Отчёт по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1»
Отчёт
по самообразованию
по теме: «Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Тихомирова Наталья Михайловна
г. Черняховск
2024 г.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребенком, должны приложить усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет», так как многие дети плохо разговаривали, у них нарушено звукопроизношение, разговорная речь у некоторых практически полностью отсутствовала, словарный запас скуден и невелик. Общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось в виде просьб или неречевых средств (мимика, жесты, интонация).
Цель работы:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь.
2. Вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм.
3. Способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ.
4. Воспитывать гуманные отношения.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом стали народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый текст, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем. Потешки не только легко запоминаются, но еще легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты. Также потешки используются для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Воспитание звуковой культуры речи осуществлялось через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Зайка серенький сидит…», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Мы капусту рубим», «Здравствуйте, ладошки…» и т. д.
К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова четче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание обращалась к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня впервые дни посещения детского сада, когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором. Заклички чаще применяются при выходе на прогулку.
Трудно представить мир ребенка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остается с ним навсегда. Почти каждый день я читала детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматривала с детьми красочные картинки, давала возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз.
Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Каравай», «Гуси-гуси» и д. р.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи – петушка, ежика, собачку, зайчика. Введенная игровая мотивация побуждает проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать).
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно – развивающей среды.
В течение года мы в сотрудничестве с родителями и детьми оформили «Уголок книжки-малышки», содержанием которых стали всевозможные потешки, сказки, загадки, оформленные красочными яркими иллюстрациями. В процессе их изготовления дети безусловно участвовали и на протяжение года мы постоянно пересматривали и перечитывали эти рукотворные книги.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги-раскладушки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Все это дает детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В папке-передвижке помещены консультации «Роль фольклора в развитии детей», «Малые формы фольклора».
Очень важна работа, проводимая с родителями. Рекомендовала родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформила для них папки – передвижки на тему: «Воспитываем сказкой», «Растим говоруна», подготовила консультации на тему «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка», «Фольклор как средство эмоционального развития ребенка».
В ходе работы с родителями мной проводились консультации на тему «Учусь разговаривать», давались практические советы, рекомендации, как в рамках родительского собрания, так и индивидуально.
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогли мои участия во Всероссийских вебинарах.
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, дети научились отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...

План работы по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной методической разработке представлен план работы по теме самообразования на год. ...
самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...
План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...