ и инструктором по физической культуре. К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям и включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.
Третий этап конструирования ИОМ.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
Индивидуальный образовательный маршрут строится на основании следующей информации:
1. Характеристики воспитанника ДОУ.
2. Характеристики семьи ребенка.
3. Внешнего вида ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)
4. Группы здоровья. Есть ли у него хронические заболевания.
5. Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики.
6. Характеристики внимания, памяти и мышления ребенка.
7. Описаний знаний ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.
8. Характеристики речи дошкольника
Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности (выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.)
Четвертый этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На пятом этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).
(Вторая неделя апреля)
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).
Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка.
О её ходе, прогрессе, проблемах ребенка родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.
Психолог: чрезмерно возбудимыми или слишком застенчивыми, неспособными сконцентрировать внимание на выполнении игровой задачи, выполнить поручение, просьбу.
Логопед: занимается постановкой правильной речи
Инструктор по физической культуре: занимается с детьми со сложностями с выполнении некоторых движений, физических упражнений (ходьба по скамье, наклонной доске, лазанье по гимнастической стенке и пр.).
Далее, для примера, представлен индивидуальный подход к одному из моих воспитанников.
Антон пришел к нам в старшую группу, точнее был переведён к нам в 5 лет из параллельной возрастной группы. Причиной послужило: постоянные конфликтные ситуации со сверстниками, агрессивное поведение, что стало приводить к недовольству родителей других детей.
В это время в нашей группе уже был сформирован дружный, сплочённый, весёлый коллектив. Дети приняли его очень хорошо. Перед нами стояла задача: адаптировать ребёнка в нашем коллективе, раскрыть его как личность, показать ему его же возможности, сдружить с ребятами. Для это был разработан индивидуальный маршрут развития для него.
ИОМ был разработан на основании следующей информации:
Имя ребёнка | Антон В. |
Характеристика ребёнка | *отдельное приложение |
Внешний вид | Телосложение нормальное, пропорциональное Рост, вес- соответствует возрастным нормам |
Двигательные навыки | Физически развит, подвижен, спешит, стремится всегда быть первым, не достаточно скоординирован в пространстве. Вынослив. |
Моторика | Мелкая моторика значительно уступает развитию крупной |
Предметные действия | В игре использует предметы-заместители, может анализировать, выделив признаки предмета, пространственное расположение, подобрать схожие по признакам подобные предметы |
Познавательная деятельность | Устойчивый познавательный интерес |
Общий запас знаний | Запас знаний достаточен для возраста |
Эмоционально - волевая сфера | Эмоционально неуравновешен, невыдержан в общении со сверстниками и взрослыми, плаксив, бывает агрессивен Упорен в достижении цели, упрям. Завышенная самооценка, перебивает сверстников, стремиться дать первым ответ на любой вопрос. |
Игра | Предпочитает спортивные игры, соревновательного характера, нацелен на успех |
Продуктивные виды деятельности | Добивается совершенствования упорным повторением игровых действий, симпатизирует определенным детям (таким же подвижным и упорным) игры с другими игнорирует. Может уступить, любое поражение- ведет за собой новые тренировки. Карандаш держит неуверенно, недостаточно развито воображение и нет желания прорисовывать детали, изображения не чёткие, смазанные, в рисунках мало цвета. Ножницами владеет слабо. |
Речь | Словарь сформирован выше возрастных норм, в связной речи присутствует нарушение смысловых связей, хорошо развит фонематический слух. способен сделать звуковой анализ и синтез, есть слоговое чтение. |
Внимание | Внимание устойчивое формируется произвольное внимание, объем и концентрация соответствует возрастным нормам |
Пространственные и временные представления | Свободно ориентируется во временах года, частях суток, на листе бумаги может определить верх, низ, середину, затрудняется в определении право-левого положения, не знает последовательность дней недели. |
Память | Хорошо запоминает стихи, объем памяти хороший, память долгосрочная |
Мышление | Логическое мышление развито на уровне личного опыта, начинает устанавливать причинно-следственные связи, умеет выделять общие признаки предметов, классифицировать их по общим признакам |
Исходя из полученных сведений была разработана:
Карта индивидуального образовательного маршрута Антона В. (5 лет) Социально-коммуникативное развитие
проблема | 1.ДОУ посещает без удовольствия, не редко утро начинается со слез 2.Не сформированы навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками ( бывает агрессивен, щипается, толкается, бывает плаксив и обидчив) 3.Не сформирована способность саморегуляции эмоциональной сферы собственных действий. |
задачи | 1.Создать условия для позитивной адаптации ребенка в ДОУ 2.Помочь установке доброжелательных отношений со сверстниками 3. Учить регулировать свои эмоции |
взаимодействие с семьёй | 1.Привлечь родителей к совместным мероприятиям в группе по созданию благоприятной обстановки пребывания ребенка в ДОУ: оформление фотовыставки «Моя семья», «Знакомьтесь, это я! И др., участие в вечерах досуга 2.Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка». 3.Рекомендовать записать ребенка на плавание |
Используемые педагогические технологии и методики, методы и приемы | Проведение ситуативных бесед на различные темы (о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т. д.), чтение и обсуждении рассказов В. Осеевой и др. Создание фотоальбома «Моя семья» Игра на повышение собственной самооценки «Король» Дыхательная гимнастика Игры направленные на доброжелательное отношение к сверстникам "Комплименты", "самый лучший", "Вежливые слова" Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния других "Зеркало" Игры направленные на внимание к другим детям "Испорченный телефон", "Кто спрятался?", "Чей предмет?, "Что изменилось?". Театрализованные игры и упражнения в мимике и пантомимике. Разыгрывание знакомых сказочных сюжетов, предложение исполнить различные по амплуа роли разучивание народных игр, игры-приветствия, телесных и контактных игр. |
работа со специалистами | Педагог-психолог: сказкотерапия, аутотренинг Музыкальный руководитель: вовлечение в совместное пение, музыкальные игры, инсценировки песен. Игра на музыкальном инструменте «Озвучь героя», игра в оркестре, народные хороводные игры |
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Вот некоторые игры, которые были использованы, при работе с данным воспитанником.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Воспитатель: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Кирилл, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» .Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
Игра Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра «Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
В эту игру я играла с Кириллом сначала вдвоем, потом он играл с ребятами.
Игра «Здравствуй друг».
Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.
Хочется отметить что, ребята, активно помогали ему адаптироваться, с удовольствием брали в игру. По прошествии времени у него появились друзья, которые приглашали его на праздники и дни рождения (родители также сдружились)
Ребенок быстро адаптировался в группе и коллективе, стал более спокойным, приветливым, дружелюбным, детский сад посещал с удовольствием, показывал хорошие результаты во всех видах деятельности, принимал участие в конкурсах разного уровня и занимал призовые места. Вместе с мамой он участвовал в одном из районных конкурсов, где они заняли первое место. Сейчас ребенок ходит в первый класс, где показывает отличные результаты и достижения. С полной уверенностью могу сказать, что своевременная совместная работа воспитателей, педагогов и родителей дала хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2017-2018 учебный год2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образов...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрути индивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развитиядля ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП) Цель: выстраивание системы работы...